воскресенье, 4 июня 2017 г.

Рафаэль - «Маленькая Мадонна Каупер»

Рафаэль. Маленькая Мадонна Купер. Исполнено около 1505 года. Дерево, масло 59,5 х 44 см. Национальная галерея искусств в Вашингтоне (Из коллекции Виденера
Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
Заказчик этой маленькой картины, остававшейся в частной коллекции во Флоренции до конца XVIII века, не известен. Для Рафаэля флорентийский период был достаточно плодотворным в изображении подобного сюжета, очень востребованного на рынке в качестве свадебного подарка, и часто рисуемого без конкретного заказчика. «Маленькая Мадонна Купер» (по имени семьи, которая владела ею с 1780 по 1913 год) еще напоминает о манере Перуджино, учеником которого был Рафаэль до 1500 года, когда ему исполнилось семнадцать лет. Если Мария и Иисус лицами и позой напоминают типичные фигуры Перуджино, то в целом, система всей композиции кажется вполне оригинальной. На доске Рафаэля обе фигуры не занимают полностью все доступное пространство, а лишь слегка смещены назад, открывая более широкий обзор пейзажа, отделенного от персонажей всего лишь парапетом, вероятно напоминая об античной символике закрытого сада, в котором пребывают Мария с Младенцем. Даже мимика и жесты способствуют сближению зрителя с персонажами, которые с нежностью глядят на них с картины.
Роза Джорджи
Деталь:
На фонойом пейзаже, на холме, виднеется здание церкви. Вероятно, это церковь деревенского прихода, относительно которой точных ссылок сегодня найти не удается. Возможно, это один из архитектурных набросков Рафаэля.

суббота, 3 июня 2017 г.

Эмиль Нольде (1867-1956) - «Море с вечерним небом и парусником»

Emil Nolde (1867-1956). Meer mit Abendhimmel und Segelboot. Painted circa 1930 - Эмиль Нольде (1867-1956). Море с вечерним небом и парусником. Написано около 1930 года

пятница, 2 июня 2017 г.

Эдвард Лир (1812-1888)

Edward Lear  (1812 - 1888). TOMB OF CECILIA METELLA ON THE VIA APPIA - Эдвард Лир (1812-1888). Гробница Цецилии Метелл на Апиевой дороге
Edward Lear  (1812 - 1888). TOMB OF CECILIA METELLA ON THE VIA APPIA, ROME AND TOR DI SCHIAVI ON THE VIA LABICANA - Эдвард Лир (1812 - 1888).РИМ: ТОР ДИ ЧИАВИ НА ДОРОГЕ ЛАБИКАНА
Edward Lear  (1812 - 1888). BRITISH. PHILAE - Эдвард Лир (1812 - 1888). Филае 

Edward Lear  (1812 - 1888). BRITISH. SHEIK ABADEH ON THE NILE Эдвард Лир (1812 - 1888). ШЕЙК АБАДЕ НА НИЛЕ
СМ. ТАКЖЕ:    Эдвард Лир (1812-1888)

четверг, 1 июня 2017 г.

Мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957) - «Портрет Линды Кристиан»

Diego Rivera (Mexican 1886-1957). Portrait of Linda Christian. Painted in 1947 - Мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957). Портрет Линды Кристиан. Написано в 1947 году

среда, 31 мая 2017 г.

Кес ван Донген (1877-1968) - «Портрет мадам де ван дер Вельде»

Kees van Dongen (1877 - 1968). PORTRAIT DE MADAME VAN DER VELDE. Painted circa 1920-23 - Кес ван Донген (1877-1968). ПОРТРЕТ МАДАМ ДЕ АПН ДЕР ВЕЛЬДЕ. Окрашенные вокруг 1920-23.

вторник, 30 мая 2017 г.

Леонардо Грацци - «Лукреция»

Leonardo Grazia, called Leonardo da Pistoia (Pistoia 1503-after 1548 Naples). Lucretia. oil on panel - Леонардо Грацци, называемый Леонардо из Пистойи (1503 - после 1548). Лукреция. Масло на доске

понедельник, 29 мая 2017 г.

Франсиско Гойя - «Зонтик»

Франсиско Гойя. Зонтик. Исполнено в 1777 г. Холст, масло. 104x152 см. Музей Прадо в Мадриде (с 1870 г. из Королевского дворца в Мадриде)

Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Переезд Гойи, почти неизвестного тридцатилетнего провинциала, в Мадрид в 1775 году ознаменовал собой начало нового художественного этапа в его карьере. Первым заданием при дворе было выполнение картонов для гобеленовых дел мастеров Королевской фабрики гобеленов в Санта-Барбаре. Гобелены предназначались для украшения двух резиденций испанских монархов: дворца Сан-Лоренсо в Эскориале, где двор обычно проводил осень, и Эль Пардо в Мадриде, зимней резиденции короля (дворцы в Аранхуэсе и Ла-Гранха были, соответственно, предназначены для весны и лета). Гойя создал между 1775 и 1792 годами шестьдесят три картона, объединенных в подборки по теме и стилю. Работа, показанная на иллюстрации, относится к серии, созданной для столовой дворца Эль Пардо, резиденции принцев Астурийских, будущих Карла IV и Марии Луизы Пармской. Элегантная девушка сидит у стены на солнце, от которого молодой человек прикрывает ее зеленым зонтиком. Погруженный в галантный и изысканный климат рококо, художник интерпретирует в атмосфере, уже тронутой иронией и разочарованием, которые присутствуют и в работах Доменико Тьеполо, прибывшего в Мадрид вместе со своим отцом Джамбаттиста. В пасторальных сценах цветовые соотношения выливаются в совершенные аккорды в соответствии с традицией светоносной венецианской живописи.
Даниэла Тарабра
Ввиду необходимости переноса на гобелен, расположенный над дверью, композиция упростилась, но текучая и светящаяся текстура все так же выказывает мастерство художника.
См. также:

Франсиско Гойя - «Автопортрет» 

ФРАНЦИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСЕЕНТЕС (1746-1828)


воскресенье, 28 мая 2017 г.

Рафаэль Санти (1483-1520) - «Мадонна Альба»

Рафаэль. Мадонна Альба. Исполнено около 1510 г. Дерево, масло, перенесенное на холст; диаметр 94,5 см. Национальная галерея искусств в Вашингтоне (Из коллекции Эндрю В. Меллона)

Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
«Мадонна Альба» является самой изысканной работой Рафаэля из тех, которые находятся в Соединенных Штатах. Она относится к римскому периоду и была написана, вероятно, по заказу Паоло Джовио для церкви Монте Оливето ди Ночера де Пагани. В соответствии с геометрическими предпочтениями высокого Возрождения, группа фигур заключена в круг (тондо) в поиске совершенства гармонии: Мария, Младенец и святой Иоанн расположены в форме пирамиды и определяют окружающее их пространство. Как образ «Богоматери Умиление», Мария сидит на траве, облокотившись на старую корягу, словно на богатом троне. Взгляды всех троих сосредоточены на игре детей: Иисус берет из руки маленького святого Иоанна его длинную трость в виде креста, указывая этим на свою осознанную жертву в будущем для спасения людей. Безмятежная атмосфера сцены достигается Рафаэлем благодаря свету зари, который чудесным образом объединяет тона красок платья Девы и тел детей, являясь при этом частью нежного фонового пейзажа. Тондо было продано в 1686 году графу-герцогу Оливаресу и оставалось в коллекции его семьи до 1820 года. После еще нескольких перепродаж оно поступило в императорскую галерею Санкт-Петербурга в 1855 году, а в 1931 году его приобрел Эндрю В. Меллон вместе с другими произведениями.
Роза Джорджи
Детали:
Игра святых Детей отличается серьезностью. Выражения их лиц и лица Марии не соответствуют развлечению, которое дает игра, потому что жест Иисуса, берущего тростинку, связанную в форме креста, имеет точное значение осознания со стороны Иисуса своих Страстей во имя спасения человечества.
Мария держит в руке небольшую книгу: молитвенник, ставший таким же ее иконографическим атрибутом, как «Престол Премудрости». Книга закрыта, но Мария держит палец между страниц, готовая снова раскрыть ее и возобновить молитву. Тончайшая белая вуаль нежно обволакивает ее.
Нежный фоновый пейзаж, виднеющийся вдали, лес, домики, а затем холмы сопровождают взгляд до самого слияния с небом. Белый свет, который виден с краю, освещает небольшие облака, определяя рассвет, который равномерно пронизывает всю композицию, подчиняя себе тональные аккорды.

См. также:

Рафаэль Санти (1483-1520)