четверг, 12 января 2017 г.

Анжелика Кауфман (1741-1807) - «Читающая Сивилла»

Анжелика Кауфман (1741-1807). Читающая Сивилла. Исполнено в 1780-1785 гг. Холст, масло. 81х65 см. Савойская галерея. Турин. В коллекции с 1833 г.
Из сборника "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Анжелика Кауфман, художница родом из Швейцарии, стала весьма заметной личностью среди капитолийского высшего света. Ее салон на Сикстинской улице был оживленным местом встречи культурной элиты. Популярность Анжелики в таком обществе очень помогла ей заявить о себе в кругах крупных заказчиков из числа знати. Ее стиль характеризуется нежным сфумато, который несет на себе отпечаток ее ломбардского формирования, характеризуясь присутствием сентиментальной меланхолии, накладывающей на фигуры отпечаток романтизма. Тема Сибиллы была очень популярна в XVIII веке, и в качестве образца были приняты болонские модели Гверчино, Доменикино и Рени (которые сама Анжелика скопировала в свои альбомы эскизов). «Читающая Сивилла» - это парная картина полотну «Сивилла, снимающая покровы». На картине девушка держит открытым текст, написанный от руки. Возможно, здесь представлена Сивилла из Эритреи, которая, согласно легенде, с самого рождения начала давать пророчества в стихах. Речь идет о сцене, в большой степени декоративной, которая не ставит задачу потрясти или взволновать, но просто изящно обобщить эстетические идеалы томного неоклассицизма, где конфликты и дисгармония ослабляются во имя напряженного поиска прелести и грации. 
Франческа Сальвадори

Вполне вероятно, что композиция содержит ссылку на легенду о «Сивиллиных текстах», о девяти сборниках прорицаний, которые Сивилла из Эритреи пыталась продать римскому императору Тарквинию. Дважды ее предложение отклонялось, затем были уничтожены шесть сборников, а последние три помещены в храм Юпитера Капитолийского.

См. также:



среда, 11 января 2017 г.

Энди Уорхолл - Красный и синий автомобили

Энди Уорхолл. Красный автомобиль. Исполнено в 1959 году
 Вот странно, рисунок, небрежно сделанный знаменитостью, размером 37,5, 58,4 см может стоить дороже изображённого автомобиля. А ведь каждый такой автомобиль за свой век успевает совершить большое путешествие по миру. Помнится подобный автомобиль был в фильме "Разиня" с Луи де Финнесом и Бурвилем. Сейчас же британскими киношниками снят  сериал "Большое путешествие" про разъезжающее по всему миру автошоу. Первый сезон Гранд Тур смотреть онлайн обязательно должны любители автомобилей, так как ведущие автошоу не только развлекают, но и знакомят зрителей с самыми современными машинами
Энди Уорхолл. Синий автомобиль. Исполнено в 1961 году

Даниэле да Вольтерра - «Усекновение главы святого Иоанна Крестителя»

Даниэле да Вольтерра (Даниэле Риччарелли) (1509 — 1566). Усекновение главы святого Иоанна Крестителя. Исполнено в 1546-1549 гг. Дерево-темпера. 177х141 см. Савойская галерея. Турин. Приобретено в 1840 г.
Из сборника "Великие  музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Картина «Усекновение главы», написанная зрелым художником, хранит память о длительном обучении у Микеланджело, учеником и другом которого был Даниэле. Между ними существовала такая эмоциональная близость, что именно он был вызван папой Пием IV, чтобы прикрепить знаменитые «драпировки» для прикрытия наготы тел в «Страшном Суде» Сикстинской капеллы (это вмешательство способствовало появлению у художника неприятного прозвища «штанописец»). В работе из Савойской галереи заметна тенденция к абстракции и стилизации микеланджеловской пластичности, а также отголоски флорентийского опыта Россо и Понтормо, особенно в образе принцессы Саломеи в ярко-голубой одежде. Картина свидетельствует о поиске более индивидуальной, гибкой манеры, в которой монументальность форм, заимствованных у Микеланджело, приобретает черты иератической торжественности, чуждой учителю. Холст, первоначально появившийся в 1667 году во Флоренции в палаццо Николини, был куплен в 1840 году для Королевской пинакотеки бароном Гектором Гарриодом.
Франческа Сальваторе

Сцена в точности соответствует повествованию от Марка (6,17-29), где он говорит, что Иоанн был убит в тюрьме охранником Ирода, вручившим его голову Саломее, которая, в свою очередь преподнесла жуткий трофей подстрекательнице убийства, своей матери Иродиаде. Очень оригинальным и символически эффектным является композиционное решение художника, делающее принцессу, ожидающую с подносом за решеткой тюрьмы, свидетельницей и молчаливой соучастницей преступления (заметим, что эта деталь отсутствует в евангельском тексте).

вторник, 10 января 2017 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Пейзаж с санями»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). LANDSCAPE WITH HORSES DRAWING LOGS. 1946 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). Пейзаж с конными санями, перевозящими дрова.  исполнено в 1946 году
См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Поездка в городок»

понедельник, 9 января 2017 г.

Василий Кандинский (1866-1944) - «КОМПОЗИЦИЯ №8»

Василий Кандинский (1866-1944). КОМПОЗИЦИЯ №8. Исполнено в 1923 г. 140х201 см; масло холст. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк 
Из книги "Великие художники" Роберта Камминга:
Василий Кандинский (1866-1944) одним из первых начал создавать по-настоящему абстрактное искусство, где форма и цвет живут своей жизнью. Он родился в зажиточной семье в Москве и сначала изучал право. В 30 лет он отправился в Мюнхен учиться живописи. В 1911 г. Кандинский основал общество авангардистов "Синий всадник". С началом Первой мировой войны он вернулся в Россию и попытался управлять художественной жизнью нового государства, но его  мечты рухнули, он вернулся в Германию, где стал преподавать в "Баухаузе". Когда нацисты закрыли "баухауз", он перебрался во Францию, где продолжил развивать свой крайне индивидуальный стиль абстрактной живописи. Способный на сложные концептуальные размышления, он развивал свои идеи не только в живописи, но и на письме. Особенно его увлекала связь живописи и музыки, поскольку он был необычайно чувствителен к звуку и мог буквально "слышать" цвета - эта способность называться "синестезией".

Эту картину, написанную на пике своей карьеры, Кандинский считал одной из главных - точным выражением своей теории об эмоциональных свойствах формы. линии и цвета.
В период её завершения он преподавал в "Баухаузе" и работал над книгой "точкак и линия на плоскости", вышедшей в 1926 г.
Такая картина требует от зрителя кардинально иного подхода, чем традиционная живопись. Для начала лучше стать вблизи, чтобы цвета заполнили  всё поле зрения. Расслабление глаз и мыслей позволяет увиденному проникнуть в ту часть мозга, что реагирует на музыку. Анализ и попытки увидеть здесь дизайн разрушают весь весь эффект.

"Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пиано со множеством струн. Художник - это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе". Кандинский

О деталях картины:
Круги
В картине исследуются многие теоретические выкладки Кандинского. В 1926 г. он писал: "Угол заключает в себе нечто бездумно юношеское, кривизна - зрелую ... энергию... точка - это малый мир, со всех сторон более или менее равномерно ограждённый". 
Жёлтый. По Кандинскому жёлтый "обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа". Синий "опускается в бездонные глубины".  Голубой "развивает звук флейты".
Цвет и духовность
По Кандинскому "зелёный уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки", красный "может создавать впечатление сильного барабанного боя", а синий присутствует "в глубине органа".
Треугольники и круг
Кандинский считал, что абстракционизм может быть не менее глубоким, чем образная живопись. Он писал: "Влияние острого угла треугольника на круг даёт не меньший эффект, чем палец Бога, касающийся пальца Адама у Микеланжело".
Линии и углы
По Кандинскому, горизонтали звучат "холодно и минорно", а вертикали - "тепло и высоко". Острые углы - "теплы, остры, активны и желты", а прямые - "холодны, сдержанны и красны".

Интересно, как бы абстракционисты начала прошлого века отреагировали на абстракции нашего времени: на интернет и смартфоны, благодаря которым жизнь становится всё более и более виртуальной.  Во всяком случае британские кинематографисты уже задумались над этим и показали в сериале "Чёрное зеркало", который можно увидеть вот тут, как изменилась наша жизнь, в которой алтарь социальных сетей заменяет жертвенник. Характерной чертой данного сериала является то, что серии в нём никак не связаны между собой ни действием, ни персонажами. 

Аньоло Бронзино (1503-1572) и его мастерская - Портрет Козимо I де Медичи

Аньоло Бронзино (1503-1572) и его мастерская.  Портрет Козимо I де Медичи, Великого герцога Тосканы. Исполнено около 1555 г. Холст, масло 81 х 68 см В коллекции Савойской галереи с 1566 г.
Из подписки "Великие музеи мира" №23  "Савойская галерея. Турин":
Портрет Козимо I, который смолоду отличался «высоким ростом, сильными членами» (согласно биографии герцога Филиппа Кавриана), очень хорошо иллюстрирует и качества художника как портретиста, и твердый характер персонажа. Именно благодаря способности передавать изображения, отражающие идеал династического абсолютизма, представляющего собой суть политики Козимо, Бронзино стал официальным художником при дворе Медичи. Черты изящества, достоинства, спокойного бесстрастия его произведений возвели его творчество до уровня образца придворного портрета в Европе. Объемные решения отмечены изучением работ Микеланджело, а стилизация линий заимствована у Понтормо. Типичный стиль Бронзино также является анализом мельчайших деталей и реализма в передаче материала (здесь это заметно по блеску шелка, вышивке батистового носового платка, кольцу с рубином). В интерпретации художника даже небольшое косоглазие Козимо приобретает значение стигмы аристократа. Фрагмент письма от 31 октября 1566 года удостоверяет, что картина была подарена самим герцогом Эммануилу Филиберту Савойскому. Эта работа фигурировала в инвентарных описях замка Риволи в 1635 году как работа Себастьяно дель Пьомбо. 


 См. также:

 Аньоло Бронзино - Портрет молодого человека с книгой 

воскресенье, 8 января 2017 г.

Рогир ван дер Вейден - «Триптих Святой голубки»

Рогир ван дер Вейден Триптих Святой голубки. Сполнен в 1455 г. Дерево, масло Центральная панель 138 х 153 см, Боковые створки 138 х 70 см.  Старая пинакотека в Мюнхене. Из коллекции Буассерье; Фонд Виттельсбахов, Мюнхен
Из сборника "Великие музеи мира" №16 "Старая пинакотека. Мюнхен": 

Эта работа - один из самых выдающихся шедевров зрелого периода творчества художника. Первоначально она находилась в небольшой капелле церкви Святой голубки в Кельне. В центре - «Поклонение волхвов», где три короля в роскошных одеяниях с пышной свитой предстают как образ аристократии и олицетворяют три возраста жизни человека: молодость, зрелость и старость. Юношу с борзой, стоящего справа, отождествляют с Карлом Смелым, ставшим впоследствии курфюрсом Бургундии. В левом углу, за спиной Иовифа, стоит безымянный заказчик с четками в руке. Сквозь аркады здания на центральную сцену поступает четкий свет, делаю- щий яркими мельчайшие детали: кубки волхвов, богатую вышивку одежд, тончайше выписанную растительность на первом плане. Боковые створки отображают, соответственно, «Благовещение» и «Принесение во храм». На левой створке Мария внимает словам ангела, держащего скипетр, знак своей божественной миссии. На правой створке Мария и Иосиф показывают Младенца первосвященнику. Ван дер Вейден, который считается одним из основателей великой фламандской школы XV века, в произведениях на религиозную тематику сумел превзойти своих учителей, Яна ван Эйка и Робера Кампена, способностью передать человеческие чувства
Сильвия Боргезе
Детали:

Фигура Марии, нежная и хрупкая, яркий пример усердия, с которым художник описывает гармонию линий и безукоризненную красоту форм. Здесь проявляется также опыт, приобретенный при феррарском и флорентийском дворах, где Ван дер Вейден научился передавать это религиозное волнение, что вызвало большой отклик в религиозных орденах большей части Европы.

Центральная сцена «Поклонения» происходит на фоне руин, которые символизируют, вероятно, храм иудеев. Как и в других картинах того периода, Рождество Христово на фоне руин обозначает конец древнего мира и зарождение на его руинах эры христианства. Распятие на центральной колонне символизирует смерть Иисуса на кресте.

Иисуса в храме принимает Симеон, благочестивый человек, которому было открыто, что перед смертью он встретит мессию. Персонажи изображены в момент глубокой взаимной сопричастности, напряженного испытания, в которое вовлечены как их тела, так и их души. Свет и чистота красок находятся в гармонии с духовной сущностью форм.

См. также:


РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (около 1400—1464)


суббота, 7 января 2017 г.

Федерико Бароччи (1526/1535 — 1612) - «Рождество»

Федерико Бароччи (1526/1535 — 1612). Рождество. Исполнено в 1597 г. Холст. масло. 134 х 105 см. Коллекция музея Прадо в Мадрид, куда картина попала из коллекции Карла IV
Из сборника "Великие музеи мира" №1 "Музей Прадо. Мадрид":
Картина была написана в 1597 году для герцога урбинского Франческо Мария делла Ровере, главного покровителя художника. Характерная для манеры Бароччи картина относится к последнему периоду его творчества, когда он покинул Рим и удалился в Урбино, больной и напуганный соперниками, якобы пытавшимися отравить его. Фигуры святого Иосифа, жестом протянутой руки приглашающего пастухов войти в хлев, и Девы Марии, неподвижно созерцающей младенца, создают диагональную композицию, навеянную великими мастерами Возрождения. Контраст между тенью и светом, льющимся из божественного чудесного источника, и интимная семейная обстановка придают картине сентиментальную повествовательность. Хотя стиль ее написания во многом напоминает барокко, утонченная изысканность деталей и звенящая красочность присущи маньеризму. Оригинальное использование палитры, легкая размытость и световые эффекты, подхваченные следующим поколением художников, были высоко оценены современными критиками.
Даниэла Тарабра

Деталь
Эскизы и наброски, рассеянные по разным музеям, свидетельствуют о кропотливой графической работе Бароччи, известного медленностью исполнении. Примером выдающегося реализма служит фрагмент с ослом и быком, которые освещены в темноте бедного хлева божественным чудесным светом,