|
ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788). Рыночный воз. Исполнено в 178б году. Холст, масло. 184х153 см. Лондонская национальная галерея |
Пейзаж был «первой любовью» Гейнсборо, но этот жанр живописи не приносил дохода, поэтому художнику приходилось
писать много портретов. Правда, и в них мастер изливал свои чувства пейзажиста. Как бы то ни было, портреты
он писал для заработка, пейзажи - для души.
Рыночная повозка, нагруженная продуктами, едет в город. Хотя формально перед зрителем - жанровая сцена,
картина, в первую очередь, представляет собой пейзаж: в ней доминируют лес, дорога, дали. Это один из последних
пейзажей художника. Работа впервые была выставлена в 1786. К тому времени живописец рассорился с Королевской
академией искусств (с 1784 он был ее членом-учредителем) и стал выставлять свои произведения самостоятельно,
в мастерской в Лондоне. Примечательно, что фигура лесника, собирающего хворост, была, как свидетельствуют документы,
написана позже, в следующем году.
Данная лучшая картина позднего периода творчества Гейнсборо как бы указывает путь другому замечательному
английскому пейзажисту - Джону Констеблу. Последний так определил кредо Гейнсборо, близкое ему самому: «Ему
не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг».
|
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London) Portrait of a lady, identified as Lady Louisa Clarges in a white dress with a pearl necklace. Oil on canvas. (76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон ). Портрет дамы, идентифицированный как леди Луиза Кларджез в белом платье с жемчужным ожерельем. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см |
|
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Christopher Griffith, Jr., of Padworth. Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет Кристофера Гриффита младшего Падворфа. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см |
|
ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788). Дочери художника. Исполнено в 1760-1761 гг. Холст, масло. 75,6 х 63 см. Лондонская национальная галерея |
Полотно является одним из шести известных двойных портретов дочерей художника - Мэри и Маргарет. Работа выполнена в городе Бат, куда Гейнсборо переехал в поисках более культурных и богатых заказчиков примерно в 1760-1761 годах. Картина отличается от детских портретов, написанных на заказ, как позой, так и отсутствием желания выставить напоказ богатство родителей. Художник показывает дочерей в неформальной и естественной для них обстановке, как и в предыдущей картине «Дочери художника, ловящие бабочку», также выставленной в Национальной галерее. Окончены только красивые головки, а остальная часть композиции набросана быстрыми мазками по грунтовке цвета охры, что делает понятными для нас модули, из которых Гейнсборо строит свое видение. Две фигурки как будто заключены в овале, обозначенном объятиями старшей сестры, движение которой подхватывают внизу руки младшей. Небесный проблеск на заднем плане отражает в вышине то же круговое движение. Мы воспринимаем со всей очевидностью теплоту этого пылкого и творческого момента, чувство, с которым взгляд художника, как и наш, ласкает лица любимых девочек.
Картина является незавершенным эскизом. Фигурка кошки чуть намечена, и мы не знаем, собирался ли Гейнсборо дописать ее или убрать из композиции, как можно судить по контуру руки Маргарет.
Даниэла Тарабра
|
Thomas Gainsborough - The Painter's Daughters chasing a Butterfly - Томас Гейнсборо. Дочери художника ловящие бабочку. Лондонская национальная галерея |
|
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Mrs Watson (1767-1818), later Lady Sondes. Oil on canvas. 125.7 x 101 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет миссис Уотсон (1767-1818), позже леди Зонды. Холст, масло. 125,7 х 101 см |
|
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of a Gentleman in a brown coat with gold trim and a tricorn. Oil on canvas. 76.2 x 61 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет джентльмена в коричневом пальто с золотой отделкой и треуголке. Холст, масло. 76,2 х 61 см |
|
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of a young girl, traditionally identified as Mary Gainsborough in a white dress. Oil on canvas. 55.9 x 43.2 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет молодой девушки, традиционно определённой как Мэри Гейнсборо в белом платье. Холст, масло. 55,9 х 43,2 см |
|
Thomas Gainsborough - Mr and Mrs William Hallett (The Morning Walk) - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Утренняя прогулка. Исполнено в 1785 г. Холст, масло 236x179 см. Лондонская национальная галерея |
Во второй половине XVIII века восторженное прославление, типичное для аристократического портрета, в английской живописи уступило место спокойной верности истине. Уильям и Элизабет Халлетт поженились в июле 1785 года. Их свадебный портрет был закончен, вероятно, осенью того же года. На этой свадебной картине - одном из немногих известных портретов, где супруги изображены вместе, - фигуры размещены среди пейзажа. Он, хотя еще и не имеет автономной силы романтического видения, уже не является безжизненным и инертным фоном, но вибрирует теми же ритмами и дышит той же изменчивой прозрачностью, что и герои. Художник еще не носит открыто с собой мольберт, но восстанавливает по памяти в своей мастерской с помощью эскизов, лежащих перед глазами, ощущение природы, воспринимаемой как прямой источник вдохновения, как такой же персонаж картины, как и супруги. Легкость подвижного и мерцающего мазка, умелое дозирование света, улыбающаяся свежесть цвета растворяют фигуры в окружающем пейзаже, текучем и воздушном, как платье и напудренная прическа миссис Халлетт.
Чувству Гейнсборо милы только отблески света на шелке и атласе, на глубоких складках бархата, на тонких кружевах, на перьях головного убора, напоминающих лисий мех.
Даниэла Тарабра
Изобретение в XIX веке фотографии сразу же отразилось на живописи. С одной стороны - позитивно, т.к. многие художники, в том числе и импрессионисты, стали использовать фотографии как подспорье для создания картин. Но с другой стороны наличие фотографии подтолкнуло художников искать новые формы выражения своих замыслов, а художники, которые честно, аккуратно изображали то, что видели, вышли из моды на том основанию, что для создания таких картин достаточно сделать фотоснимок. Однако для того чтобы сделать хорошую фотографию вовсе недостаточно просто "навести и щёлкнуть". Хотя фототехника постоянно совершенствуется и современный фотоаппарат - это уже не только фотоаппарат, но и видеокамера, и мастерская для обработки снимков, но всё равно, фотографирует конкретный человек и именно от него зависит каков будет результат. Одно дело фото на паспорт, где основное требование - размер и "чтобы уши были на месте", совсем другое - пейзаж или жанровая фотография. Конечно, чем лучше используемая фототехника - тем шире возможности. На обычной "мыльнице" будет весьма затруднительно получить потрет "под Рембрандта", а вот зеркалка, даже самая простая дешёвая - позволит сделать такой снимок. Однако "мыльница" легко умещается в кармане и её можно постоянно иметь при себе, а зеркальную камеру надо держать в специальной сумке, что не всегда удобно. Поэтому прежде, чем сделать выбор просто необходимо хорошо
изучить ассортимент и соотнести его со своими целями и возможностями.