ПОЛЬ ГОГЕН (1848—1903). Французская школа. «Две таитянки». Холст, масло. 94x72,4. Нью-Йорк. Музей Метрополитен |
Один из крупнейших художников поколения, следующего за импрессионистами и потому довольно произвольно названного постимпрессионистами, был Поль Гоген. Живописные полотна Гогена принадлежат к лучшим достижениям искусства конца XIX — начала XX века, периода, когда появляется множество различных течений и веяний, складывается символизм, рождается новый стиль модерн.
Необычна судьба Гогена, этого бунтаря, преобладающей чертой которого современники называли «аристократическую надменность». Только нерушимая вера в свой талант и призвание, твердое убеждение, что он — великий художник, позволили Гогену выстоять и с неистребимым оптимизмом поступать наперекор всем устоявшимся мнениям. В сорок лет, после десятилетия любительских занятий живописью, Гоген прерывает свою долгую карьеру биржевого маклера и пытается прокормить жену и пятерых детей заработками свободного художника. После необычайно суровой зимы 1885—1886 года в Париже, когда ему еле удалось выжить, перебиваясь на жалкие гроши, заработанные расклейкой афиш, Гоген приходит к решению уехать как можно дальше сначала от Парижа, а затем и от Европы. В 1891 году он уезжает на Таити, и здесь складывается его стиль, который он сам называл синтетическим, определяется его неповторимая живописная манера: монументальная ясность композиции и простота линейного контура, подчеркнутая обобщенность форм и орнаментальная декоративность цветовых сочетаний, плоскостность цветового пятна и блеск чистых и ярких красок передают скорее мысль художника, нежели реальность окружающего мира