вторник, 6 июня 2017 г.

Последователь Себастиана Вранкса - «Битва при Леккербете»

Follower of Sebastian Vrancx. The Battle of Lekkerbetje - Последователь Себастиана Вранкса. Битва при Леккербете
Рыцари на этой картине напоминают юнитов в компьютерной игре)


См. также:

 Себастиан Вранкс (1873-1647)


понедельник, 5 июня 2017 г.

Эдуард Мане - «Завтрак на траве»

Эдуард Мане. Завтрак на траве 1863 г. Холст, масло, 208 х 264 см. Музей Орсе в Париже (дар Этьена Моро-Нелатона, 1906 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
В 1863 году жюри Салона было очень суровым. Три пятых из представленных к отбору картин были отвергнуты. Император Наполеон III решил дать «отверженным» второй шанс, предоставив им возможность экспонироваться отдельно. Это событие получило название Салон Отверженных. Среди картин, выставленных в Салоне Отверженных, были работы Джеймса Макнейла Уистлера, Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Последний этим блистательным холстом шокировал общественное мнение. Переводя на современный лад «Сельский концерт» Тициана и «Суд Париса» Рафаэля, «Завтрак на траве» изображает любимую модель художника, Викторину Меран, в сопровождении второй женщины и двух мужских фигур (для одной из которых позировал брат художника, Эжен). Критики и благонамеренная публика, будучи не в состоянии понять отсылки художника и воспринять превосходное качество живописи Мане, признали сюжет аморальным и оскорбительным. Неприемлемой сцену сделала современная обстановка, недвусмысленно подчеркнутая одеждой обоих мужчин по тогдашней моде. Создавая холст, Мане не думал вызвать обрушившийся на него скандал, наоборот, совершенно не был к нему готов. Он просто хотел создать работу одновременно классическую и современную, построенную на образцах великих мастеров Чинквеченто.
Симона Бартолена

Позы персонажей взяты с гравированной копии «Суда Париса» Рафаэля. Но истинным образцом Мане были холсты великих венецианских мастеров Чинквеченто. Среди них - «Сельский Концерт» Тициана. Частый посетитель Лувра, Мане увлеченно изучал мастеров прошлого.
Эдуард Мане считал натюрморт «пробным камнем живописи», необходимым испытанием для каждого хорошего художника. Подробное изображение остатков завтрака (корзины фруктов, хлеб и бутылки), вывернутых на одежду Викторин, разбросанных в беспорядке на лугу, свидетельствует о необыкновенном мастерстве художника в этом жанре.
Женщина притягивает взгляд зрителя и, кажется, хочет бросить ему вызов. В ее решительном и спокойном взгляде нет ни малейшего признака стыда из-за наготы. Такое ее выражение, безусловно, еще увеличило скандал, возникший вокруг холста. Мало кто отметил превосходное живописное качество произведения, прекрасное свидетельство способности Мане к переводу на современную грамматику языка классиков.
З.Ы. От себя добавлю, что сейчас для того, чтобы шокировать публику от художника требуется нечто иное, хотя бы прибить свои причиндалы к мостовой или что-то в этом роде.  

воскресенье, 4 июня 2017 г.

Рафаэль - «Маленькая Мадонна Каупер»

Рафаэль. Маленькая Мадонна Купер. Исполнено около 1505 года. Дерево, масло 59,5 х 44 см. Национальная галерея искусств в Вашингтоне (Из коллекции Виденера
Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
Заказчик этой маленькой картины, остававшейся в частной коллекции во Флоренции до конца XVIII века, не известен. Для Рафаэля флорентийский период был достаточно плодотворным в изображении подобного сюжета, очень востребованного на рынке в качестве свадебного подарка, и часто рисуемого без конкретного заказчика. «Маленькая Мадонна Купер» (по имени семьи, которая владела ею с 1780 по 1913 год) еще напоминает о манере Перуджино, учеником которого был Рафаэль до 1500 года, когда ему исполнилось семнадцать лет. Если Мария и Иисус лицами и позой напоминают типичные фигуры Перуджино, то в целом, система всей композиции кажется вполне оригинальной. На доске Рафаэля обе фигуры не занимают полностью все доступное пространство, а лишь слегка смещены назад, открывая более широкий обзор пейзажа, отделенного от персонажей всего лишь парапетом, вероятно напоминая об античной символике закрытого сада, в котором пребывают Мария с Младенцем. Даже мимика и жесты способствуют сближению зрителя с персонажами, которые с нежностью глядят на них с картины.
Роза Джорджи
Деталь:
На фонойом пейзаже, на холме, виднеется здание церкви. Вероятно, это церковь деревенского прихода, относительно которой точных ссылок сегодня найти не удается. Возможно, это один из архитектурных набросков Рафаэля.

суббота, 3 июня 2017 г.

Эмиль Нольде (1867-1956) - «Море с вечерним небом и парусником»

Emil Nolde (1867-1956). Meer mit Abendhimmel und Segelboot. Painted circa 1930 - Эмиль Нольде (1867-1956). Море с вечерним небом и парусником. Написано около 1930 года

пятница, 2 июня 2017 г.

Эдвард Лир (1812-1888)

Edward Lear  (1812 - 1888). TOMB OF CECILIA METELLA ON THE VIA APPIA - Эдвард Лир (1812-1888). Гробница Цецилии Метелл на Апиевой дороге
Edward Lear  (1812 - 1888). TOMB OF CECILIA METELLA ON THE VIA APPIA, ROME AND TOR DI SCHIAVI ON THE VIA LABICANA - Эдвард Лир (1812 - 1888).РИМ: ТОР ДИ ЧИАВИ НА ДОРОГЕ ЛАБИКАНА
Edward Lear  (1812 - 1888). BRITISH. PHILAE - Эдвард Лир (1812 - 1888). Филае 

Edward Lear  (1812 - 1888). BRITISH. SHEIK ABADEH ON THE NILE Эдвард Лир (1812 - 1888). ШЕЙК АБАДЕ НА НИЛЕ
СМ. ТАКЖЕ:    Эдвард Лир (1812-1888)

четверг, 1 июня 2017 г.

Мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957) - «Портрет Линды Кристиан»

Diego Rivera (Mexican 1886-1957). Portrait of Linda Christian. Painted in 1947 - Мексиканский художник Диего Ривера (1886-1957). Портрет Линды Кристиан. Написано в 1947 году

среда, 31 мая 2017 г.

Кес ван Донген (1877-1968) - «Портрет мадам де ван дер Вельде»

Kees van Dongen (1877 - 1968). PORTRAIT DE MADAME VAN DER VELDE. Painted circa 1920-23 - Кес ван Донген (1877-1968). ПОРТРЕТ МАДАМ ДЕ АПН ДЕР ВЕЛЬДЕ. Окрашенные вокруг 1920-23.

вторник, 30 мая 2017 г.

Леонардо Грацци - «Лукреция»

Leonardo Grazia, called Leonardo da Pistoia (Pistoia 1503-after 1548 Naples). Lucretia. oil on panel - Леонардо Грацци, называемый Леонардо из Пистойи (1503 - после 1548). Лукреция. Масло на доске