Армандо Спадини (1883-1925). Признания. Исполнено около 1920 г. Холст, масло. 107х100,5 см. Палаццо Питти, Флоренция (передано фондом Карло Марки в 1985 году) |
Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Эта работа является одной из самых значительных зрелого периода творчества художника, когда, после Первой мировой войны, преодолев импрессионистский распад формы для нового соединения формы и композиции, Спадини находил, как он писал Адольфо Вентури в 1927 году, «в любимых особенностях жены и детей» вдохновение, созвучное его ощущениям, и так, наконец, «осуществил свою творческую мечту». Приближенный ракурс, увиденный снизу, подчеркивает интимный тон семейной сцены, где в необычной, но трогательной перемене ролей, девочка покровительственно обнимает мать, сидящую в грустной позе на железной кровати. Белый цвет великолепно обыгрывается в разнообразной гамме тонов - от меловой чистоты чулка на первом плане до жемчужно-розового цвета платья девочки, главной героини картины. Ссылки на образную традицию прошлых веков соединяются с воспоминаниями о живописи импрессионистов (ноги матери, обутые в черно-белую, как у тореадора, обувь напоминают об «испанском» Мане), и современников, конкретно - Матисса, на что указывают красные и фиолетовые кисти скатерти. Картина - плод вдумчивого размышления, о котором говорит ряд подготовительных рисунков и эскиз, выставленный в 1924 году на XIV Венецианском биеннале.
Корзина с работой, поставленная у кровати, с синей лентой и ножницами, которые красиво смотрятся на фоне белых кусков ткани - очевидная ссылка на изображение «Дев Благовещения» времен Контрреформации, Алессандро Аллори.
Сильвестра Биетолетти