пятница, 30 ноября 2007 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

В настоящем комплекте коллекционеры и многочисленные любители изобразительного искусства найдут воспроизведения открыток одного из первых русских издательств — «Общины св. Евгении», исполненных по рисункам И. Я. Билибина. Местонахождение оригиналов этих рисунков неизвестно, и поэтому данное издание представляет особый интерес. Всего же за время своего существования «Община» воспроизвела 52 работы художника, часть из которых попала в частные собрания, часть — в государственные хранилища, судьба остальных остается неизвестной.

В объявлениях «Общины св. Евгении» в марте — апреле 1905 года был помещен список оригинальных произведений, выставленных для продажи в складах «Общины» (сто сорок пять рисунков — в петербургском и сорок шесть — в московском), исполненных сорока восемью известными русскими художниками. Из них десять принадлежали И. Я. Билибину: серия из шести сюжетов «Богатырей», «Вольга», «Садко», «Молодуха» и «У колодца».
Почему же «Община св. Евгении» занялась столь несвойственным издательству делом? Причина заложоена в несколько необычной истории ее возникновения и дальнейшей деятельности. Как уже рассказывалось во вступительной статье к подборке открыток «М. В. Добужинский», в начале 1880-х годов известный художник Гавриил Павлович Кондратенко, будучи на этюдах в Крыму, встретил в Севастополе нищенку, которая, по ее рассказу, была сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Многие сестры милосердия вынуждены были разделить ее жалкую участь.
Кондратенко глубоко тронул рассказ нищенки, по приезде в Петербург он многим сообщил об этой встрече. В результате в 1882 году там был организован «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Это была благотворительная организация, впоследствии переименованная в «Общину св. Евгении».Существовавшая только на частные пожертвования, «Община» нуждалась в средствах. В 1896 году она приступила к издательской деятельности, в том числе к ыпуску открыток.

Оригиналы, специально исполненные для открыток, художники обычно дарили «Общине». По мере их накопления «Община» время от времени устраивала распродажу по цене от 3 до 250 рублей за каждый рисунок.
Большой удельный вес в издательстве «Общины св.Евгении» принадлежал художникам объединения «Мир искусства», его главным участникам - Александру Бенуа, К. А. Сомову, Л. С. Баксту, М. В. Добужинскому и другим.
Билибин был членом этого объединения и одним из художников, произведения которых публиковала «Община».
***
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Тарховке, близ Петербурга. В 1895 году он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем учился в Мюнхене у А. Ажбе, потом у И. Е. Репина, в школе мастерской М. К. Тенишевой и в качестве вольнослушателя в Академии художеств.
Еще в годы учебы Билибин увлекался этнографией, его влекли к себе русские первопечатные книги XVI—XVII веков с их изумительными миниатюрами, русский лубок — народные гравированные картинки. Богатая творческая фантазия художника уносила его в чудесный, полный невероятных приключений мирсказок, былин, но мир справедливый, где торжествует добро и побеждает правда.
В 1899 году он исполнил ряд иллюстраций к русским народным сказкам для выставки «Мир искусства». Его замечательные иллюстрации к сказкам «Иван-Царевич и Серый Волк», «Царевна-Лягушка»,«Перышко финиста — Ясна Сокола» с их стилизованной цветной рамкой, в которую вкомпонованы пейзажи и орнамент с их фантастическим разноцветьем, утверждали новый, так называемый билибинский стиль в книжном оформлении русской сказки.
В 1902—1904 годах Билибин по командировке этнографического отделения Русского музея в Петербурге путешествовал по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям России. Из своих поездок художник привез произведения, посвященные русскому Северу, пейзажи, в том числе архитектурные, изображения соборов, церквей, зарисовки одежды.
«Община св. Евгении» издала десять открыток с этих работ, часть оригиналов которых — «Почозеро», «Циозеро», «Село Подужемье», «Гапсельга» — находится в ГРМ, «Мельницы в Тотемском уезде Вологодской губернии» — в Серпуховском художественном музее. Местонахождение остальных неизвестно. Кроме того, «Община» выпустила также десять открыток с фотографий северного зодчества, выполненных Билибиным.
В период первой русской революции 1905—1907 годов художник сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Известность приобрел его рисунок «Осел в 1/20 натуральной величины», помещенный в журнале «Жупел» в 1905 году; для журнала «Адская почта» Билибин в 1906 году исполнил интересную по содержанию заставку.
В 1908 году Билибин был привлечен С. П. Дягилевым к работе над постановкой оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене театра «Гранд Опера» в Париже. Исполненные им восемь эскизов костюмов для этой оперы запечатлены на открытках «Общины». Судьба оригиналов этих эскизов также различна. До сих пор остается неизвестным местонахождение некоторых эскизов костюмов боярина, думного дьяка.
Длительный период (1920—1936) Билибин провел за границей — в Египте, Палестине, Сирии и, наконец, во Франции (Париже).
Возвратившись в Советский Союз, Билибин исполняет иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I (1937), к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1941), эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1937). С 1936 года Билибин занимается педагогической деятельностью — в качестве профессора Академии художеств. Умер И. Я. Билибин в 1942 году в Ленинграде во время блокады.
Со времени выхода в свет изданий «Общины св.Евгении» прошло много лет. Открытки сохранились лишь в немногих собраниях коллекционеров старшего поколения, молодым же коллекционерам почти не удается их приобрести. Поэтому предлагаемая издательством «Изобразительное искусство» подборка открыток, на которых запечатлены неизвестные широким кругам талантливые произведения Билибина, будет несомненно весьма полезной для более полного ознакомления с творчеством выдающегося русского художника.
Э. Файнштейн

Утро воскресенья. 1901. Открытка издания "Общины св. Евгении". №142. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Илья Муромец (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №210. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Славный град Леденец. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5500. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Царь морской. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5525. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская девушка в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3230. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Пречудный богатырь Бова Королевич. 1911.Открытка издания "Общины св. Евгении". №5497. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская молодуха в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3229. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3227. Из коллекции Э.Б. Файнштейна

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Maybe you'll want to get a twitter icon to your blog. I just bookmarked this article, however I had to complete this by hand. Simply my advice.

Михалыч комментирует...

No, I do not want to deal with Tweeter

Milu комментирует...

Просто прекрасно! Я хотела,бы покупать репродукция Билибина,но у нас в Бразилии это не найдём:(

Михалыч комментирует...

их и у нас сейчас не продают, но их можно распечатать ..