понедельник, 12 ноября 2012 г.

П.Е. Заболотский (1803-1866) - два портрета из музея в Нижнем Новгороде

Заболотский П.Е. (1803-1866). Мальчик в белой рубашке. 1828 год. Холст, масло. 64,6х51 см. Горьковский государственный художественный музей - Peter Zabolotski (1803-1866). Boy in white shirt. 1828. Oil on canvas. 64.6 x 51 cm. Gorky State Art Museum

Заболотский П.Е. (1803-1866). Портрет неизвестного. 1832 год. Картон, масло. 36х28,5 см. Горьковский государственный художественный музей - Peter Zabolotski (1803-1866). Portrait of a Man. 1832. Oil on cardboard. 36x28,5 cm. Gorky State Art Museum
Мастер портретной живописи, академик,  Пётр Ефимович Заболоцкий известен портретом Михаила Юрьевича Лермонтова, который хранится в Государственной Третьяковской галерее

Открытки из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй", 1975 г.

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Работы Александра Гавриловича Венецианова в Нижегородской музее

Венецианов А.Г. (1780-1847). Девушка с гармоникой. 1840-е гг. Холст, масло. 40х30 см. Горьковский государственный художественный музей - Venetsianov A.G. (1780-1847). Girl with a harmonica. 1840s. Oil on canvas. 40x30 cm. Gorky State Art Museum

Венецианов А.Г. (1780-1847). Спящая девушка. 1840-е гг. Холст, масло. 53,2х68 см. Горьковский государственный художественный музей - Venetsianov A.G. (1780-1847). Sleeping girl. 1840s. Oil on canvas. 53.2х68 cm. Gorky State Art Museum
Открытки из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй", 1975 г. 

суббота, 10 ноября 2012 г.

Юрий Иванович Пименов (1903-1977)

YURI IVANOVICH PIMENOV (1903-1977). STILL LIFE WITH PUMPKIN AND PAN. Oil on canvas. 99.5 by 97cm - Юрий Иванович Пименов (1903-1977). Натюрморт с тыквой и кастрюлей. Холст, масло. 99,5 на 97 см

Юрий Иванович Пименов (1903-1977). Район завтрашнего дня. Холст, масло.
Пименов Ю.И. (1903-1977). Первые модницы нового квартала. Исполнено в 1961 году. Из серии: "Новые кварталы". Холст, масло. 71х80 см. Государственный Русский музей
В 1960-е годы началось массовое строительство жилых домов. Появились первые блочные дома и так называемые "хрущобы" - малометражные квартиры со совмещённом санузлом. Однако в то время для многих людей это стало переходом на новый уровень жизни. Сегодня планировка в новых домах лучше, но квартиры в них приходится покупать. Зато  возможен съем квартиры посуточно в москве и в других городах, что для путешественников на порядок удобнее, чем в отеле.

Картины Жан Луи Эрнеста Месонье (1815-1891)

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) A scholar in his studyю Oil on panel. 21.7 x 15.7 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Ученый занятый исследованием. Дерево, масло. 21,7 х 15,7 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) DIDEROT AND HIS SCRIBE. Oil on panel. 37,8 х 24,5 cm. 1869 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891), Дидро и его писец. Дерево, масло. 37,8 х 24,5 см. Исполнено в 1869 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891) The card players. Oil on panel. 22.2 x 18.7 cm. 1865 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Игроки в карты. Дерево, масло. 22,2 х 18,7 см. Исполнено в 1865 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). BACCHUS . Oil on canvas. - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Вакх. Холст, масло.

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). BONAPARTE, ARMÉE D'ITALIE, TRAVERSÉE DES ALPES. Oil on cradled panel. 40.6 by 64.8cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Бонапарт, итальянская кампания, переход через Альпы. Дерево, масло. 40,6 по 64.8cm

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). LE VOYAGEUR (LE MARECHAL NEY A CHEVAL LUTTANT CONTRE LE VENT) . Oil on panel. 54.5 by 73cm. 1886 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891).Путешественник (маршал Ней верхом, скачет против ветра). Дерево, масло. 54,5 на 73см. Исполнено в 1886 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). PLAYING JEU DE BOULES . Oil on panel. 14,5 by 20,5 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Игра шары. Дерево, масло. 14,5 на 20,5 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). SKETCH OF THE ARTIST'S SON WITH ÉDOUARD DETAILLE. Oil on panel. 53.3 by 38.1 cm - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Набросок,  сын художника с Эдуардом Детайллом. Дерево, масло. 53,3 на 38,1 см

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). SUR L'ESCALIER (THE VENETIANS). Oil on canvas. 42.5 by 31.1 cm. 1879 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). На лестнице (венецианцы). Холст, масло. 42,5 на 31,1 см. Исполнено в 1879 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). THE GUIDE . Oil on canvas. - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Проводник. Холст, масло.

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). The Gunsmith . Oil on panel. 22.4 x 14cm. Painted in 1878 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Стрелок. Дерево, масло. 22,4 х 14 см. Написано  в 1878 году

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). Un Philosophe . Oil on canvas. 32.4 x 41.6 cm. Painted circa 1878 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891). Ффилософ. Холст, масло. 32,4 х 41,6 см. Написано около 1878 года

Jean Louis Ernest Meissonier (French, 1815-1891). Un cavalier descendant des escaliers. Oil on panel. 31.8 x 20.6 cm. 1880 - Жан Луи Эрнест Месонье (французский, 1815-1891).Кавалер спускается по лестнице. Дерево, масло. 31,8 х 20,6 см. Исполнено в 1880 году
AFTER JEAN-LOUIS-ERNEST MEISSONIER. SOLDIERS MEETING - Последователь Жан-Луи-Эрнеста Месонье. Военный совет

четверг, 8 ноября 2012 г.

И.М. Сошенко (1806-1876). Портрет бабушки Н. Чалого

И.М. Сошенко (1806-1876). Портрет бабушки Н. Чалого. Середина XIX века. Холст, масло. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР

Сошенко, Иван Максимович (1807 - 1876). Посторонний ученик Академии Художеств с 1834 г. В 1838 г. удостоен звания свободного художника за "портрет масляными красками с натуры". Живописец портретный. (Кондаков) Преподавал в Киевской гимназии в середине 19 в.  Друг Т.Г. Шевченко.

среда, 7 ноября 2012 г.

Д.И. Безперчий (1825-1913) - "Автопортрет"

Д.И. Безперчий (1825-1913). Автопортрет. Исполнен в 1846 году. Холст, масло. Харьковский художественный музей
См. также:

Дмитрий Иванович Безперчий (1825-1910) - "Бандурист" 

Т.Г. Шевченко (1814-1861). - два портрета

Т.Г. Шевченко (1814-1861). Портрет Е. Кейкуатовой. Исполнен в 1847 году. Холст. масло. Государственный музей Т.Г. Шевченко. Киев

Т.Г. Шевченко (1814-1861). Портрет маевской. Исполнен в 1843 году. Холст. масло. Государственный музей Т.Г. Шевченко. Киев
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Шевченко, Тарас Григорьевич (1814-1861) - украинский поэт и художник. До 1838 г. - крепостной помещика П.В. Энгельгарда. Выкуплен В.А. Жуковский, К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым и другими русскими деятелями и определён в Академию художеств, где учился (1838-1845) у К.П. Брюллова. С 1860 г. - академик гравирования. Работал как живописец, акварелист, рисовальщик и гравёр. Реалистическая направленность его творчества проявилась уже в ранних работах ("Катерина", 1842, Музей Т.Г. Шевченко; серия офортов "Живописная Украина", 1844) и достигла обличительной силы в ссылке ("Наказание шпицрутенами", 1857, тушь, бистр). автор ряда глубоких психологических портретов ("Автопорет", 1841, Киевский музей Т.Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Музее украинского искусства и других. 

Открытки из набора: "Украинская портретная живопись. Середина XIX  века"

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон) - между пейзажем и портретом

ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788). Рыночный воз. Исполнено в 178б году. Холст, масло. 184х153 см. Лондонская национальная галерея
Пейзаж был «первой любовью» Гейнсборо, но этот жанр живописи не приносил дохода, поэтому художнику приходилось писать много портретов. Правда, и в них мастер изливал свои чувства пейзажиста. Как бы то ни было, портреты он писал для заработка, пейзажи - для души.
Рыночная повозка, нагруженная продуктами, едет в город. Хотя формально перед зрителем - жанровая сцена, картина, в первую очередь, представляет собой пейзаж: в ней доминируют лес, дорога, дали. Это один из последних пейзажей художника. Работа впервые была выставлена в 1786. К тому времени живописец рассорился с Королевской академией искусств (с 1784 он был ее членом-учредителем) и стал выставлять свои произведения самостоятельно, в мастерской в Лондоне. Примечательно, что фигура лесника, собирающего хворост, была, как свидетельствуют документы, написана позже, в следующем году.
Данная лучшая картина позднего периода творчества Гейнсборо как бы указывает путь другому замечательному английскому пейзажисту - Джону Констеблу. Последний так определил кредо Гейнсборо, близкое ему самому: «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг».
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London) Portrait of a lady, identified as Lady Louisa Clarges in a white dress with a pearl necklace. Oil on canvas. (76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон ).  Портрет дамы, идентифицированный как леди Луиза Кларджез в белом платье с жемчужным ожерельем. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Christopher Griffith, Jr., of Padworth. Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет Кристофера Гриффита младшего Падворфа. Холст, масло. 76,2 х 63,5 см
ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788). Дочери художника. Исполнено в 1760-1761 гг. Холст, масло. 75,6 х 63 см. Лондонская национальная галерея
Полотно является одним из шести известных двойных портретов дочерей художника - Мэри и Маргарет. Работа выполнена в городе Бат, куда Гейнсборо переехал в поисках более культурных и богатых заказчиков примерно в 1760-1761 годах. Картина отличается от детских портретов, написанных на заказ, как позой, так и отсутствием желания выставить напоказ богатство родителей. Художник показывает дочерей в неформальной и естественной для них обстановке, как и в предыдущей картине «Дочери художника, ловящие бабочку», также выставленной в Национальной галерее. Окончены только красивые головки, а остальная часть композиции набросана быстрыми мазками по грунтовке цвета охры, что делает понятными для нас модули, из которых Гейнсборо строит свое видение. Две фигурки как будто заключены в овале, обозначенном объятиями старшей сестры, движение которой подхватывают внизу руки младшей. Небесный проблеск на заднем плане отражает в вышине то же круговое движение. Мы воспринимаем со всей очевидностью теплоту этого пылкого и творческого момента, чувство, с которым взгляд художника, как и наш, ласкает лица любимых девочек.
Картина является незавершенным эскизом. Фигурка кошки чуть намечена, и мы не знаем, собирался ли Гейнсборо дописать ее или убрать из композиции, как можно судить по контуру руки Маргарет.
Даниэла Тарабра
Thomas Gainsborough - The Painter's Daughters chasing a Butterfly - Томас Гейнсборо. Дочери художника ловящие бабочку. Лондонская национальная галерея
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Mrs Watson (1767-1818), later Lady Sondes. Oil on canvas. 125.7 x 101 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет миссис Уотсон (1767-1818), позже леди Зонды. Холст, масло. 125,7 х 101 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of a Gentleman in a brown coat with gold trim and a tricorn. Oil on canvas. 76.2 x 61 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет джентльмена в коричневом пальто с золотой отделкой и треуголке. Холст, масло. 76,2 х 61 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of a young girl, traditionally identified as Mary Gainsborough in a white dress. Oil on canvas. 55.9 x 43.2 cm - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Портрет молодой девушки, традиционно определённой как Мэри Гейнсборо в белом платье. Холст, масло. 55,9 х 43,2 см
Thomas Gainsborough - Mr and Mrs William Hallett (The Morning Walk) - Томас Гейнсборо (Садбери 1727-1788 Лондон). Утренняя прогулка. Исполнено в 1785 г. Холст, масло 236x179 см. Лондонская национальная галерея
Во второй половине XVIII века восторженное прославление, типичное для аристократического портрета, в английской живописи уступило место спокойной верности истине. Уильям и Элизабет Халлетт поженились в июле 1785 года. Их свадебный портрет был закончен, вероятно, осенью того же года. На этой свадебной картине - одном из немногих известных портретов, где супруги изображены вместе, - фигуры размещены среди пейзажа. Он, хотя еще и не имеет автономной силы романтического видения, уже не является безжизненным и инертным фоном, но вибрирует теми же ритмами и дышит той же изменчивой прозрачностью, что и герои. Художник еще не носит открыто с собой мольберт, но восстанавливает по памяти в своей мастерской с помощью эскизов, лежащих перед глазами, ощущение природы, воспринимаемой как прямой источник вдохновения, как такой же персонаж картины, как и супруги. Легкость подвижного и мерцающего мазка, умелое дозирование света, улыбающаяся свежесть цвета растворяют фигуры в окружающем пейзаже, текучем и воздушном, как платье и напудренная прическа миссис Халлетт.
Чувству Гейнсборо милы только отблески света на шелке и атласе, на глубоких складках бархата, на тонких кружевах, на перьях головного убора, напоминающих лисий мех.
Даниэла Тарабра

Изобретение в XIX  веке фотографии сразу же отразилось на живописи. С одной стороны - позитивно, т.к. многие художники, в том числе и импрессионисты,  стали использовать фотографии как подспорье для создания картин. Но с другой стороны наличие фотографии подтолкнуло художников искать новые формы выражения своих замыслов, а художники, которые честно, аккуратно изображали то, что видели, вышли из моды на том основанию, что для создания таких картин достаточно сделать фотоснимок.  Однако для того чтобы сделать хорошую фотографию вовсе недостаточно просто "навести и щёлкнуть". Хотя  фототехника постоянно совершенствуется и современный фотоаппарат - это уже не только фотоаппарат, но и видеокамера, и мастерская для обработки снимков, но всё равно,  фотографирует конкретный человек и именно от него зависит каков будет результат. Одно дело фото на паспорт, где основное требование - размер и "чтобы уши были на месте",  совсем другое - пейзаж или жанровая фотография. Конечно, чем лучше используемая фототехника - тем шире возможности. На обычной "мыльнице" будет весьма затруднительно получить потрет "под Рембрандта", а вот зеркалка, даже самая простая дешёвая - позволит сделать такой снимок. Однако "мыльница" легко умещается в кармане и её можно постоянно иметь при себе, а зеркальную камеру надо держать в специальной сумке, что не всегда удобно. Поэтому прежде, чем  сделать выбор просто необходимо хорошо изучить ассортимент и соотнести его со своими  целями и возможностями.