четверг, 21 февраля 2008 г.

Лагорио Лев Феликсович

Лагорио Лев Феликсович (1827-1905), российский живописец. Близкий к академизму поздний романтик. Морские пейзажи, батальные картины.

Морской пейзаж. 1885 г.
Марина. 1902 г. Тамбовский областной краеведческий музей
На острове Капри. Береговые утёсы. Государственная Третьяковская галерея
На острове Капри. Рыбацкий домик. Государственная Третьяковская галерея
На берегу морского залива. Италия. 1860 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид Капо ди Монте в Сорренто. Тульский областной художественный музей

среда, 20 февраля 2008 г.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Полесовщик. 1874 г. Холст, масло. 84х62 см. Государственная Третьяковская галерея
Картина, показанная Крамским на четвёртой передвижной выставке, - самый выразительный среди крестьянских образов, созданных художником. На полотне запечатлён верный страж лесных богатств. О его честной службе красноречиво свидетельствует простреленная в нескольких местах войлочная шапка. Его монолитная фигура чётко выступает на чёрно-зелёном фоне, словно бы напоминающем о лесной чаще.
Художник мастерски даёт зрителю почувствовать в полесовщике назревающую горькую обиду на тех, кто заставляет крестьянина зачастую служить против так называемых браконьеров, по большей же части своих же братьев мужиков, которых крайняя нужда гонит в заповедный лес с топором за дровами.
"Мой этюд в простреленной шапке, - писал живописец П.М. Третьякову, - по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело недовольство, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачёвы..."
Неутешное горе. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея (третий вариант картины, значительно отличающийся от первых двух, находящихся в Государственном Русском музее)

Лунная ночь. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея
Женщина под зонтиком. (считается, что это портрет сестры Крамского). Горьковский государственный художественный музей
Букет цветов. Флоксы.
Женский портрет. 1884 г. Новгородский историко-художественный музей
Набросок к картине "Неутешное горе". Государственная Третьяковская галере
Женская голова. Музей Русского искусства. Киев.
Неутешное горе. Начало 1880-х гг. Масло, халст. 198х140. Государственный Русский музей
И.Н. Крамской работал преимущественно в области портрета. Им также было написано несколько жанровых и тематических картин, занявших видное место в наследии передвижников. Как правило, эти произведения — серьезные по содержанию, подлинно гуманистические. К их числу относится находящаяся в Третьяковской галерее картина «Неутешное горе». Крамской работал над ней около четырех лет. Было создано несколько вариантов картины, один из которых воспроизведен здесь. В третьяковском полотне художник много внимания уделил внешней обстановке помогающей лучше уяснить сюжетную основу картины. .Здесь же главное внимание обращено на изображение человека, его переживания. В этом отношении вариант Русского музея в определенной мере психологичнее, глубже основной картины. Одиноко сидит отрешенная от всего, окаменевшая от горя женщина. Умер ребенок. Лицо женщины едва видно в слабом свете сгустившихся сумерек, в нем печаль, безысходность, отчаяние. Тонкий психолог, Крамской передал в позе, в чертах лица, взгляде самые сокровенные душевные движения.

Портрет неизвестной. Холст, масло 50х40,5. Свердловская картинная галерея
Девочка с бельём. Акварель. Государственная Третьяковская галерея Пасечник. 1872 г. Холст, масло 63,5х49,2 см. Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской был не только замечательным портретистом прогрессивной интеллигенции. Ещё в 1860-х годах он исполнил ряд характерных зарисовок народных типов. а в его последующей деятельности образы представителей русского народы составили значительную группу произведений.
На третьей передвижной выставке, например, живописец, наряду с такими работами, ка портреты И.И. Шишкина и В.М. Васнецова, экспонировал поясной "Этюд крестьянина" и полотно "Пасечник".
В произведении "Пасечник" изображен седой сгорбленный старик. Он далеко не на покое доживает свой век. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Чувствуется, что только благодаря истовой работе, ставшей для него большой внутренней потребностью, старости так и не удаётся до конца согнуть этого человека. Не случайно художник написал пасечника на фоне солнечного летнего пейзажа, светлые краски которого, сочетаясь с цветом белой рубахи, рождают в зрителе приподнятое, оптимистическое настроение.
Девушка с распущенной косой. 1973 г. Государственная Третьяковская галерея
Деревенский пейзаж. Государственный Русский музей
Лесная тропинка. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 19 февраля 2008 г.

Мешков Василий Никитич

Мешков Василий Никитич (1867/68-1946), российский живописец, народный художник России (1943). Отец В. В. Мешкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1889) у И.М. Пряшникова и В.Д. Поленова и в Академии художеств (1889-1890). С 1891 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1922 г. - член Ассоциации художников революционной России. Выступил как автор жанровых картин в духе поздних передвижников ("Зубоврачевание", 1891; "тяжёлая дума", 1897, обе - в ГТГ). Писал также пейзажи и портреты, отличающиеся жизненностью и психологизмом, наблюдательностью, правдивостью характеристик ("Портрет Э.К. Мешковой, жены художника", ГТГ). Наиболее значительны портреты советского периода (С.М. Будённого, 1927, М.И. Калинина, 1937, оба - в ГТГ). Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892-1917) и Академии художеств (1937-1940). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музеях Ельца, Калуги, Липецка, Н.Тагила, Новокузнецка, Раменского, Минска.
Портрет артиста И.М. Москвина. 1930 г.
Портрет В.Р. Менжинского. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет С.М. Будённого. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Ф.И. Шаляпин за изучением роли и профессор Ф.Ф. Кенеман за роялем. 1907 г.
Портрет М.В. Калининой. 1930 г. Государственный музей М.И. Калинина. Москва
Портрет Л.В. Собинова. 1917 г.

Другие работы художника:

Мешков Василий Никитич (продолжение)

Дубинский Давид Александрович

Дубинский Давид Александрович (1920-60), российский график, член-корреспондент АХ СССР (1958). Психологически тонкие иллюстрации к произведениям советской и классической литературы («РВС» А. П. Гайдара, 1951; «Поединок» А. И. Куприна, 1959-60). Государственная премия СССР (1951).
А.Н. Толстой "Мечтатель"
Вечером
"Лицо Петьки было хмурое и печальное. После того как он узнал, что за украденный им компас уже выдрали Серёжку, он почувствовал себя очень неловко".
А. Гайдар "Дальние страны"
Приезд отца. А.Гайдар "Чук и Гек"
Приехали.
"Чемоданы были свалены на снег. Деревянная платформа вскоре опустела, а отец встречать так и не вышел"
А. Гайдар "Чук и Гек"
По воду.
"... и они вышли, чтобы привезти воды и заодно набрать на опушке сучьев и веток, - тогда утром легче будет растапливать печку".
А. Гайдар "Чук и Гек"
В Алёшино!
"... с пригорка на пригорок, через ложбинки, через жёрдочки поперёк ручьёв бодро бежали ближней тропкой посланные в Алёшино ребята".
А. Гайдар "Дальние страны"
Скорый прошёл.
"И никогда, ни разу не остановится скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну - Сибирь".
А. Гайдар "Дальние страны"
Неожиданное открытие.
"... Петька успокоился и осторожно, но уже не из боязни, а просто по хитрой мальчишеской привычке, прячась за кусты, начал подбираться к палатке."
А. Гайдар "Дальние страны"

понедельник, 18 февраля 2008 г.

Архип Иванович Куинджи

Север. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Забытая деревня. 1874 г. Холст, масло. 81,7х165 см. Государственная Третьяковская галерея
Картиной "Забытая деревня" Архип Иванович Куинджи начал самостоятельный творческий путь в искусстве. Живописец создал её в то время, когда принял твёрдое решение досрочно покинуть Академию художеств, где обучался с 1868 года. Куинджи спешил ринуться в битву идей, кипевшую за учебными аудиториями Академии. Уверенность в том, что ему не придётся раскаиваться в этом поступке, живописцу придавала прогрессивная деятельность Товарищества передвижных выставок, всегда готового оказать всемерную поддержку молодым талантам, не мирящимся с академической рутиной.
Куинджи не ошибся в ожиданиях: передвижники охотно приняли на очередную, третью выставку его картину "Забытая деревня", в которой выносился резкий приговор убогой пореформенной действительности. Художник-демократ даёт в ней понять, что широко разрекламированная "эпоха великих реформ" ничего не изменила в положении русской деревни, ограбленной господствующей верхушкой самодержавной России. Коричневато-ржавая цветовая гамма картины, соответствующая осенней поре года, вызывает в зрителе тягостные, безрадостные чувства. Они углубляются, когда далее в поле его зрения попадают опустелые поля, покривившиеся избушки, голодная тощая коровёнка и многое другое, что буквально кричит о беспросветной крестьянской нужде.
"Какой молодец Куинджи" - писал И.Е. Репин из-за рубежа, получив известие о сюжете этой картины.
Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875 г. Холст, масло. 106х213 см. Государственная Третьяковская галерея
Художник, родившийся и выросший под Мариуполем, на юге России, в картине "Чумацкий тракт" отобразил впечатления своей юности. Ещё пятнадцатилетним подростком промерил он собственными ногами бесконечные вёрсты русских степей, когда в 1858 году ушёл в Феодосию с заветной мечтой сделаться учеником И.К. Айвазовского. Тогда ему пришлось немало испытать трудностей, особенно на обратном пути домой, совершённом уже в дни надвинувшейся осенней непогоды.
Живописец изображает размытую дорогу, по которой под моросящим холодным дождём движется, словно плывёт, а не едет, вереница повозок. Это чумаки - люди торгующие солью. В России даже такой нехитрый продукт возили буквально через всю страну, проводя в пути многие трудные дни.
Стремление мастера к социальному обличению в этой картине очевидно. Примечательно, что И.Н. Краской и его коллеги-передвижники считали картину Куинджи "Чумацкий тракт" настолько необходимой для их четвёртой выставки, что настояли, чтобы художник, несколько задержавшийся с исполнением своего произведения, экспонировал бы его не вполне законченным, а дописал бы уже после закрытия экспозиции в Петербурге, а период подготовки её к переводу в другие города.
После грозы. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
На острове Валааме. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Ночь на Днепре. 1880 г. Государственный Русский музей
Кистью замечательного художника (статья в газете "Вечерний Ленинград" №183 от 30 июля 1960 года) Вы, вероятно, знаете картину «Ночь на Днепре». Самое популярное произведение замечательного художника Архипа Ивановича Куинджи, оно привлекает внимание всех, кто хоть раз побывал в Русском музее. Удивительно показано на полотне, как сверкает под лучами луны спокойная гладь Днепра. Чуть белеют на склоне у воды хатки. А какой безграничный простор ночного неба, озаренного серебристым сиянием луны, открывается над сияющими берегами, над уходящей вдаль широкой лентой реки. Глубокое поэтическое чувство вызывает этот пейзаж. Но, как ни велика известность картины, порой еще можно услышать недоуменные вопросы зрителей: «Как же так, «Ночь на Днепре» мы видели в Третьяковской галерее, а что же здесь, в Ленинграде — копия?». Интересна история этой картины, созданной 80 лет назад. Художник впервые показал ее на отдельной выставке, одну в большом зале. Ученик Куинджи, выдающийся советский пейзажист А. А. Рылов писал об этом в своих «Воспоминаниях»: «Риск большой. Это не захватывающий исторический сюжет вроде брюлловской «Гибели Помпеи». Это просто пейзаж средних размеров. На это еще никто не решался... Когда же «Ночь на Днепре» была выставлена в Обществе поощрения художеств на Морской (ныне улице Герцена, д. 38), весь Петербург целый день осаждал помещение выставки. Экипажи стояли от подъезда до самого Невского и загибались за угол по Невскому до улицы Гоголя. Публику, во избежание давки, приходилось пускать группами... Никогда еще художник, да еще пейзажист, не делался у нас «героем дня», не увлекал так...». Художник добился в своей картине исключительной выразительности в передаче сияния луны. Современники вспоминали, что ее свет даже несколько слепил глаза. Зрители на выставке порой заглядывали за раму картины, проверяя, не спрятана ли там горящая лампа. Успех «Ночи на Днепре» был столь огромен, что Третьяков, не приобретавший ни копий, ни повторений, сделал исключение для этого полотна. Так как не удалось приобрести саму картину (она была куплена одним из членов царской семьи), Третьяков поместил в своей галерее неоконченное повторение — вариант картины, написанный в 1882 году самим Куинджи. К нашему времени некоторые полотна Куинджи сильно изменились, их краски потемнели. Не избегла этой участи и знаменитая «Ночь на Днепре». Но даже и теперь, глядя на картину, можно понять искусство Куинджи, его умение глубоко и вдохновенно запечатлеть природу. Около двухсот живописных работ Куинджи, не считая его рисунков, хранятся в Русском музее. Это самое большое собрание произведений художника в нашей стране. Перед картинами Куинджи невольно думаешь о жизни и творчестве этого художника-реалиста. Труден был его путь в искусство. Сын сапожника, пасший в детстве гусей в степи близ Мариуполя, он мечтал учиться, но ему больше приходилось работать. Родственники отдали мальчика в ученики к И. А. Айвазовскому. Но ему пришлось лишь тереть краски да выкрасить забор. Куинджи убежал от Айвазовского. Через несколько лет он приехал в Петербург и безуспешно держал вступительные экзамены в Академию художеств. В конце концов его огромный талант самородка был отмечен и признан. Впоследствии, будучи руководителем пейзажной мастерской в Академии, Куинджи воспитал таких талантливых, оригинальных художников, как Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, В. Ю. Пурвит. В нашем городе прошла большая часть жизни и творчества А. И. Куинджи. Но где художник жил и работал? На Васильевском острове, на Биржевой линии, сохранился дом № 18. Но о том, что здесь прожил четверть века и умер пятьдесят лет назад выдающийся русский художник, знают даже не все жильцы дома. Пора достойно увековечить память Куинджи, чье имя составляет гордость русского искусства. В. 
МАТАФОНОВ
Вечер на Украине. 1880 г. переписана в 1901 г. Государственный Русский музей
Берёзовая роща. 1879 г. Холст, масло. 97х181 см. Государственная Третьяковская галерея

«Это не картина: с этого нужно писать картину!»— сказал И. И. Шишкин о полотне «Березовая роща». Лаконичная, как формула, оценка, вынесенная мастером передвижнического пейзажа, исчерпывающе объясняет восторженность и одновременно удивление, с которыми встретили на седьмой передвижной выставке творение Архипа Ивановича Куинджи. Шишкин хотел сказать, что живописец не просто исполнил художественное произведение, добросовестно воспроизвел окружающую действительность, он как бы создал вторую природу. И в эту вторую (условную) природу веришь, и она столь же значительна, как и реальный предметный мир. Поэтому она настоятельно требует своего духовного освоения. Без ее познания,— указывал Шишкин,— мы упустили бы нечто важное в восприятии жизни. Сегодня, при наличии исторической перспекти­вы стало ясно, что художник картиной «Березовая роща» предугадывал (тогда еще не близкое) развитие национальной пейзажной живописи. Сам Куинджи не мог внутренне не ощутить, что значительно опережает эпоху. В этих условиях он испугался художественного одиночества. Оно грозило опасностью варьирования, повторения уже обретенных находок, неизбежной для всякого мастера, лишенного возможностей общения и творческого обмена с единомышленниками. Именно поэтому вскоре, с 1882 года, живописец вообще прекратил выступления на выставках.

Рокуэлл Кент (продолжение)

Фиорд в Северной Гренландии. Пасмурный день. 1932-1933 гг. Холст, масло. 86х112 Государственный Эрмитаж
Иллюстрация к книге Р. Кента "Это моё собственное" 1940 г. Рисунок пером.
Пролив Адмиралтейства. Огненная Земля. 1822-1925 гг. Холст, масло 86х112. Государственный Эрмитаж
Вид с Лисьего острова зимой. Аляска. 1929 г. Холст на фанере, масло
Гора, отражающаяся в воде. Южная Гренландия. 1929 г. Холст на фанере, масло. 86х115. Государственный Эрмитаж
Иллюстрация к книге "Сага о Гисли". 1936 г. Рисунок пером и тушью
Вечная бдительность - залог свободы! Литография