среда, 27 августа 2008 г.

Сандро Боттичелли. (1444—1510)

Художник Сандро Боттичелли. (1444—1510) - настоящее имя Алесандро ди Мариано Филипепи. Итальянская школа. Поклонение волхвов. Около 1475. Флоренция. Галерея Уффици
Художник Сандро Боттичелли. (1444—1510). Итальянская школа. Паллада и кентавр. Около 1485. Флоренция. Галерея Уффици
Художник Сандро Боттичелли. (1444—1510). Итальянская школа. Благовещение. Около 1489-90. Флоренция. Галерея Уффици
Художник Сандро Боттичелли. (1444—1510). Итальянская школа. Аллегория клеветы. Около 1495. Флоренция. Галерея Уффици

Художник Сандро Боттичелли. (1444—1510). Итальянская школа. Рождение Венеры. Около 1485. Флоренция. Галерея Уффици

Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» относится к самым знаменитым шедеврам мирового искусства. Сюжет ее навеян поэмой Анджело Полициано. Увлечение античной мифологией, литературой, философией охватило широкий круг флорентийской интеллигенции того времени. Боттичелли был выразителем ее духовных устремлений. Выбор мифологической темы для большой картины, создание совершенно «мирского» по духу произведения означало рождение не только нового искусства, но и нового художественного сознания, свободного от религиозных чувств и идей.

Картина создана в пору высшего расцвета гения Боттичелли. Художник выбрал весну как самое нежное время года для появления в мире богини любви. Розовые цветы легким дождем осыпаются на землю. Ветры-зефиры помогают подплыть к берегу огромной раковине, на которой стоит богиня, а нимфа спешит накинуть на ее прекрасное тело пунцовый плащ, расшитый золотыми цветами. Бирюзовое море покрыто мелкой рябью притихших волн. Во всем ощущается трепетное ожидание, предчувствие чего-то неведомого и меланхолическая грусть. Весь строй картины пронизан одухотворенной силой мечты и поэтического воображения. Стройная фигура богини кажется хрупкой на большой раковине. Поток золотых волос струится вдоль ее тела, подобно языкам пламени, как предсказание тех страстей, которые богиня приносит с собой в мир. Черты ее лица спокойны, задумчивый взгляд печален. Женственная мягкость, детскость, беззащитность сплетаются в ее образе с поистине божественным очарованием одухотворенной красоты.

вторник, 26 августа 2008 г.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Хуго ван дер Гус. Мужской портрет. Дерево. Около 1480. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Хуго ван дер Гус. Нидерландская школа. Грехопадение. Левая внутренняя створка диптиха. Около 1480 года. Музей истории искусства в Вене.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482). Нидерландская школа.. Поклонение пастухов. Около 1480 года. Картинная галерея в Берлине.

Гуго ван дер Гус

Художник Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482). Нидерландская школа. Поклонение пастухов. 1476—1477 гг. Галерея Уффици. Флоренция

Творчество великого нидерландского художника Гуго ван дер Гуса определяет пути развития и наиболее совершенные достижения художественной культуры Нидерландов во второй половине XV века. Сведения о его жизни немногочисленны. Отдельные архивные документы упоминают о ряде его декоративных работ, выполненных для украшения Гента по случаю организованных городом празднеств. В октябре 1475 года мастер удалился в монастырь, где провел последние годы жизни, не прекращая заниматься живописью вплоть до постигшей его тяжелой душевной болезни.

Самым прославленным его произведением и единственным подлинно достоверным является огромный триптих, получивший название «Алтарь Портинари». Он был заказан художнику представителем банка Медичи в Брюгге Томмазо Портинари для госпиталя церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. На боковых створках изображены члены семьи Портинари и их святые покровители. Центральная часть алтаря посвящена теме рождения Христа, поклонения младенцу. У нижнего края картины поставлены вазы с цветами. Их нежный поэтический образ дает начальный, но чрезвычайно важный тон сложному музыкальному решению всей композиции. Цветы и сноп служат легкой преградой, отделяющей картину от зрителя, и завершают круг, образованный вокруг младенца. Он лежит на каменных плитах, отделенный от фигур почтительным расстоянием. Пустое пространство кажется насыщенным чувствами людей. Образ Марии концентрирует в себе эти эмоции. Он поражает не только своей простотой и возвышенной одухотворенностью, но обнаженностью чувств, прямо обращенных к зрителю, несмотря на внешнюю, казалось бы, отрешенность.

Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. - 1482) Поклонение пастухов. Деталь. Галерея Уффици, Флоренция

В композиции развернута целая гамма душевных состояний, Гус идет в своих поисках вслед за Рогиром, но достигает несравненно большей тонкости и дифференцированности в передаче психического строя человека. Может быть, впервые в нидерландском искусстве образ Мадонны так народен. Ее облик не поражает красотой, напротив, Гус стремится в некрасивых чертах выразить напряженность и богатство душевных переживаний. Несмотря на высокую степень одухотворенности, ее образ оказывается родственным образам простых пастухов, согласно легенде первыми узнавших о рождении Христа и при-шеДших ему поклониться. Группа пастухов — одна из наиболее сильных частей этого гениального произведения. Три фигуры объединены силой и непосредственностью выражения личных чувств. Просветленная спокойная радость преобразила грубые черты морщинистого лица старика, опустившегося на колени. Его облик убеждает своей полной индивидуальной достоверностью. Сильным средством образной эмоциональной выразительности в картине Гус сделал жест рук. Если архитектурное обрамление центральной части композиции имеет сочиненный характер, то напротив, в деталях фона, в изображении простых домов местности Гус тяготеет к конкретности. Картина выдержана в холодной насыщенной цветовой гамме. Внимательное наблюдение природы обнаруживается у Гуса и в разработке дневного освещения.

деталь картины

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ганс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494). Нидерландская школа. Портрет мужчины с медалью. Королевский музей. Антверпен

Ганс Мемлинг завершает своим творчеством расцвет искусства в Южных Нидерландах XV века. Художник родился в немецком городе Зелин-геи на Майне. Возможно, получив образование на родине, он перебрался в Кельн, откуда переехал в Нидерланды. Очевидно, Мемлинг работал в 50-х годах в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе.

В 1465 году он стал гражданином Брюгге и остался там навсегда. В его искусстве нашли отражение вкусы и настроения патрицианских слоев Брюгге с их высокой рафинированной культурой. Искусство портрета достигло у Мемлинга высокой степени совершенства. Несомненно зная достижения в этом жанре ван Эйка и Рогира, Мемлинг решает портрет в совершенно самостоятельной манере.

«Портрет мужчины с медалью» — характерный пример портретного стиля Мемлинга. Портретируемый одет в платье и шапочку черного цвета, который оттеняет белый неровно отложенный воротничок. Строгость силуэта и сдержанность позы смягчают несколько небрежно повязанный шнурок. В левой руке мужчина держит золотую медаль с портретом римского императора Нерона, что дало повод ученым предположить в нем коллекционера из числа богатых людей Брюгге. Мемлинг передает черты сходства, своеобразие строения молодого лица с широкими скулами, мужественный и благородный облик. Новшеством Мемлинга явилось изображение пейзажного фона, которому отведена важная роль. Лирическая созерцательность образа соотнесена с идиллическим миром природы. Тонким струнам человеческой души как бы соответствует ее тишина, ясность. Такой прием эмоционального насыщения образа будет использован портретистами последующих эпох.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Мужской портрет. Дерево. Около 1470-1480 гг. Маурицхейс. Гаага.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа.. Снятие с креста. Около 1475 года. Дерево. Королевская капелла в Гранаде.


Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Святые жены и Иоанн. Около 1475 года. Дерево. Королевская капелла в Гранаде.