Гоген (Gauguin) Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).
Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. "Белая лошадь". 1898 г. Холст, масло. 141х91 см.Париж, Лувр (Музей Орсе, куда картину передали из Лувра) |
В 1895 году Гоген навсегда покидает Европу, чтобы вернуться на острова в Тихом океане, где он умрет восемь лет спустя в пятьдесят пять лет. Он уже серьезно болен: злоупотребление алкоголем усугубляет проблемы с сердцем и усиливает высыпания на коже, которым он часто подвержен. Здоровье художника давно подорвано, к этому добавляется еще и сифилис. Несмотря на физическое состояние, последние годы Гогена характеризуются чрезвычайной творческой активностью. Между 1898 и 1900 годами в Па-пеэте он создает несколько шедевров, в том числе эту картину, отвергнутую заказчиком, неким фармацевтом, которому она предназначалась, в связи с неестественным использованием цвета (особенно из-за зеленой лошади на переднем плане). Продажа картин, в конце концов, никогда не была надежным источником дохода для Гогена, чей стиль трудно согласуется со вкусами европейской публики. В таких композициях, как «Белая лошадь», за кажущейся простотой скрыта густая сеть культурных цитат и символов. Очевидны, например, реминисценции всадников фриза Парфенона, или всадника с гравюры Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», работы, цитируемой Гогеном во многих случаях. Даже стиль, казалось бы, наивный, на самом деле является плодом долгих поисков.
Зеленый оттенок масти лошади на первом плане, который так сильно шокировал заказчика работы, свидетельствует о неестественном использовании цвета. Но урок Гогена об использовании цвета, который не только не мешает воспроизводить натуру, но дает возможность перевести на холст эмоции, идеи, состояния души художника, будет иметь неоценимое значение для выработки новых языков живописи, от экспрессионизма до абстракционизма.
Фигура всадника - символический элемент, аллегория путешествия в потусторонний мир, близость которого уже чувствует Гоген (несмотря на то, что его жизнь все еще творчески насыщенна). В персонажах Гогена мы часто ощущаем душевную привлекательность, дикую и первозданную нетронутость, которую он пытался найти сперва в Бретани, а потом за океаном.
Цветок на переднем плане подчеркивает отсутствие какой-либо иллюзии перспективы в этой сцене. Двухмерность усугубляется использованием чистых красок, положенных на плоский фон и извилистой, декоративной линией, весьма изысканной, придающей изображению сходство с рисунками парео местных женщин. И именно из сочетания символизма, реальности, сонных видений и декоративных элементов рождается магия произведений Гогена.
Симона Бартолена
Комментариев нет:
Отправить комментарий