четверг, 15 ноября 2012 г.

Франческо Гварди (1712-1783) - итальянский мастер городского пейзажа.

Франческо Гварди (1712-1783). Венецианская школа. Венецианский дворик. Холст, масло. 38х26 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Открытка из набора "Итальянская живопись. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва"
Франческо Гварди (1712-1783). Вид площади с дворцом. Исполнено между 1775 и 1780 годом. Холст, масло. 27х23 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Среди многих венецианских пейзажистов XVIII века особенно выделяется Франческо Гварди - художник, как никто другой воплотивший в своих камерных картинах многочисленные улочки и окраины Венеции. Все эти уголки, переданные с особенной теплотой и любовью, населены людьми, и они не являются декорацией или дополнением к пейзажу. Картину можно отнести к «каприччо» - так называемым фантазиям художника на архитектурную тему.
В небольшой картине «Вид площади с дворцом» во дворе и под аркой видно множество людей, занятых своими повседневными делами, которых живописец представил в движении. Зритель наблюдает за ними сквозь широкую арку большого старинного здания. Гварди всегда интересовался проблемой передачи освещения. В представленном произведении он блестяще справился с задачей, показав контраст затененного пространства под аркой, где свет борется с темнотой, и залитого солнцем палаццо в глубине двора.
Любимыми объектами творчества Франческо были заброшенные, часто - полуразрушенные строения, которые он изображал в своих  «каприччо».  Встретить такие строения непросто, так как имеется хорошая возможность сдать помещение в аренду и  оно не только перестанет разрушаться от времени, но и будет приносить неплохой доход.  
Франческо Гварди (1712-1783). Мол, набережная Скьявони и лагуна у Сан-Марко. 1760-1765. Холст, масло. 122х1 52,S. Метрополитен, Нью-Йорк.
Венецианец Гварди почти все свое творчество посвятил «ведуте» - изображению городских пейзажей. Главной героиней его картин была Венеция. Он часто рисовал какие-либо уголки своего любимого города и реже - панорамы,подобные той, что представлена на этом полотне.
На переднем плане показана лагуна с кораблями, лодками и людьми в них, а вдали, за всей этой кипящей жизнью, видны Дворец дожей, площадь Сан-Марко и Торре дель Оролоджо - Башня с часами, и надо всем раскинулось огромное небо с плывущими по нему облаками. Все три стихии, царствующие в этом городе, - вода, земля и небо занимают в картине Гварди равное положение.
Особенностью живописи художника было еще и то, что он умел передавать влажный венецианский воздух,окутывающий здания и людей и придающий им зыбкие, слегка плывущие очертания. Гварди хорошо знал законы пленэрной живописи, в его время мало кем постигнутые.

среда, 14 ноября 2012 г.

Алексеев-Сыромянский Н.М. (1813-1880) - Портрет художника Раева В.Е.

Алексеев-Сыромянский Н.М. (1813-1880). Портрет художника Раева В.Е. Исполнен в 1851 г. Холст, масло. Овал 66х55 см. Горьковский художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
АЛЕКСЕЕВ-СЫРОМЯНСКИЙ, Николай Михайлович (1813-1880) - живописец и мозаичник. Зять Александра Васильевича Ступина (1776-1861), отец Михаила Николаевича Алексеева (1842-после 1867). В 1820-1828 гг. учился в Арзамасской школе А.В. Ступина, с 1829 г. (в книге ошибочно указано 1929) - вольноприходящий ученик Академии художеств. После женитьбы в 1834 г. на дочери А.В. Ступина стал руководителем Арзамасской школы живописи. С 1839 г. - академик. Работал преимущественно как портретист. Исполнил мозаичные работы для Исаакиевского собора. Его произведения имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Владикавказа, Нижнего Новгорода, Ульяновска.
РАЕВ, Василий Егорович (1807/08-1871) - живописец и мозаичник. Родился в Псковской губернии. Из крепостных, получил вольную в 1834 г. В 1829-1836 гг. учился в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина. В 1839-м посещал занятия в Академии художеств, где пользовался советами Максима Никифоровича Воробьёва (1787-1855). В 1842-м уехал в Рим, где кроме живописи изучал мозаичное искусство. В 1851 г. получил звание академика за картину "Вид Рима с Монте-Марио". Исполнял пейзажи и портреты. В 1850-х гг. работал в мозаичном заведении при Академии художеств. Написал 36 икон для церкви в с. Тейково. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее ("Рим вечером", 1843 г.), Государственном Русском музее, Музее Василия Андреевича Тропинина (1776-1857) и московских художников его времени, музеях Астрахани, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Петрозаводска. 
Раев В.Е. (1808-1871). Вид Рима. Исполнено в 1854 году. Картон, масло. 52,6х39 см. Горьковский государственный художественный музей
Открытки из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй"

вторник, 13 ноября 2012 г.

Украинская портретная живопись. Середина XIX века

Неизвестный художник. Портрет мужчины с трубкой. Исполнен в 1850-е годы. Холст. масло.   Государственный музей украинского изобразительного искусства, г. Киев 
Невідомий художник. Портрет чоловіка з люлькою. Виконаний в 1850-ті роки. Полотно. масло. Державний музей українського образотворчого мистецтва, м. Київ 
 Unknown Artist. Portrait of a man with a pipe. Executed in the 1850s. Oil on canvas. State Museum of Ukrainian Art, Kiev
Открытка из набора "Украинская портретная живопись. Середина XIX века"

В конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. художественная жизнь на Украине заметно оживляется. Растет спрос на произведения искусства, увеличивается число художников, среди которых ведущее место занимают художники-профессионалы. Повышению интереса к живописи способствовало и то, что рисование как дисциплина была введена во многих образовательных учреждениях, где преподавателями работали в основном воспитанники Петербургской Академии художеств, в частности портретисты.
Преподавать рисование в Киевском университете намеревался и Т. Г. Шевченко, но в 1847 г. был арестован и на долгие годы сослан. До этого Шевченко создал на Украине замечательные произведения, в том числе и портретные. Изображение Е. Кейкуатовой и Маевской ярко демонстрируют характерные черты Шевченко-портретиста с его постоянным обращением к человеку, стремлением выявить черты ее характера и нравы.
Вместе с Шевченко в мастерской К. Брюллова учился Д. Безперчий, который также всю свою жизнь посвятил искусству. Его «Автопортрет» описывает вдохновенный образ влюбленной в мир прекрасного молодого человека.
Тему пробуждения человеческой души к красоте, к творчеству раскрывает и «Портрет Бориса Томари» Г. Васько, мастера проницательного поэтического образа.
Своеобразными, не похожими по манере портретистами были И. Сошенко и А. Мокрицкий, П. Шлейфер и А. Горонович. Однако их объединяет тяга к утверждению эмоционального мира человека, к воплощению неповторимости человеческих чувств. Спокойствие и рассудительность мудрой старости прочитываются в хорошем, внимательном взгляде в «Портрете бабушки М. Чалого» И. Сошенко. В единении с природой, в чувствительной мечтательности, окутанной легкой грустью, проявляется душевной красоты А. Мокрицкий в «Портрете жены». Его привлекает также и состояние нелегких тревожных раздумий, когда душевные движения отражаются в выражении лица, в позе изображенного человека («Портрет неизвестного»).
П. Шлейфер в своих творческих исканиях тяготел к созданию интимной, лирического образа. Особым мастерством отмечается его произведение «Портрет жены». М. Брянский ищет раскрытия душевного склада модели мелодике цветовых сопоставлений, в мягкой согласованности светотеневой моделировки лица, рук, в четкости воспроизведения одежды и украшений («Портрет Е. Дараган»).
А. Горонович в «Портрете В. Тарновского» изображает культурного деятеля, поклонника Т. Г. Шевченко, человека, который понимал и ценил красоту. Взгляд зрителя сосредоточивается на разумном, красивом лице портретируемого. Поэзией веет от пейзажа, который является фоном картины, от спокойных цветов, плавных линий переходов в пластике произведения.
Жест натруженных рук, лица в морщинах, сама поза в «Портрете неизвестной» А. Рокачевського говорят о природное богатство и значимость человека. Возросшей вниманием к внутренним чувств портретируемого обозначен и «Портрет мужчины с трубкой» кисти неизвестного автора.
Как свидетельствуют приведенные примеры, 40-60-е годы в развитии портретной живописи в украинском искусстве характеризуются новыми чертами в художественном постижении образа. Широкий спектр портретных характеристик - от романтически-возвышенных до сдержанно-психологических высказываний о ценности духовного мира личности - предоставляют произведениям этого периода целостного и гармоничного звучания. Они по праву стоят в ряду лучших произведений отечественной художественной школы.
ВАЛЕНТИНА РУБАН

У кінці 30-х — на початку 40-х років XIX ст. мистецьке життя на Україні помітно пожвавлюється. Зростає попит на твори мистецтва, збільшується число художників, серед яких провідне місце посідають митці-професіонали. Підвищенню інтересу до малярства сприяло й те, що малювання як дисципліна було введено в багатьох освітніх закладах, де викладачами працювали здебільшого вихованці Петербурзької Академії мистецтв, зокрема портретисти.
Викладати малювання у Київському університеті мав намір і Т. Г. Шевченко, але в 1847 р. був заарештований і на довгі роки засланий. До цього Шевченко створив на Україні чудові твори, в тому числі й портретні. Зображення Є. Кейкуатової та Маєвської яскраво демонструють характерні риси Шевченка-портретиста з його постійним зверненням до людини, прагненням виявити риси її характеру і вдачі.
Разом з Шевченком у майстерні К. Брюллова вчився Д. Безперчий, який також усе своє життя присвятив мистецтву. Його «Автопортрет» змальовує натхненний образ закоханої у світ прекрасного молодої людини.
Тему пробудження людської душі до краси, до творчості розкриває й «Портрет Бориса Томари» Г. Васька, майстра проникливого поетичного образу.
Своєрідними, не схожими за манерою портретистами були І. Сошенко і А. Мокрицький, П. Шлейфер і А. Горонович. Однак їх єднає потяг до утвердження емоційного світу людини, до втілення неповторності людських почуттів. Спокій і розважність мудрої старості прочитуються у доброму, уважному погляді в «Портреті бабусі М. Чалого» І. Сошенка. В єднанні з природою, у чутливій мрійливості, оповитій легким смутком, знаходить вияв душевної краси А. Мокрицький в «Портреті дружини». Його приваблює також і стан нелегких тривожних роздумів, коли душевні порухи відбиваються у виразі обличчя, у позі зображеної людини («Портрет невідомого»).
П. Шлейфер у своїх творчих шуканнях тяжів до створення інтимного, ліричного образу. Особливою майстерністю відзначається його твір «Портрет дружини». М. Брянський шукає розкриття душевного складу моделі в мелодиці колірних зіставлень, у м'якій узгодженості світлотіньового моделювання обличчя, рук, у чіткості відтворення одягу й прикрас («Портрет Є. Дараган»).
А. Горонович у «Портреті В. Тарновського» зображує культурного діяча, шанувальника Т. Г. Шевченка, людину, яка розуміла й цінувала красу. Погляд глядача зосереджується на розумному, вродливому обличчі портретованого. Поезією віє від пейзажу, який є тлом картини, від спокійних кольорів, плавних ліній переходів у пластиці твору.
Жест натруджених рук, обличчя у зморшках, сама поза у «Портреті невідомої» О. Рокачевського говорять про природне багатство і значимість людини. Зрослою увагою до внутрішніх почувань портретованого позначений і «Портрет чоловіка з люлькою» пензля невідомого автора.
Як засвідчують наведені приклади, 40—60-і роки у розвитку портретного живопису в українському мистецтві характеризуються новими рисами в художньому осягненні образу. Широкий спектр портретних характеристик — від романтично-піднесених до стримано-психологічних висловлювань про цінність духовного світу особи — надають творам цього періоду цілісного і гармонійного звучання. Вони по праву стоять у ряду кращих творів вітчизняної художньої школи.
ВАЛЕНТИНА РУБАН

Голландец Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси) - натюрморты и марины

Abraham van Beyeren (1620/21-1690).Peaches, grapes, apricots, a fig and a plum in a wan-lidish, a bun, grapes, a fob-watch. Oil on canvas. 57.5 x 66.5 cm - Абрахам ван Бейерен (1620/21-1690), Персики, виноград, абрикосы, инжир и сливы в блюде, булочки, виноград, брелок-часы. Холст, масло. 57,5 х 66,5 см

Бейерен (Beyeren) Абрахам ван (1620 или 1621, Гаага, ‒ 1690, Оверси), голландский живописец. Работал в Гааге, писал натюрморты (в том числе с рыбами на фоне моря) и морские пейзажи. Ранние натюрморты Б. просты и демократичны, отмечены ясностью. Большая советская энциклопедия
Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). A blue and white porcelain bowl with fruit, a 'façon de Venise' of white wine. Oil on panel. 52.5 x 74 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Голубой и белый фарфор миска с фруктами, 'венецианский кубок' для  белого вина. Дерево, масло. 52,5 х 74 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). A lobster with grapes and a peach in a Wan-li ' kraak ' porselein bowl. Oil on canvas. 62.2 x 78.3 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси).Омар с виноградом и персиком в  треснутой фарфоровой миске. Холст, масло. 62,2 х 78,3 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). A roemer and a façon de Venise, oranges in a Wan-Li kraak porcelain bowl, an oyster, grapes and a knife on a table. Oil on panel. 36.8 x 33 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Фужер и венецианский кубок, апельсины в  фарфоровой миске, устрица, виноград и нож на столе. Дерево, масло. 36,8 х 33 ​​см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). Coastal landscape with sailing boats in choppy seas. Oil on panel. 40 x 55.3 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Прибрежный пейзаж с парусной лодки в бурных водах. Дерево, масло. 40 х 55,3 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). Mussels in pewter and earthenware plates with an upturned 'Roemer', on a wooden table. Oil on panel. 34.5 x 46.1 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Мидии в оловянной и глиняной мисках,  перевернутый фужер, на деревянном столе. Дерево, масло. 34,5 х 46,1 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie). Shipping on the Maas, with a view of Rotterdam beyond. Oil on canvas. 89.5 x 124.5 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Торговые суда на Маасе, с видом на окраины Роттердама. Холст, масло. 89,5 х 124,5 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie).A ray on a barrel, a salmon-steak, a pike-perch and a coalfish in a basket with flounders, a knife and a crab on a draped table. Oil on canvas. 103 x 84 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Скат  на бочке, филе лосося, судак и сайда в корзине,   камбала, нож и краб на драпированные полке . Холст, масло. 103 х 84 см

Abraham van Beyeren (The Hague 1620-21-1690 Overschie).Grapes, lemons, and oranges in a Wan-li 'kraak' porselein bowl, with a plucked chicken and two hares... Oil on canvas. 101 x 87.5 cm - Абрахам ван Бейерен (Гаага 1620/21-1690 Оверси). Виноград, лимоны и апельсины в фарфоровой миске,  курица,  два зайца ... Холст, масло. 101 х 87,5 см

Attributed Abraham van Beyeren (1620-21-1690).A Chinese porcelain jug, grapes and a peach on a pewter plate with a fobwatch on a draped ledge. Oil on panel. 49.6 x 62.7 cm - Приписывается Абрахам ван Бейерену (1620/21-1690). Кувшин из китайского фарфора, виноград и персик на оловянном подносе и карманные часы на драпированные выступе. Дерево, масло. 49,6 х 62,7 см

понедельник, 12 ноября 2012 г.

П.Е. Заболотский (1803-1866) - два портрета из музея в Нижнем Новгороде

Заболотский П.Е. (1803-1866). Мальчик в белой рубашке. 1828 год. Холст, масло. 64,6х51 см. Горьковский государственный художественный музей - Peter Zabolotski (1803-1866). Boy in white shirt. 1828. Oil on canvas. 64.6 x 51 cm. Gorky State Art Museum

Заболотский П.Е. (1803-1866). Портрет неизвестного. 1832 год. Картон, масло. 36х28,5 см. Горьковский государственный художественный музей - Peter Zabolotski (1803-1866). Portrait of a Man. 1832. Oil on cardboard. 36x28,5 cm. Gorky State Art Museum
Мастер портретной живописи, академик,  Пётр Ефимович Заболоцкий известен портретом Михаила Юрьевича Лермонтова, который хранится в Государственной Третьяковской галерее

Открытки из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй", 1975 г.

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Работы Александра Гавриловича Венецианова в Нижегородской музее

Венецианов А.Г. (1780-1847). Девушка с гармоникой. 1840-е гг. Холст, масло. 40х30 см. Горьковский государственный художественный музей - Venetsianov A.G. (1780-1847). Girl with a harmonica. 1840s. Oil on canvas. 40x30 cm. Gorky State Art Museum

Венецианов А.Г. (1780-1847). Спящая девушка. 1840-е гг. Холст, масло. 53,2х68 см. Горьковский государственный художественный музей - Venetsianov A.G. (1780-1847). Sleeping girl. 1840s. Oil on canvas. 53.2х68 cm. Gorky State Art Museum
Открытки из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй", 1975 г. 

суббота, 10 ноября 2012 г.

Юрий Иванович Пименов (1903-1977)

YURI IVANOVICH PIMENOV (1903-1977). STILL LIFE WITH PUMPKIN AND PAN. Oil on canvas. 99.5 by 97cm - Юрий Иванович Пименов (1903-1977). Натюрморт с тыквой и кастрюлей. Холст, масло. 99,5 на 97 см

Юрий Иванович Пименов (1903-1977). Район завтрашнего дня. Холст, масло.
Пименов Ю.И. (1903-1977). Первые модницы нового квартала. Исполнено в 1961 году. Из серии: "Новые кварталы". Холст, масло. 71х80 см. Государственный Русский музей
В 1960-е годы началось массовое строительство жилых домов. Появились первые блочные дома и так называемые "хрущобы" - малометражные квартиры со совмещённом санузлом. Однако в то время для многих людей это стало переходом на новый уровень жизни. Сегодня планировка в новых домах лучше, но квартиры в них приходится покупать. Зато  возможен съем квартиры посуточно в москве и в других городах, что для путешественников на порядок удобнее, чем в отеле.

Картины Жан Луи Эрнеста Месонье (1815-1891)

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) A scholar in his studyю Oil on panel. 21.7 x 15.7 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Ученый занятый исследованием. Дерево, масло. 21,7 х 15,7 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) DIDEROT AND HIS SCRIBE. Oil on panel. 37,8 х 24,5 cm. 1869 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891), Дидро и его писец. Дерево, масло. 37,8 х 24,5 см. Исполнено в 1869 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) The card players. Oil on panel. 22.2 x 18.7 cm. 1865 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Игроки в карты. Дерево, масло. 22,2 х 18,7 см. Исполнено в 1865 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). BACCHUS . Oil on canvas. - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Вакх. Холст, масло.

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). BONAPARTE, ARMÉE D'ITALIE, TRAVERSÉE DES ALPES. Oil on cradled panel. 40.6 by 64.8cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Бонапарт, итальянская кампания, переход через Альпы. Дерево, масло. 40,6 по 64.8cm

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). LE VOYAGEUR (LE MARECHAL NEY A CHEVAL LUTTANT CONTRE LE VENT) . Oil on panel. 54.5 by 73cm. 1886 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891).Путешественник (маршал Ней верхом, скачет против ветра). Дерево, масло. 54,5 на 73см. Исполнено в 1886 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). PLAYING JEU DE BOULES . Oil on panel. 14,5 by 20,5 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Игра шары. Дерево, масло. 14,5 на 20,5 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). SKETCH OF THE ARTIST'S SON WITH ÉDOUARD DETAILLE. Oil on panel. 53.3 by 38.1 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Набросок,  сын художника с Эдуардом Детайллом. Дерево, масло. 53,3 на 38,1 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). SUR L'ESCALIER (THE VENETIANS). Oil on canvas. 42.5 by 31.1 cm. 1879 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). На лестнице (венецианцы). Холст, масло. 42,5 на 31,1 см. Исполнено в 1879 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). THE GUIDE . Oil on canvas. - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Проводник. Холст, масло.

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). The Gunsmith . Oil on panel. 22.4 x 14cm. Painted in 1878 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Стрелок. Дерево, масло. 22,4 х 14 см. Написано  в 1878 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). Un Philosophe . Oil on canvas. 32.4 x 41.6 cm. Painted circa 1878 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Ффилософ. Холст, масло. 32,4 х 41,6 см. Написано около 1878 года

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). Un cavalier descendant des escaliers. Oil on panel. 31.8 x 20.6 cm. 1880 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891).Кавалер спускается по лестнице. Дерево, масло. 31,8 х 20,6 см. Исполнено в 1880 году
AFTER JEAN-LOUIS-ERNEST MEISSONIER. SOLDIERS MEETING - Последователь Жан-Луи-Эрнеста Месонье. Военный совет