пятница, 2 ноября 2007 г.

Александр Андреевич Иванов - Вид на Неаполь с дороги в Позилиппе

Александр Андреевич Иванов - Вид на Неаполь с дороги в Позилиппе. Государственный Русский музей

Репин - портрет архитектора Хлобощина

Портрет архитектора Хлобощина. 1868 г. Холст, масло. Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов - Портрет архитектора А.М. Болотова

Портрет архитектора А.М. Болотова. 1843 г. Киевский областной художественный музей им. А.М. Горького

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич - российский живописец


С. В. ГЕРАСИМОВ (род. 1885 г.). М.И. Кутузов под Бородином. 1952 г.
26 августа (7 сентября н. с.) 1812 г. произошло знаменитое Бородинское сражение. Картина С. В. Герасимова изображает командный пункт Кутузова в деревне Горки. Вдали виден левый фланг расположения русских войск: Багратионовы флеши в дыму и горящая деревня Семеновская. Первый час дня. Наполеон яростно атакует левый фланг. На помощь атакованным спешат переброшенные по приказу Кутузова с правого фланга пехотные подразделения. В центре, на холме, стоит М. И. Кутузов, рядом (на первом плане, в белых лосинах) командующий русской регулярной конницей Ф. П. Уваров и командир казаков М. И. Платов (за ним), генерал от инфантерии А. П. Ермолов (держит правую руку на бедре), командующий запасным корпусом генерал М. А. Милорадович (крайний слева) и (на втором плане со сложенными руками) начальник Главного штаба русской армии Л. Л. Беннигсен.
Кутузов даёт приказ Уварову и Платову поддержать левый фланг действиями находящейся в их распоряжении кавалерии.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Суд Пугачёва. 1950 г.
Букет купавок. 1938 г. Государственный Русский музей
Апиева дорога. Италия
Осень
Колокольчики 1945 г.

ЛАНСЕРЕ, Евгений Евгеньвич

Шамиль с наибами. Иллюстрация к "Хаджи Мурату" Л.Н. Толстого
Суд Шамиля над сыном Хаджи Мурата Иллюстрация к "Хаджи Мурату" Л.Н. Толстого

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист

ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777–1832), русский художник, представитель романтизма в графике и живописи, одна из самых значительных фигур русско-польских культурных связей 19 в.

Родился в Варшаве 9 марта 1777. Его отец содержал корчму в Седлеце, где рисунки мальчика увидела княгиня И.Чарторижская, около 1793 отправившая его на обучение в варшавскую мастерскую своего придворного художника Я.-П.Норблина. Романтическая бравура искусства Норблина оказала большое влияние на молодого Орловского. Уже в ранний, польский период он писал иронично-грубоватые бытовые картинки (Сцена в корчме, 1795–1796, Национальный музей, Варшава), однако – подобно своему учителю – выдвинулся в первую очередь как график, запечатлев, в частности, ряд эпизодов восстания под предводительством Т.Костюшко (1794).

Переехав с рекомендациями Чарторижских в Петербург (1802), состоял на службе у великого князя Константина Павловича, создавая эскизы мундиров и зарисовки военных парадов. Получил звание академика за картину Бивуак казаков (1809, Русский музей). Но и в России прочную репутацию его «быстрому карандашу» (А.С.Пушкин) или «народному карандашу» (П.А.Вяземский) принесли в первую очередь рисунки, а также работы, исполненные акварелью, пастелью, гуашью, сепией и в смешанной технике. Здесь он проявил себя как мастер темпераментного портрета (Автопортрет в красном плаще, 1809, Третьяковская галерея; Генерал М.И.Платов, 1812–1813, Исторический музей, Москва; и др.), шаржа и карикатуры (Орловский явился одним из основоположников этих двух жанров в России), наконец, как остроумный «очеркист» петербургской жизни. Также одним из первых в России обратился (с 1816) к литографии, наряду с отдельными листами создавая и целые альбомы (Путешествие в Персию с текстом Г.Друвиля, 1819; Тетради на тему русского народного быта, 1825–1826). Иллюстрировал своими рисунками басни И.А.Крылова (1824). Его работы часто принимали характер легкой импровизации в духе дружеского – хотя порой и весьма язвительного – письма. Лишившись материальной поддержки после кончины Константина Павловича (1831), работал в военно-топографическом депо.

Умер Орловский в Петербурге 1 (13) марта 1832.

Автопортрет 1810-е гг. Государственный Русский музей
Лагерная сцена времен Костюшковского восстания. Тушь. 1798 г. Кабинет гравюр Варшавской университетской библиотеки
Бивуак польских солдат. Тушь. 1798 г. Кабинет гравюр Варшавской университетской библиотеки
Четыре воина, сидящие под утёсом. 1829 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Тадеуша Костюшко. Перо. 1794 г. Национальный музей в Кракове.
Автопортрет (?) Тушь, кисть. 1893 г. Музей Чарторыжских в Кракове.
Портрет балетмейстера Карла-Людвига Дидло. Уголь. 1810-е гг. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Отряд краковских партизан. Тушь, кисть, карандаш. 1798 г. Музей в Броцлаве. Библиотека Оссолинских
Автопрортрет в шали. Литография. 1820 г.
Польские повстанцы ночью. Акварель, тушь. 1810-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение)

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение 2)

А те, которых на данных момент я не обнаружил у себя можно увидеть здесь.

ЛОСЕНКО Антон Павлович русский художник-портретист 18 века.

Антон Павлович Лосенко ( 10.08.1737 — 4.12. 1773) — русский живописец и портретистXVIII века. Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 г. в Петербургской академии искусств. Продолжил учёбу в Париже и Риме. После возвращения Лосенко стал профессором, академиком и директором Академии искусств и был выдающимся педагогом.
Портрет актера Ф.Г. Волкова, основателя русского театра. 1763 г. Государственная Третьяковская галерея
А. П. ЛОСЕНКО (1737—1773) Прощание Гектора с Андромахой. Исполнено в 1773году. Холст, масло. 155,8x211,5 см. Государственная Третьяковская галерея
В XVIII веке исторической живописью называли не только картины, выполненные на сюжеты из реальной истории, но и произведения, темы для которых черпались из мифологии. «Прощание Гектора с Андромахой» — последняя картина основоположника исторического жанра в России А. П. Лосенко, профессора, а потом и директора Академии художеств. В основу сюжета легла сцена из шестой главы «Илиады» Гомера. Гектор — царь троянцев прощается на городской площади со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианаксом (Скамандрием). Пройдет немного времени, и с Иллионской башни Андромаха увидит мертвого Гектора, привязанного к колеснице Ахилла.
Лосенко — художнику-классицисту — важно передать конфликт между долгом и личными привязанностями. Герой представлен уже сделавшим свой выбор: «...в толпе никогда не останется Гектор. Первый вперед полетит, никому не уступит в геройстве».
В сцене прощания наиболее полно и драматично раскрываются доблесть Гектора, стойкость Андромахи, провожающей мужа на войну. История из далеких времен становится примером нравственного совершенства для современников художника. В драматической взволнованности персонажей, в риторике и эмоциональной патетике всей сцены ощутима связь с театральной традицией XVIII века. Грозно нависают над Гектором каменные сфинксы — символ неумолимой судьбы. Гектор — «надежда и гордость» троянцев — одновременно и герой и жертва. На его фигуре замыкаются и концентрируются все движения и размыкаются в грозовое небо, куда направлены копья и знамена; туда же указывает поднятая рука героя. «Сердце себе не круши неумеренной скорбью. Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу, но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный муж». Гектор стоически принимает свою судьбу: верность долгу для воина-гражданина превыше жизни и личных привязанностей.
Портрет актера Якова Шумского. 1760 г. Государственній русский музей. М.х. 66,5х52,5

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

Автопортрет. Бумага, акварель. 10,7х9,4. Государственный литературный музей.
В.А. Лопухина. 1835-1838 гг. Бумага, цветная акватель. 19,3х16,1. Институт русской литературы АН СССР
Тифлис. Метехский замок. 1837 г. АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом)