воскресенье, 12 октября 2008 г.

Поль Гоген (1848-1903)

ПОЛЬ ГОГЕН (1848—1903). Французская школа. «Две таитянки». Холст, масло. 94x72,4. Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Один из крупнейших художников поколения, следующего за импрессионистами и потому довольно произвольно названного постимпрессионистами, был Поль Гоген. Живописные полотна Гогена принадлежат к лучшим достижениям искусства конца XIX — начала XX века, периода, когда появляется множество различных течений и веяний, складывается символизм, рождается новый стиль модерн.
Необычна судьба Гогена, этого бунтаря, преобладающей чертой которого современники называли «аристократическую надменность». Только нерушимая вера в свой талант и призвание, твердое убеждение, что он — великий художник, позволили Гогену выстоять и с неистребимым оптимизмом поступать наперекор всем устоявшимся мнениям. В сорок лет, после десятилетия любительских занятий живописью, Гоген прерывает свою долгую карьеру биржевого маклера и пытается прокормить жену и пятерых детей заработками свободного художника. После необычайно суровой зимы 1885—1886 года в Париже, когда ему еле удалось выжить, перебиваясь на жалкие гроши, заработанные расклейкой афиш, Гоген приходит к решению уехать как можно дальше сначала от Парижа, а затем и от Европы. В 1891 году он уезжает на Таити, и здесь складывается его стиль, который он сам называл синтетическим, определяется его неповторимая живописная манера: монументальная ясность композиции и простота линейного контура, подчеркнутая обобщенность форм и орнаментальная декоративность цветовых сочетаний, плоскостность цветового пятна и блеск чистых и ярких красок передают скорее мысль художника, нежели реальность окружающего мира

Поль Гоген (1848-1903) - "Белая лошадь"

Гоген (Gauguin) Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).
Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Белая лошадь". 1898 г.  Холст, масло. 141х91 см.Париж, Лувр (Музей Орсе, куда картину передали из Лувра)
Из журнала "Великие музеи мира" № 5 "Музей Орсе. Париж":
В 1895 году Гоген навсегда покидает Европу, чтобы вернуться на острова в Тихом океане, где он умрет восемь лет спустя в пятьдесят пять лет. Он уже серьезно болен: злоупотребление алкоголем усугубляет проблемы с сердцем и усиливает высыпания на коже, которым он часто подвержен. Здоровье художника давно подорвано, к этому добавляется еще и сифилис. Несмотря на физическое состояние, последние годы Гогена характеризуются чрезвычайной творческой активностью. Между 1898 и 1900 годами в Па-пеэте он создает несколько шедевров, в том числе эту картину, отвергнутую заказчиком, неким фармацевтом, которому она предназначалась, в связи с неестественным использованием цвета (особенно из-за зеленой лошади на переднем плане). Продажа картин, в конце концов, никогда не была надежным источником дохода для Гогена, чей стиль трудно согласуется со вкусами европейской публики. В таких композициях, как «Белая лошадь», за кажущейся простотой скрыта густая сеть культурных цитат и символов. Очевидны, например, реминисценции всадников фриза Парфенона, или всадника с гравюры Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», работы, цитируемой Гогеном во многих случаях. Даже стиль, казалось бы, наивный, на самом деле является плодом долгих поисков.
Зеленый оттенок масти лошади на первом плане, который так сильно шокировал заказчика работы, свидетельствует о неестественном использовании цвета. Но урок Гогена об использовании цвета, который не только не мешает воспроизводить натуру, но дает возможность перевести на холст эмоции, идеи, состояния души художника, будет иметь неоценимое значение для выработки новых языков живописи, от экспрессионизма до абстракционизма.
Фигура всадника - символический элемент, аллегория путешествия в потусторонний мир, близость которого уже чувствует Гоген (несмотря на то, что его жизнь все еще творчески насыщенна). В персонажах Гогена мы часто ощущаем душевную привлекательность, дикую и первозданную нетронутость, которую он пытался найти сперва в Бретани, а потом за океаном.
Цветок на переднем плане подчеркивает отсутствие какой-либо иллюзии перспективы в этой сцене. Двухмерность усугубляется использованием чистых красок, положенных на плоский фон и извилистой, декоративной линией, весьма изысканной, придающей изображению сходство с рисунками парео местных женщин. И именно из сочетания символизма, реальности, сонных видений и декоративных элементов рождается магия произведений Гогена.
Симона Бартолена

Поль Гоген (1848-1903)

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Кафе в Арле". 1888 г. Холст, масло. 72х92 см.

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Натюрморт".

Картины Поля Гогена (1848-1903) из собрания Эрмитажа

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Таитянские пасторали" (Красная собака). 1893 Государственный Эрмитаж 
Paul Gauguin Tahitian Pastoral Scene. 1893. The Hermitage Museum

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Женщины на берегу моря". 1899 г. Холст, масло. 94х72. Государственный Эрмитаж

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Чудесный источник". 1894 г. Холст, масло. 73х98. Государственный Эрмитаж

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Женщина, держащая плод". 1893 г. Холст, масло. 94х72. Государственный Эрмитаж 
Paul Gauguin 
Woman Holdin a Fruit Fenne au fruit 
Die Frau mit einen Frucht

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Подсолнечники". 1901 г. Холст, масло. 72х91. Государственный Эрмитаж

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Большое дерево". 1892 г. Холст, масло. 67х91. Государственный Эрмитаж

Работы Поля Гогена (1848-1903) в музее Пушкина

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Сбор плодов". 1899 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Попугаи". 1902 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "В брод". Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В электронных энциклопедиях местом хранения данной картины указан Государственный Эрмитаж, однако на открытке издания Verlag der Kunst. Dresden указано: PAUL GAUGUIN (1848-1903). "Die Furt". Puschkin-Museum, Moskau. Format 76x95 cm Erschienen als Kunstblatt 40x50 cm

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Таитяне в комнате". Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "А, ты ревнуешь?". Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Букет цветов". Холст, масло. 0,72х0,92 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

суббота, 11 октября 2008 г.

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905) - «Мальчик с собакой»

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович (1870-1905) - живописец. Занималься у В.В. Коновалова в Саратове, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891; 1893-1895), Академии художеств (1891-1893) у П.П. Честякова и в Париже (1895-1898) у Ф. Кормона. На выставках с 1893 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское товарищество художников), с 1904 г. - член Союза русских художников. Жил в Саратове, Подольске и Тарусе. Выработал своеобразную живописную манеру с приглушённым колоритом в пастельных тонах. Автор женских портретов, пейзажей, картин и панно, отмеченных тонким лиризмом, элегичностью, декоративностью ("Гармония", 1900; "Водоём", 1902; "Изумрудное ожерелье", 1903, все - в ГТГ; "Весна, 1901, ГРМ). Его произведения звучат как греза о прекрасном. Оказал большое влияние на художников "Голубой розы" и "Мира искусства". работы Борисова-Мусатова имеются также в музеях Астрахани, Владивостока, Екатеринбурга, Иванова, Иркутска, Казани, Кирова, Краснодара, Н.Новгорода, Омска, Перми, Саратова, Севастополя, Смоленска, Хабаровска, Минска, Харькова и других.
Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Мальчик с собакой». 1895 г. Масло, холст. 68х62. Харьковский государственный музей изобразительного искусства

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905)

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Весна». 1901 г. Масло, холст. 71х98. Государственный Русский музей

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «За вышиванием». 1901 г. Государственный Русский музей
Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Мальчик в саду». Государственный Русский музей

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905)

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Агава». 1897 г. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Портрет дамы в голубом». Акварель, белила. 40,9х29,5 см. Государственная Третьяковская галерея
Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Гобелен». Государственная Третьяковская галерея
Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Водоём». 1902 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Призраки». 1903 г. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Девушка в жёлтой шали». Холст, масло. 62,4х45,8. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Майские цветы». 1894 г. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Изумрудное ожерелье». 1903 г. Темпера. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Женский портрет». 1902 г. Темпера. Государственная Третьяковская галерея

Художник В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), Русская школа. «Дама в голубом». 1902 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея