суббота, 16 ноября 2013 г.

Николай Петрович Мещанинов. «Портрет артиста М.Д. Михайлова».

Художник Н.П. Мещанинов (1913-1967). «Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий М.Д. Михайлов».

Из Википедии:

Макси́м Дормидо́нтович Миха́йлов (25 августа 1893, деревня Кольцовка, Ядринский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 30 марта 1971, Москва, СССР) — русский советский певец (бас-профундо), актёр кино.
Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942).
В 1924 году переведён в Москву, служил протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.
Учился у известных оперных певцов Ф. А. Ошустовича (1913, 1922-23, Казань). В 1924—30 пел в Москве и одновременно брал уроки пения у артиста Большого театра В. В. Осипова (1924-29).
В 1930 году оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Радиоцентра. В 1930—1932 годах был солистом Всесоюзного радиокомитета в Москве, а в 1932—1956 годах — солистом Большого театра СССР.
В последние годы жизни Максим Дормидонтович был незаслуженно забыт. Перед смертью принял монашеский постриг. Скончался 30 марта 1971 года от гангрены обеих ног. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Отпевали его как протодиакона.

пятница, 15 ноября 2013 г.

Альберт Николаевич Бенуа (1852-1936)

Бенуа, Альберт Николаевич (1852-1936).  Разлив Оки. Государственный Русский музей

Бенуа, Альберт Николаевич (26.03.1852 - 16.05.1936 г.).
Архитектор и художник-акварелист. Русский график. Сын архитектора и художника НиколаяЛеонтьевича Бенуа (1813-1898), брат художника Александра Бенуа (1870-1960). 
Окончил 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию и в 1871 поступил на архитектурное отделение петербургской Академии художеств (награжден серебряными и двумя золотыми медалями), одновременно занимался акварелью у Л.Премацци. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й ст. и был награжден пенсионерской поездкой. С 1885 - академик, в 1885-1896 - преподаватель Академии по классу акварельной живописи, с 1893 - действительный член Академии, с 1894 - член Совета Академии. С 1895 - хранитель Императорского музея русского искусства Александра III. В 1887-1894 сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам. 
С 1887 - член-учредитель и глава Общества русских акварелистов. С 1918 - заведующий Музея прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. В 1924 выехал в Париж. 
Персональные выставки А.Бенуа прошли в Петербурге в 1903, 1909,1915 и 1921 годах, Киеве в 1904 и 1909 и Париже - 1928-1930. 
Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Краснодара, Новосибирска, Омска, Пензы, Самары, Твери, Тулы, Хабаровска и других.
Бенуа, Альберт Николаевич (1852-1936).  Вечер в Ильинском. Исполнено в 1892 году. . Бумага, акварель. 15,6х23,3. Частное собрание, Ленинград

Михаил Иванович Хмелько (23.10.1919 - 1996).

Художник М. Хмелько. «Богдан Хмельницкий».
Хмелько, Михаил Иванович (23.10.1919 - 1996).
 Народный художник УССР, дважды лауреат Сталинской премии, прославился сразу после войны картиной «Триумф победившей Родины» о Параде Победы на Красной площади. Еще одна культовая его работа о Переяславской Раде — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», законченная в 1951 году. 
Хрестоматийными стали также «Форсирование Днепра», «Шахтерская свадьба», «Т. Шевченко и М. Щепкин в Москве». А вот его диорама «Медицинская помощь в войсках Богдана Хмельницкого», сделанная для киевского Музея медицины, известна не столь широко. Как рассказывал директор музея Александр Грандо, художник «буквально дневал и ночевал в очертаниях будущей диорамы, наполняя ее подробностями, искусно сочетая фон и персонажи с предметами эпохи. Долина казацкого противостояния королевским кирасирам в тяжелых доспехах будто пульсирует». 
Михаил Хмелько родился в Киеве, в 1946-м закончил художественный институт, где учился у Карпа Трохименко. С 1948 по 1973 год Михаил Иванович и сам преподавал в этом институте.
Художник М.И. Хмелько. «Навеки с Москвой, навеки с русским народом».
Художник М.И. Хмелько (1919 г.р.). «Никита Сергеевич Хрущов и Николай Фёдорович Ватутин под Киевом». Киевский государственный музей украинского искусства

четверг, 14 ноября 2013 г.

Аполлинарий Гиляриевич Горавский (1833-1900)

Художник А.Г. Горавский (1833-1900). «Молящаяся старуха». Исполнено в 1860-е гг. Холст, масло. Государственный художественный музей Белорусской ССР
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова (Москва "ЭКСМО" 2008 г.) :

Горавский, Аполлинарий Гиляриевич (1833-1900) - живописец, брат Гилярия Гигяриевича (2-я половина XIX века) и Ипполита Гиляриевича (1828 - ?) Горавских.  Родился в Минской губернии. Учился в академии художеств (1850-1855) у Максима Никифоровича Воробьёва (1787-1855) и Фёдора Антоновича Бруни (1799-1875). Пенсионер за границей (1855-1861). С 1861 г. - академик. На выставках Академии художеств с 1852 г. Писал пейзажи, в том числе Белоруссии, а также портреты ("Вид дубовой рощи наберегу реки Свислочь близ Бобруйска", 1855, ГРМ; "Портрет художника Ф.А. Бруни", 1871, ГТГ). Его работы имеются также в музеях Иркутска, Пензы, Ставрополя, Минска.
Художник А.Г. Горавский (1833-1900). «Вечер в Минской губернии». Исполнено в 1870-е гг. Холст, масло. Государственный художественный музей Белорусской ССР

среда, 13 ноября 2013 г.

вторник, 12 ноября 2013 г.

Н.Д. Кузнецов - «В далёкий путь».

Художник Н.Д. Кузнецов. «В далёкий путь». Музейный фонд Министерства культуры РСФСР

Кузнецов Николай Дмитриевич (22.05.1923 - 1974).
 Живописец.
22 мая 1923 года родился в посёлке Васильево Республики Татарстан.
1945 год — окончил Казанское художественное училище.
1950 год — член Союза художников СССР.
1957 год — Заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР.
1971 год — лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая.
В 1974 году умер в г. Казани. Жил и работал в г. Казани.

См. также:

Николай Дмитриевич Кузнецов

понедельник, 11 ноября 2013 г.

Александр Блок в иллюстрациях И. Глазунова (часть2)

. Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей,
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

Петербургские сумерки снежные.
Взгляд на улице, розы в дому...
Мысли — точно у девушки нежные,
А о чем — и сама не пойму.

Всё гляжусь в мое зеркало сонное..
(Он, должно быть, глядится в окно...
Вон лицо мое — злое, влюблённое!
Ах, как мне надоело оно!

...Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908

...Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

* * * 
 Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню — откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

См. также:

Александр Блок в иллюстрациях Ильи Глазунов (чать 1) 


Одна мне осталась надежда:
Смотреться в колодезь двора.
Светает. Белеет одежда
В рассеянном свете утра.

Я слышу — старинные речи
Проснулись глубоко на дне.
Вон теплятся желтые свечи,
Забытые в чьем-то окне.

Голодная кошка прижалась
У желоба утренних крыш.
Заплакать — одно мне осталось,
И слушать, как мирно ты спишь.

На серые камни ложилась дремота,
Но прялкой вилась городская забота.
Где храмы подъяты и выступы круты, —

Я видел вас, женщины в темных одеждах,
С молитвой в глазах и с изменой в надеждах —
О, женщины помнят такие минуты!

Сходились, считая ступень за ступенью,
И вновь расходились, томимые тенью,
Сияя очами, сливаясь с тенями...

О, город! О, ветер! О, снежные бури!
О, бездна разорванной в клочья лазури!
Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!

воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Н.П.Крымов (1884-1958) - «Московский пейзаж. Радуга»

Н.П.Крымов (1884-1958). «Московский пейзаж. Радуга». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея


См. также:


Николай Петрович Крымов