четверг, 1 ноября 2007 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок

Сказка о золотом петушке. 1906 г.
К былине "Вольга". 1928 г.
Сказка о царе Салтане. 1915 г.
К сказке "Соль". 1931 г.
Царевна-лягушка. 1930 г.
Белая уточка. 1932 г. Государственный русский музей

БИЛИБИН Иван Яковлевич - русский художник

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Живёт преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902-1904 гг. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии , куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Послереволюции 1917 г. Билибин уезжает из России. С 1920 г. он сперва живёт в Египте, а в 1925 г. обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балетСтравинского «Жар-птица» вБуэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

С годами он примиряется с советской властью. В 1935-1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт воВсероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7.02.1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.


Вольга и Микула Селянинович. 1940 г.
Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник. 1940 г. Государственный Русский музей
Морозко. 1932 г. Государственный Русский музей
Золотой петушок. 1906 г.
Песня о царе Иване Васильевиче, опричнике и удалом купце Калашникове. 1938 г.
Песня о царе Иване Васильевиче, опричнике и удалом купце Калашникове. 1938 г.

Александр БЕНУА


Пётр Первый на прогулке в Летнем саду. 1910 г. Гуашь. Государственный Русский музей
Парад при Павле I. 1907 г. Гуашь. Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов

Бахчисарайский фонтан. 1838-1848 гг. Х,М . 86,5х167,6 см. Пушкинский музей города Пушкина
В ожидании ребёнка. Государственный Русский музей
Портрет Ф.А. Бруни. Государственный русский музей

среда, 31 октября 2007 г.

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник - продолжение.

Портрет хирурга Николая Ивановича Пирогова. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет пианистки С.И. Ментер. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет И.Е. Ададурова. 1884 г. Пермская государственная художественная галерея
Портрет композитора А. К. Глазунова. 1887 г. Государственный русский музей
Портрет актрисы Полины Антоновны Стрепетовой (1850-1903) в роли Елизаветы в пьесе А.Ф. Писемского "Горькая судьбина" 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет В.В. Стасова. 1883 г. Х,М. 74х60 Государственный Русский музей
Портрет М.П. Мусорского. 1885 г. Офорт

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист (продолжение)

Керчь. 1928 г. Бумага, акварель. 34,7х47,6. Государственная Третьяковская галерея
Судак.1924 г. Бумага, акварель. 34х48. Государственная Третьяковская галерея
Судакская крепость. 1931 г. Бумага, акварель. 50,3х71. Государственная Третьяковская галерея
Феодосия. 193ог. Бумага, акварель. 40,9х62,5. Государственная Третьяковская галерея
Феодосия 14-15 веков. 1935 г. 1931 г. Холст, масло. 84х118. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист

Николай Павлович Акимов — советский живописец продолжение

Творчество народного артиста СССР Николая Павловича Акимова многолико. Выдающийся режиссер и превосходный театральный художник, мастер театрального плаката и руководитель Ленинградского театра комедии, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, фельетонист, автор театральных инсценировок, иллюстратор книги, теоретик театра . . . Того, что он умеет делать и делает с неизменным увлечением, с лихвой хватило бы на дюжину одаренных людей. У него это лишь отдельные грани яркой творческой индивидуальности, различные стороны таланта, целиком отданного одному—советскому театру.
Широко известен Акимов и как портретист, автор большой серии рисунков, начатой свыше четырех десятилетий назад. Это своеобразные „театральные мемуары" художника, портреты людей, с которыми он сталкивался на дорогах искусства, —драматургов, режиссеров, артистов, художников, костюмеров, рабочих сцены, дирижеров, зрителей-театралов. Портреты выполнены либо карандашом, либо углем, тушью, акварелью, пастелью, темперой. Одни — беглые зарисовки, другие — итог ряда сеансов. Каждый из них по-своему интересен, в каждом живет чувство, бьется мысль. Чаще всего это не только внешне достоверные портреты. Их надо разглядывать внимательно, подолгу, и тогда люди в портретах начнут жить, начнут улыбаться, размышлять, иронизировать, спорить.
Перед вами несколько театральных портретов Акимова.
Всмотритесь в них ...
М. Эткинд



Автопортрет. 1945 г.
Драматург Евгеий Шварц. тушь. 1938 г. Поэтесса Ольга Берггольц. Пастель. 1947 г.
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР Ирина Зарубина. Акварель. 1936 г.
Лауреат Государственных премий Сергей Михалков. Мел, уголь 1962 г.
У каждого человека должно быть любимое занятие. Я больше всего люблю рисовать портреты. Началось это с юности и не прошло до сих пор.
Мой трудовой стаж составили две профессии: театрального художника и режиссера.
И в той и в другой работе занятие портретом, на мой взгляд, оказалось полезным. Изучение образа человека, понимание, из чего этот образ складывается, как из внешних черт проступает внутреннее содержание — все это нужно знать, работая в театре, хотя бы для того, чтобы сделать хороший эскиз грима. Да и помимо такого практического применения возможность зафиксировать образ своего современника— понять для себя и объяснить другим — очень увлекательная вещь. В лице каждого человека целый мир — свой, особенный, неповторимый. И этот мир — всегда богатая и благодарная тема для художника.
Мне трудно подсчитать, сколько таких рисунков я сделал в своей жизни. Но возможно, что некоторые из них — портреты общеизвестных людей, главным образом деятелей искусства, с которыми я встречался и работал, — смогут показаться интересными не только для меня.
Н. Акимов


Другие работы художника:


Николай Павлович Акимов — советский живописец

вторник, 30 октября 2007 г.

Александр Андреевич ИВАНОВ - русский художник

Александр Андреевич ИВАНОВ (1806-1858) — русский художник, мастер исторической живописи, автор грандиозного полотна "Явление Христа народу".

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех в Риме и в Санкт- Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Мессии». Работа затянулась на двадцать лет (1836-1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Иванов скончался от холеры 3 (15) июля 1858 года.

Голгофа. Конец 1840-х гг. -1858 г. Коричневая бумага, акварель. 26,3х40 см. Государственная Третьяковская галерея
В Гефсиманском саду. 1850-е гг. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Н.В. Гоголя. 1847 г.
Нагой мальчик Государственный Русский музей
Н.В. Гоголь. Рисунок. 1841 г.
Этюд головы. 1940-е гг.Государственная Третьяковская галерея
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гактора. 1824 г. Государственная Третьяковская галерея
эскиз к картине. 1824 г. Государственная Третьяковская галерея
Хождение по водам. Акварель. 1850 г. Государственная Третьяковская галерея
Христос и Никодим. 1850-е гг. Акварель. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

Александр Андреевич Иванов - Явление Христа народу

Александр Андреевич Иванов - Вид на Неаполь с дороги в Позилиппе

Несколько открыток с картинами русских художников 18-19 веков.

Александр Андреевич ИВАНОВ - русский художник 19-го века (продолжение 1)

Александр Андреевич ИВАНОВ - русский художник 19-го века (продолжение 2)

Александр Андреевич ИВАНОВ - русский художник 19-го века (продолжение 3)