вторник, 25 ноября 2008 г.

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) - "Молодая женщина с кувшином"

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Молодая женщина с кувшином. Ок. 1650/60 г. Холст, масло. 46х41 см. Нью-Йорк, Музей Метрополитен
После победы буржуазной революции национальное искусство Голландии почти целиком обратилось к миру обычного человека. Одним из тех, кто воспевал радости частного существования, стал Вермер, всю жизнь проживший В родном Делфте среди людей, которых хорошо знал и любил. Он нередко изображал женщин за каким-нибудь домашним занятием, причем в одном и том же антураже: белая стена, на ней карта, окно, стол, покрытый ковром. Персонажи при этом совершают такие простые действия, как на представленной картине: женщина открывает окно, придерживая другой рукой кувшин. 
Рассеянный дневной свет, льющийся в комнату, делает мягкими черты лица и контуры предметов, наполняет глубиной краски. Ка к писал Ва н Гог, « ... надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сия н ие светлого зеленоватожелтого цвета; это мягко и чарующе, как сочетание небесно-голубых и желтых на картине Вермера Делфтского». Вермер был внимателен к подробностям: кувшин отражает голубую драпировку, а поверхность таза - ковер. Чешский писатель Карел Чапек отзывался о виденных им картинах мастера: « ... никто другой не сумел так подметить этот ясный, прозрачный, словно омытый росой свет Голландии, эту тишину, светлое достоинство и интимную святость домашнего очага, где пахнет утюгом, мылом и женственностью».

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) - "Женщина, взвешивающая жемчуг"

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Женщина, взвешивающая жемчуг. Ок. 1657 г. Холст, масло. 42,5х38 см. Национальная галерея искусств в Вашингтоне

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) - "Гитаристка"

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Гитаристка. Ок. 1667 г. Холст, масло. 48,5х41 см. Лондон. Собрание лорда Айви

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) из Королевского собрания картин Маурицхейс

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Вид города Дельфа. 1658 г. Холст, масло. 99х118 см. Гаага. Королевское собрание картин Маурицхейс
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Голова девушки.
Ок. 1658 г. Холст, масло. 46,5х40 см. Гаага. Королевское собрание картин Маурицхейс

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) в Берлин-Далем

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Бокал вина (Кавалер угощающий даму вином). 1664 г. Холст, масло. 65х77 см. Картинная галерея в Берлине (Берлин-Далем).
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Девушка примеряющая ожерелье. 1660/65 гг. Холст, масло. 55х45 см. Картинная галерея в Берлине (Берлин-Далем).

ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ (1632—1675) в Государственном музее Амстердама

ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ (1632—1675) Улочка. Около 1658. Холст, масло. 54х44 см. Амстердам. Рейксмузеум
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281
Огромное увлечение пейзажной живописью в Голландии
XVII столетия привело к дифференциации этого жанра на сельский, морской и городской пейзаж. Городской пейзаж часто еще называют архитектурным. Величайшим шедевром такого рода изображения является «Улочка» Яка Вермеера. Великий голландский художник Ян Вермеер прожил всю свою жизнь в Дельфте. В юности художник испытал влияние голландского академизма, соприкоснулся с общим направлением голландского бытового жанра, но создал неповторимо своеобразное, полное красоты и живописной гармонии искусство. Вермеер обладал величайшей зоркостью и точностью глаза, наряду с поэтически возвышенным восприятием окружающей действительности. Он был художником предельно точного оптического воспроизведения реальности. Единственный среди голландских мастеров он выполнял картины прямо с натуры. Такова его «Улочка», написанная им из окна своего дома. Сюжет ее предельно прост и скромен. Однако в обыденности мотива Вермеер раскрывает удивительное очарование и поэтическую прелесть незаметного существования маленького человеческого мира, затерянного в провинциальном городке. Не случайно для контраста Вермеер сопоставил два прорыва пространства, одно в широкое небо с быстро летящими облаками, а другой — в тихий уютный дворик. Композиция представляет собой как бы кадр и вмещает ровно столько, сколько смог увидеть из окна второго этажа художник. На улочке царит тишина, никаких прохожих, женщина в дверях дома занята рукоделием, мальчик и девочка не то играют, не то моют тротуар. Серый пасмурный день, обветшавшие жилища, повседневные хлопоты людей — все одухотворено и опоэтизировано кистью величайшего живописца Голландии.

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Кухарка, наливающая молоко. 1658 г. Холст, масло. 45,5х41 см. Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум).
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Любовное письмо. 1666 г. Холст, масло. 44х39 см. Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум).
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Женщина в голубом (Женщина с письмом). 1650/60 г г. Холст, масло. 47х39 см. Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум).

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) в Дрезденской картинной галерее

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. У сводни. 1656 г. Холст, масло. 143х130 см. Дрезденская картинная галерея
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Девушка читающая письмо. 1650/60 гг. Холст, масло. 83х64,5 см. Дрезденская картинная галерея

Вермеер оставил небольшое художественное наследие. В настоящее время известно около сорока его картин. Всю жизнь Вермеер провел в тихом голландском городе Делфте. О его жизни и творчестве сохранилось мало сведений.
Вермеер подолгу работал над каждым полотном, добиваясь предельной завершенности художественного образа. Художника не привлекают сюжетные коллизии; главным содержанием картин Вермеера является утверждение красоты и поэзии повседневной жизни человека.
Наиболее значительные произведения мастера относятся ко второй половине 1650-х годов, когда была написана и «Девушка с письмом». У открытого окна в высокой светлой комнате стоит молодая девушка, занятая чтением письма. Созерцание этой картины рождает чувство покоя, счастья, уверенности в ценности каждой минуты человеческой жизни. Это настроение пронизывает весь художественный строй картины. Мерное ритмическое созвучие вертикальных и горизонтальных линий оживляется скошенными очертаниями складок занавеса на окне, ковра и тарелки на столе. Открытая оконная рама и стул в углу создают глубину пространства комнаты.
Особое очарование картине придает мягкий и ровный свет, заполняющий интерьер. Свет падает из окна, отражается от стекол и стены, он разлит повсюду. Колористические нюансы сдержанной цветовой гаммы бесконечны.
Художник виртуозен в передаче различных фактур — платья, занавеса, натюрморта на столе. Фрукты, фаянс, ковер написаны мельчайшими выпуклыми точечками краски, что делает предметы ощутимо осязаемыми и почти драгоценными. Эту технику живописи, умение видеть красоту в любом мотиве Вермеер позаимствовал у своего великого предшественника Яна ван Эйка.

понедельник, 24 ноября 2008 г.

Н.И. Струнников (1871-1945) - "Портрет А.Я. Пархоменко"

Художник Николай Иванович Струнников (1871-1945), Русская школа. "Портрет А.Я. Пархоменко"

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ПАРХОМЕНКО (1885 — 1921)
1904 год. Луганск. Изгрызенные временем и дымом стены Луганского паровозостроительного завода. В чаде и грохоте прокопченного цеха улыбчиво трудится молодой мускулистый парень. Его, Сашу Пархоменко, сегодня приняли в партию большевиков.
1917- 1919 год. Александр Пархоменко рубит боевым клинком контрреволюцию на Дону. Красная Гвардия, партизанские отряды знают отчаянную храбрость кавалериста. Немецкие оккупанты на Украине дорого готовы заплатить за его голову.
1920 год. 1 Конная Армия. Лихо бьет беляков 14 кавалерийская дивизия. Конники любят своего бесстрашного начдива Пархоменко. Славу дивизии помнят в освобожденном Ровно, Дубно, помнят под Львовом, помнят битые белопольские генералы. В грозных схватках против Врангеля кавалеристы Пархоменко вырубили дикие сотни кровавого барона.
1921 год. Бежит, удирает от Пархоменко бандит Махно. Вырвался перед своей дивизией начдив Пархоменко на боевой тачанке, влетел в село, в самую гущу бандитской заставы. До последнего патрона бился Александр Пархоменко против сотен махновцев. 3 января 1921 года пал он смертью героя на поле сражения.
35 лет было отважному начдиву, дважды Родина наградила его орденом Красного Знамени.