четверг, 28 февраля 2008 г.

Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Цыганка. 1887 г. Холст, масло. 65х83 см. Серпуховский историко-художественный музей
По каталогу XIV передвижной выставки это произведение проходило как этюд. И таковым оно действительно воспринималось с висевшими рядом портретами Д. И. Менделеева, В. Д. Спасовича и К. Д. Кавелина, также представленными Николаем Александровичем Ярошенко на упомянутую выставку. Работая над этим полотном и этюдами, Николай Александрович Ярошенко ставил перед собой особую творческую задачу.
В середине восьмидесятых годов наметились попытки художника овладеть началами пленэристического портрета. Принципы пленэра он не решался еще использовать при написании портретов выдающихся деятелей. Но, ощущая требования времени, Ярошенко хотелось как-то для себя самого оправдать необходимость новых — пленэрных — решений. Выбор модели для «Цыганки» заставлял обращаться к живописи на пленэре, ибо какая другая система позволила бы убедительнее рассказать о представительнице племени «детей природы».
Художник очень живо изобразил молодую женщину, заглядывающую в открытое окно, убедительно передал солнечные блики, ощущение тепла, прозрачности воздуха. В образе цыганки он подчеркнул человеческое достоинство и чувство независимости — черты, которые всегда привлекали и волновали Ярошенко в людях.
Портрет художника И.Н. Крамского. Государственный Русский музей
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Портрет художника И.Н. Крамского. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Портрет академика Н.Н. Обручева. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
˜Справка: Обручев Николай Николаевич (1830-1904), российский генерал от инфантерии (1887), почетный член Петербургской АН (1888), профессор Академии Генштаба. В 60-х гг. был близок к Н. Г. Чернышевскому, один из организаторов «Земли и воли». В 1867-81 управляющий делами Военно-ученого комитета, участвовал в проведении военных реформ 60-70-х гг. В 1881-97 начальник Главного штаба.
Портрет художника И.Н. Ге. 1890 г. Холст, масло 92,5х73,5. Государственный Русский музей
Курсистка. 1880 г. Государственный Русский музей
Прогрессистка. Государственная Третьяковская галерея.
Террористка. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Портрет актрисы П.А. Стрепетовой. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет курсистки. 1890-е годы. Холст, масло. 66х55. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Полевые цветы. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Горный пейзаж. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Женская голова. Этюд к картине "У литовского замка" Государственный Русский музей
Вид южного города. 1897 г. Холст, масло. 42х55. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Голова крестьянина. Соус. 54х44,5. Государственный Русский музей

Манес Йозеф чешский живописец

Йозеф Манес (1820-71), сын Антонина Манеса, чешский живописец, обращался к патриотическим темам, выполнял рисунки с изображением народных типов, поэтические иллюстрации к народным песням, портреты, пейзажи.

Набор открыток. Пояснения к картинам и рисункам составлены чешскими издателями.
"Октябрь" с календарного круга пражских курантов (1855-1856гг.). Масло на меди, 270 см, круг.
В круговую композицию календарного диска курантов Староместской ратуши вписаны медальоны с аллегориями месяцев года, являющиеся её центром. В них Манес в монументальной форме воспел чешский народ и его труд, чешский и словацкий пейзаж. Роспись курантов является кульминационным моментом в его творчестве, вдохновленном жизнью народа.
Швея.
Дети подрядчика строительных работ Бельского, 1959 год. Акварель на рисунке, выполненном карандашом, 42 на 40,4 см.Детский рисунок занимает в портретном творчестве Манеса большое место, обусловленное исключительно чутким отношением художника к миру детей и его способностью передать детскую психику. Одновременно это произведение является ценным групповым портретом.
"Колыбельная" ("Спи, Марьянка, спи!"), 1856 год. Акварель, желтоватая бумага, 24,4 на 20 см.
Дар художника графине Сильва-Тарука по случаю рождения ее дочери Марии-Генриэтты. Тема является одним из трёх вариантов иллюстрации народной песни "Спи, Еничек, спи!". Её лирическую напевность художник передал яркими бликами, характерными для лучших акварелей Манеса, созданных во второй половине 50-х годов.
Иозефина (около 1855 года). Масло, холст, 74 на 59 см.
Портрет не был написан по заказу и общественность познакомилась с ним только после смерти Манеса. Личности нарурщицы никогда не было дано удовлетворительного объяснения. Считается, что в этой картине Манес отобразил свой идеал красоты славянской женщины.
"Вечер", 1857 год. Масло, холст, 37,6 на 42,5 см.
Исключительно богатые по колориту и просветленности противоположные по теме картины "Утро" и "Вечер" представляют собой наиболее выдающиеся произведения с изображением обнаженного женского тела в интимной сфере творчества Манеса, на которое оказало влияние искусство рококо.
"Хозяин из Липтова" (1854 год.) Рисунок карандашом, раскрашенный акварельными красками, бумага, 38 на 29,4 см.
Наряду со многими другими зарисовками на фольклёрные темы рисунок был создан во время поездки Манеса на восток в 1854 году. Причиной поездки был интерес Манеса к жизни народа. Вместе со своим братом Квидо он хотел издать серию полихромных литографий, посвященных славянским национальным костюмам.
Марина Куринцова (1854 год). Рисунок карандашом, раскрашенный акварельными красками, бумага, 38,5 на 27 см.
Этот исключительно тонкий портрет молодой женщины из Валаска-Бела Манес нарисовал во время своего путешествия в 1854 году. В то время он направлялся в Моравскую Словакию - Словацко, а оттуда - Словакию, в Тречин и через Валаска-Бела - в Тренчианске-Теплице и Опатову.
"Уроженка Ганы с руками в фартуке" (1849-1852 гг.). Рисунок кистью, раскрашенный акварельными красками, бумага, 37, 1 на 26,8.
Рисунок создан в Чехи-под-Косиржем в 1849-1852 гг., во времена, когда Манес жил во дворце аристократов Сильва-Тарука. Он относится к серии зарисовок национальных костюмов жителей Ганы, в которых Манес монументально отобразил своих народных натурщиков.
Знамя Национальной гвардии Градец-Кралове, 1848 год. Масло на шелке, 82 на 82 см.
С этого флага, приобретенного на добровольные пожертвования, начинается целый ряд флагов, созданных по эскизам Манеса за 20 лет для физкультурных, хоровых и рабочих обществ. Они имели большое общественное и художественное значение. Ими Манес завершил свое монументально-декоративное творчество.
"Дом Якуба Гелешина в Бржецлаве" (1854 год). Акварель выполнена по наброску, сделанному карандашом, бумага, 27,7 на 38,8 см.
Этот самый лучший набросок с изображением сооружения народной архитектуры в сочетании с жанровым мотивом был создан во время поездки по Моравской Словакии в 1854 году. Знакомство с жизнью народа и природой обогатили творчество Манеса с точки зрения содержания и средств выражения.
"Прощание" из цикла "Жизнь в аристократической резиденции" (1856 год.) Рисунок пером, раскрашенный акварельными красками, бумага, 13 на 14,2 см.
Цикл 15 акварелей "Жизнь в аристократической резиденции" возник для оформления стены во дворце Чехи-под-Косиржем летом 1856 года. Он является поэтическим воплощением реальных впечатлений в обстановке загородной аристократической резиденции, увиденной глазами ребенка. Занятия и развлечения аристократии изображены с иронической улыбкой и очарованием, характерным для рококо.
"Над хлевом" (вторая половина 1850-х годов) Акварель, бумага 10,2 на 11,3 см.
Лирический народный любовный мотив отличается теплотой колорита и мягким сияющим фоном характерным для пейзажей и жанровых картин, написанных маслом и акварельными красками в середине 50-х годов, когда творческий талант художника развернулся во всей его полноте.
Луиза Бельская, 1857 год. Масло, холст, 63 на 50 см, овал.
Портрет супруги подрядчика строительных работ Яна Больского, с которым Йозеф Манес общался прежде всего во время строительства карлинской церкви. Картина представляет одну из вершин его личного отношения к модели и увлечения темой, которая прежде всего проявляется в цветовой мелодике портрета
"Деревенская церквушка" (1851-1855 гг.). Масло, холст, 21 на 24 см.
Типичный чешский пейзаж, написанный в период зрелого творчества Манеса. Картина, отличающаяся богатством колорита, свидетельствует о лирическом отношении художника к чешской природе. ЕЕ созданию предшествовало несколько десятков зарисовок.
"Ржипский край" (1863 год). Масло, холст, 41 на 64,5 см.
Эта картина была написана одновременно с полотном "Полабский пейзаж", на котором запечатлено место слияния Лабе и Влтавы. Оде они представляют вершину пейзажного творчества Манеса. В них синтетическое стремление пейзажиста вылилось в апофеоз края в окрестностях Ржипа, который в представлении художника является ярким образцом чешского пейзажа.

среда, 27 февраля 2008 г.

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) - живописец. Брат Е.Д. Поленовой. Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств (1863-1871) у П.П. Чистякова. Пенсионер в Италии и Франции (1872-1876). С 1978 г. - член Товарищества передвижников. Участник Абрамцевского кружка с середины 1870-х гг. С 1876 г. академик, с 1892-го - профессор, с 1893-го - действительный член Академии художеств. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонтрации 9 января 1905 г. С 1926 г. - народный художник РСФСР. Продолжая традиции А.К. Саврасова, в своих пейзажах передавал поэзию и красоту уголков русской природы, проявив себя мастером пленэрной живописи ("Московский дворик", 1878; "Заросший пруд", 1879, все в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, стремился обновитьих академическую трактовку, заостряя нравственную проблематику ("Христос и грешница", 1887, ГТГ). Работал в области театрально-декорационной живописи. В 1892 г. в своей усадьбе Борок (с 1931 г. - Поленово, Тульская область) создал художественный музей. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил пейзажным классом (1882-1895). Среди его учеников - И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов. Композитор, автор оперы "Призраки Эллады", оратории и других музыкальных произведений. Работы Поленова имеются также в ГРМ, музее-заповеднике "Абрамцево",, музеях Астрахани, Владимира, Воронежа, Иркутска, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Н. Тагила, Омска, Ростова, Саратова, Севастополя, Томска, Таганрога, Ульяновска, Хабаровска, Челябинска.

Право господина. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея.

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. Этюд из путешествия художника по Востоку. 1881-1882 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Примечательна глубокая продуманность композиции почти каждого из этюдных произведений Василия Дмитриевича Поленова, показанных на выставке 1885 года.
Один из лучших этюдов этой серии — «Парфенон», выполненный хмурым днем в серебристых тонах. Храм изображен с точки зрения снизу вверх, на фоне клубящихся облаков. Это подчеркивает особую величественность знаменитого творения древнегреческого зодчества. Художник добивается ощущения красоты и монументальности Парфенона, который и в полуразрушенном состоянии производит впечатление грандиозного сооружения.
Памятник зодчества интересен ему не только как компонент пейзажного образа, но и сам по себе, как выдающийся образец архитектуры. Этюд свидетельствует также о присущем Поленову обостренном чувстве тектоники, впоследствии очень помогавшем ему при создании в 1890-х годах театральных декораций в Московской частной русской опере.
Солнечный день. Мельница. Ольшанка. Государственная Третьяковская галерея
Московский дворик. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930 гг.). 1879 г. Холст, масло . 75х60 см. Государственная Третьяковская галерея.
Олива в Гефсиманском саду. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Театр "Аквариум" в 1905 году. 1906 г. Государственный музей Революции СССр
Теремной дврец. Наружний вид. 1877 г. Дерево, масло. 34,2х23,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
Бейрут. Сирийский порт. Государственная Третьяковская галерея.


Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет молодой дамы. Холст, масло. 56х51. Костромской областной музей изобразительных искусств
Студент. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Заключённый. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Иерусалим. 1896 г. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Крестьянская девушка. 1870-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Девушки, собирающие цветы. 1880-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Кочегар. 1878 г. Холст, масло. 14х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Александрович Ярошенко начал показывать свои произведения у передвижников (с четвертой выставки) после окончания Академии художеств, в которой он занимался одновременно с обучением в военной, так называемой Михайловской Академии. Поистине блистательным было его выступление на шестой передвижной выставке, когда он экспонировал четыре портрета и картины «Кочегар» и «Заключенный», привлекшие к себе общее внимание. Первым в русском изобразительном ис-кусстве художник отметил рождение новой категории трудящегося люда — промышленного пролетария. Образ героя картины «Кочегар» им был несомненно списан с натуры. (По долгу службы он руководил штамповочной мастерской Петербургского патронного завода и повседневно общался с рабочими.) Как свидетельствует В. Г. Короленко в очерке «Всеволод Михайлович Гаршин». живописец даже показал реальный прототип своего произведения. «Кочегар» Ярошенко породил появление в русской литературе знаменитого рассказа Гаршина «Художники», где словно бы произошло перевоплощение ярошенковского «кочегара» в образ «глухаря», клепальщика, принимавшего собственной грудью сквозь тонкие стенки котла страшные удары молота, как удары судьбы, падавшие на все его сословие.
Женский портрет. 1883 г. Государственный Русский музей
Портрет молодого человека. 1886 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Старое и молодое. 1881 г. Государственный Русский музей
Спорт старого поколения с молодым. Эскиз к картине 1881 года. Государственный Русский музей