четверг, 23 июля 2009 г.

Симон Вуэ (1590-1649) - «Геркулес среди богов Олимпа»

Художник Симон Вуэ (1590-1649). Французская школа. «Геркулес среди богов Олимпа». Холст, масло. 143х208 Государственный Эрмитаж

Эжен Каррьер (1849-1906) - «Портрет поэта Поля Верлена»

Художник Эжен Каррьер (1849-1906). Французская школа. «Портрет поэта Поля Верлена». Литография. Дрезденская картинная галерея

среда, 22 июля 2009 г.

Питер де Хох (1629?—1684) - «Кладовая», «Голландский интерьер»

Питер де Хох (1629-1684)Голландский художник, представитель бытового жанра.
Родился Питер де Хох в Роттердаме, учился в Харлеме у Н. Берхема, где испытал сильное влияние Ф. Хальса. Последние два десятилетия своей жизни прожил в Амстердаме, но период творческого расцвета художника связан с Делфтом, в котором он поселился в 1655 г. Художественная атмосфера этого небольшого города, искусство его великого современника Я. Вермеера помогли раскрыться лирическому дарованию Хоха. Его маленькие шедевры изображали сцены из жизни голландских бюргеров, в уютных интерьерах их домов и небольших тщательно уложенных двориках ("Хозяйка и служанка", ок. 1660; "Кладовая" ок. 1658). Любимые герои полотен художника - женщины: хозяйки, матери, служанки, погруженные в повседневные хлопоты и заботы ("Мать у колыбели"). Изображенные мастером интерьеры с анфиладами комнат и дворики, наполненные светом и воздухом, любовно выписанные детали и нежно-золотистый колорит создают интимный, поэтический мир и великолепно передают дух спокойствия и благополучия, царивший в Голландии.
После переезда в Амстердам Питер де Хох пережил творческий упадок. Простота и естественность прежних работ уступают место роскоши изображаемых мраморных дворцовых интерьеров, с колоннами и открытыми террасами, с праздно гуляющими компаниями дам и кавалеров ("Игра в карты").
Художник Питер де Хох (1629?—1684), Нидерландская школа. «Кладовая» (фрагмент). Королевский музей в Амстердаме.
Художник Питер де Хох (1629?—1684), Нидерландская школа. «Голландский интерьер»(фрагмент). Мюнхен, Бавария. Государственная художественная коллекция
Pieter de Hooh (1629-um 1677)
Holländische Wohnstube (Ausschnitt)
A Dutch interior - München, Bayr. Staatsgemäldesammlung

Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884) - «Junilandschaft mit dem Regenbogen»

Художник Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884), Немецкая школа. «Junilandschaft mit dem Regenbogen» (Июньский пейзаж с радугой). Холст, масло. 96х151,5. Дрезденская картинная галерея

ВИЛЛЕМ КАЛЬФ (1619—1693) - «Натюрморт с китайской суповой миской»

Художник ВИЛЛЕМ КАЛЬФ (1619—1693), Голландская школа. «Натюрморт с китайской суповой миской». 1662 Берлин-Далем. Государственный музей

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 212128?

Биллем Кальф — крупнейший голландский мастер натюрморта. Голландцы называли картины с изображением вещей «Stillven», что означает «тихая жизнь». Одной из целей натюрморта в Голландии было выразить опосредованное через мир предметов идеальное представление о мирном течении человеческой жизни, об уюте, довольстве и красоте повседневного бытия.

В отличие от фламандского, голландский натюрморт обладает камерным, интимным характером. Обычно, это небольшие картины, рассчитанные на стены скромных жилищ голландских бюргеров. Натюрморты Кальфа отмечены печатью высокого художественного мастерства.

В «Натюрморте» из Берлина вы видите несколько предметов, собранных на краю мраморного стола. Золотые часы, заморские фрукты, лимон и апельсин, высокий бокал с вином, роскошный восточный ковер и суповую миску из китайского фарфора с рельефными фигурками. Они изображены на теплом коричневом фоне, освещенные солнечными лучами, падающими слева из окна. Свет заставляет мерцать и сиять предметы, выявляя их индивидуальные черты и сообщая им благоразумную одухотворенность. Каждая вещь прекрасна по форме, совершенна в своем роде как создание искусных человеческих рук и тонкого художественного вкуса. Предметы с точным расчетом сопоставлены друг с другом, чтобы обнаружить не столько свои материальные, сколько своеобразные эстетические свойства. Поэтическое содержание натюрморта Кальфа скрыто в одухотворенной атмосфере изысканного вкуса, которую создают прелестные изделия.

Арт де Гельдер (1645-1727) - «Туалет Эсфири»

Особое место в голландской живописи конца 17—начала 18 в. занимает Арт де Гельдер (1645—1727). Гельдер был учеником Рембрандта в последние годы жизни великого мастера и, в отличие от большинства других его учеников, остался верным его традициям. Он глубже других воспринял особенности живописного метода Рембрандта и пытался следовать им даже в начале 18 в., когда сам Рембрандт был уже давно забыт.
В своих ранних работах, например в дрезденской картине «Христос и Пилат перед народом» (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя. Более самостоятелен Гельдер в таких своих произведениях, как «Руфь и Вооз» (Вена), «Ассур и Аман» (Берлин), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитаж и «Художник в мастерской» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Картины Гельдера, выдержанные в темных оливково-коричневых тонах, написаны в свободной живописной манере; художник любит применять изощренные фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее обратным концом кисти. Последняя крупная работа Гельдера — цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффенбурге, Мюнхене и Амстердаме)— отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма.
Художник А.де Гельдер (1645-1727), Голландская школа. «Туалет Эсфири». Потсдам, дворец Сан-Сусси
Картина на библейский сюжет.
Живущий в Персии еврей Мордехай отказывается поклониться придворному сановнику Аману. В отмщение Аман задумал истребить всех обитавших в Персии евреев и отобрать их собственность, упуская из виду то, что царица Эсфирь еврейка и двоюродная сестра Морддезая.
Аман ухитрился получить у царя Артаксеркса указ, которым предписывается уничтожить всех евреев. При чём изданный указ не может отменить никто, даже сам царь. Под влиянием Мордехая, эсфирь признаётся супругу, что она еврейка, и умоляет спасти её народ от истребления. Артаксеркс издаёт другой указа, который разрешает иудеям вооружиться и при поддержке персидских властей выступить против тех, кто в назначенный день попытается исполнить предыдущее царское веление. Далее царь отправил Амана на виселицу и назначил на его место Мордехая.
На картине изображена Эсфирь, которая собирается на пир, взволнована и одновременно полна решимости. она хочет вступиться за народ евреев перед своим супругом. Над царицей склонился её двоюродный брат Мордехай.

вторник, 21 июля 2009 г.

Карл Шпицвейг (1808-1885) - «Улица старинного немецкого города при лунном освещении»

Карл Шпицвег (1808 — 1885)
Самый яркий мастер немецкого бидермейера (раннего немецкого реализма 1840—1860-х годов) Шпицвег был высокоодаренным художником-самоучкой, вошедшим в историю европейского искусства XIX столетия прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Среди немецких художников XIX века ему и Адольфу Менцелю принадлежит исключительное место в раннем обращении к пленэрной живописи.
Шпицвег занимался в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена, затем — на фармацевтическом факультете Мюнхенского университета. Увлечение живописью, акварелью, рисунком побудило его к путешествиям, и в 1832 году он впервые посетил Италию. Готовясь к поступлению в мюнхенскую Академию художеств, он начал регулярно заниматься живописью, однако в Академию его не приняли из-за возраста. Это не умалило желания Шпицвега стать профессиональным художником. В 1830—1860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине. Наградой за его кропотливый труд и исключительную живописную одаренность стали известность и признание коллег: в 1868 году он стал почетным членом мюнхенской Академии художеств. ДАЛЕЕ
Художник Карл Шпицвейг (1808-1885), Немецкая школа. «Улица старинного немецкого города при лунном освещении». Акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Уильям Аллан (1782-1850) - «Башкиры»

Аллан (Allan) Уильям (1782—1850). Шотландский живописец-романтик, родился в Эдинбурге. В раннем возрасте стал учеником в Школу Дизайна. По ее окончании переехал в Лондон; но первоначально успеха не имел. Отдал дань экзотической для шотландца российской тематике. В России, куда он отправился в 1805 в поисках «волнующих новых тем для его карандаша», Аллан провел 9 лет. Некоторое время он жил в Петербурге, где писал портреты, путешествовал по Украине, Крыму, Кавказу и Прикаспийским степям. В Эдинбург Аллан вернулся в 1814 с большой коллекцией предметов быта, одежды и оружия, которую использовал при создании произведений из жизни малоизвестных в Европе народов. Во время пребывания в Эдинбурге в 1816 великий князь Николай Павлович (с 1825 г. император Николай I) посетил мастерскую Аллана и купил у художника три картины для Аничкова дворца, своей резиденции в Петербурге.

В Шотландии Аллан сблизился с Вальтером Скоттом. В середине 1820-х он предпринял путешествие по Южной Европе и Малой Азии, в 1834 — по Испании. Затем он посетил Бельгию, где тщательно исследовал поле битвы при Ватерлоо, результатом чего стали несколько грандиозных картин на темы сражения. В 1844 Аллан опять посетил Россию, где создал картину «Петр Великий учит своих подданных кораблестроению» (1845), которая была выставлена в Академии художеств и куплена императором для Зимнего дворца. В 1839 был избран президентом Королевской Шотландской Академии художеств. В 1842 посвящен в рыцари.
Художник Уильям Аллан (1782-1850),Английская школа. «Башкиры». 1814. Холст, масло. 43х63 см. Государственный Эрмитаж