пятница, 3 апреля 2009 г.

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Сикстинская мадонна»

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
Итальянская школа
«Сикстинская мадонна»
Холст, масло. 265x196
Дрезденская картинная галерея
Рафаэль — живописец, архитектор, один из титанов Высокого Возрождения, представитель флорентийско-римской школы. Родился в Урбино в семье художника, учился у знаменитого Пьетро Перуджино. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию. Здесь он быстро достиг творческой зрелости. Слава Рафаэля стала так велика, что в 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим и дает ответственный заказ: расписать парадные залы Ватиканского дворца. Фрески «Афинская школа», «Диспута» и другие являются вершиной развития искусства Высокого Возрождения. В них претворены в наиболее завершенных образах идеалы гуманизма, прославляющие красоту, свободу и достоинство человека.
Одновременно Рафаэль создает многочисленные портреты и картины.
«Сикстинская мадонна» — одно из самых прославленных произведений мировой живописи. Картина была написана по заказу монастыря святого Сикста в Пьяченце между 1512 и 1513 годами, в период наивысшего расцвета таланта Рафаэля.
Легкими шагами ступает Мария по облакам, нежно прижимая ребенка. Ее прекрасное юное лицо затуманено печалью. Мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям. Недетски задумчиво и скорбно лицо младенца, он также предвидит будущее и готов к нему.
Опустились на колени святые, пораженные нравственным величием материнского подвига. Варвара склоняет голову, папа Сикст II потрясенно взирает на Марию. Все образы картины связаны общностью мыслей и переживаний, и каждый из них раскрывает какую-то новую грань замысла. Взглядами, ритмом плавных движений и контуров, идущих по овалу, они объединены в единое целое. Торжественно и чуть приглушенно звучат голубые, золотистые, зеленые краски, озаренные мягким светом.

четверг, 2 апреля 2009 г.

НИКОЛА ПУССЕН (1594—1665) - «Царство Флоры»

НИКОЛА ПУССЕН (1594—1665)
Французская школа
«Царство Флоры»
Около 1630 Холст, масло. 131x181
Дрезденская картинная галерея
Картина «Царство Флоры» была написана в самом начале 1630-х годов. Пуссен использовал сюжет поэмы Овидия «Метаморфозы». В центре картины — юная прекрасная Флора, богиня весны и цветов. Вокруг Флоры — юноши и девушки, персонажи античных мифов. Герой Троянской войны Аякс, обойденный наградой, падает на меч, и из капель его крови рождается цветок. Нарцисс застыл над чашей с водой, не в силах оторваться от своего отражения; рядом отвергнутая им нимфа Эхо. Далее Крокус и Смила, ставшие после смерти шафраном и вьюнком. За ними стоят возлюбленный Афродиты охотник Адонис, из крови которого выросли анемоны, и юноша Гиацинт, нечаянно убитый Аполлоном. Нимфа Клития, превращенная в подсолнечник, прикрывая глаза рукой, влюбленно всматривается в лучезарного Аполлона, несущегося по небу в колеснице. Золотое кольцо со знаками Зодиака символизирует чередование времен года, вечный бег времени.
Прекрасен мир, прекрасны люди, в него пришедшие! Они переживают свою долю радостей и печалей, а умирая, дают начало иной форме бытия — цветам. «Изменяется все, но не гибнет ничто» — эту мысль римского философа и поэта Лукреция Кара использует Овидий, а Пуссен переводит на язык живописи. Идея вечного круговращения жизни выражена в самой художественной структуре картины: фигуры героев с их легкими, вторящими друг другу движениями включены в плавный круговой ритм, подчеркнутый хороводом путти. Ему вторят очертания перголы, облака, золотого кольца.
Опираясь на лучшие традиции культуры античности и Ренессанса, Пуссен сумел создать полотно, в котором в поэтической форме претворил мысли, волновавшие его современников.

ВЕРОНЕЗЕ (ПАОЛО КАЛИЯРИ) (1528—1588) - «Нахождение Моисея»

ВЕРОНЕЗЕ (ПАОЛО КАЛИЯРИ) (1528—1588) Итальянская школа «Нахождение Моисея» Холст, масло. 178x277 см. Дрезденская картинная галерея

Паоло Калияри родился в Вероне, отсюда его прозвище — Веронезе (веронец). В 1553 году он переехал в Венецию. Под влиянием традиций венецианской живописи, и прежде всего Тициана, складывается творческий метод Веронезе. Праздничная красота жизни, повседневность богатой Венеции с ее торжественными приемами иностранных гостей, пиршествами, карнавалами давали художнику неисчерпаемый материал. Веронезе создает огромные монументально-декоративные полотна для дворца Дожей, церквей и вилл патрицианского города.
Картина «Нахождение Моисея» была выполнена в период творческого расцвета художника. Библейская легенда рассказывает, что мать Моисея, желая спасти ребенка от смерти, грозящей ему по указу египетского фараона, спрятала младенца в тростниках на берегу Нила. Дочь фараона, пришедшая купаться, нашла Моисея и вырастила его.
В картине ни одна деталь не напоминает о Египте. Дочь фараона изображена как знатная патрицианка, приехавшая на прогулку к берегу реки в сопровождении дам, кавалеров и слуг. Любовно выписывает художник их пышные модные наряды и драгоценности. Служанка показывает пухлого младенца знатной красавице. Перед глазами зрителя развертывается праздничное зрелище. Великолепно написан пейзаж с большими деревьями, тихой рекой, через которую переброшен арочный мост, а также городские строения. Колорит картины поражает сложностью и богатством. Теплые зелено-золотистые цвета оттеняются холодным звучанием серебристо-белого. Большую роль играет освещение, выделяя узловые места композиции и приглушая второстепенные, оно помогает также добиться звучности, сложности колорита.

ЯН ВАН ЭЙК (около 1390—1441)

ЯН ВАН ЭЙК (около 1390—1441)
Нидерландская школа
Триптих. Центральная часть: Мария с младенцем в церкви.
Боковые створки: Архангел Михаил с донатором (левая) и св. Екатерина (правая) Дерево, масло. Центральная часть 33x27; боковые 33x13,6
Дрезденская картинная галерея
Ян ван Эйк работал при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Гениальный мастер писал алтарные картины, складни для домашних молелен и портреты.
В отличие от итальянских художников, направлявших внимание прежде всего на постижение человека, нидерландский мастер стремится охватить мир во всем его многообразии. Нет такой детали, которая показалась бы ему незначительной. Его кисть, как волшебный жезл, преображает, делает тысячекратно прекраснее все, что он вводит в картину.
Трогательно-нежный образ Мадонны с младенцем в богатой темно-вишневой мантии доминирует в центральной части триптиха. Обильно украшен храм, где восседает Мадонна. Цветные красочные узоры пола, ковра, балдахина, пестрый мрамор колонн, резные капители, скульптуры, витражи звучат многоголосным хором во славу матери. На правой стороне изображена св. Екатерина, она углубилась в чтение книги. Сияет драгоценный венец на пышных волосах, меч и колесо святой — атрибуты мученичества. За окном открывается вид на замок и далекие холмы. Голубая одежда св. Екатерины соперничает чистотой и звучностью цвета с лазурью небес.
На левой стороне архангел Михаил, в сверкающих латах с радужными крыльями, как бы представляет Богоматери заказчика картины.
С поразительной виртуозностью передает мастер фактуру любого материала — меха, бархата, металла, блеск драгоценных камней. Мир не потерял еще для художника прелести новизны. С детской радостью он исследует все, что представляется взору.

ЯКОБ ВАН РЕЙСДАЛ (1628—1682) - «Еврейское кладбище»

ЯКОБ ВАН РЕЙСДАЛ (1628—1682)
Голландская школа
«Еврейское кладбище»
Холст, масло. 84x95
Дрезденская картинная галерея
Пейзаж занимает почетное место в искусстве Голландии XVII века. Выдающимся представителем этого жанра был Якоб ван Рейсдал. Величайшим завоеванием голландского живописца явилось реалистическое изображение мотивов родной природы. Рейсдал опередил свое время, обогатив пейзаж человеческими переживаниями и раздумьями. В его работах редко встречается столь милое сердцу голландца прославление мирной красоты природы. Напротив, жизнь с ее бурными конфликтами и неустроенностью вторгается в его полотна, сталкивается в вечной борьбе природных стихий.
Наиболее сложным и трагическим произведением Рейсдала является «Еврейское кладбище» — картина, исполненная философских размышлений о жизни и смерти, о месте человека в мире. Полотно написано в темных сине-зеленых тонах. При вспышке молнии зритель успевает заметить уголок заброшенного кладбища, развалины древнего храма, мраморные надгробия — свидетельства давно ушедшей человеческой жизни. Мрачные тучи закрывают горизонт. Неподвижность развалин оттеняет бурную жизнь природы. Стремительный поток — образ времени — шумит среди камней. Тень борется со светом и побеждает его. Краток век человека, тщетны его усилия в земной суете, но бесконечна жизнь природы. Это умозаключение художника не только результат субъективных переживаний, оно подсказано временем.
Творчество Рейсдала не нашло широкого признания современников. Он был забыт уже к концу жизни и умер в нищете. Только в XIX веке была по достоинству оценена его роль в развитии жанра пейзажа: Гете назвал Рейсдала «мыслителем и поэтом».

ВИЛЛЕМ КЛАС ГЕДА (1594 — около 1680) - «Завтрак с ежевичным пирогом»

ВИЛЛЕМ КЛАС ГЕДА (1594 — около 1680). Голландская школа. «Завтрак с ежевичным пирогом» (3автрак с черничным пирогом). 1631. Дерево, масло. 54x82 см .Дрезденская картинная галерея

Виллем Геда — признанный мастер натюрморта. «Завтрак с ежевичным пирогом» относится к числу его лучших работ. Замысел картины кажется простым: мы видим часть стола с предметами сервировки. На первый взгляд здесь нет ничего сочиненного. Художник стремится сохранить впечатление предельной естественности в композиции. У зрителя рождается ощущение незримого присутствия хозяина этого дома, этих вещей. Оно подсказано беспорядком на столе: скатерть смята, пирог надломлен, бокал и ваза опрокинуты.
Тщательно и любовно художник пишет предметы, стремясь передать красоту материала, формы и отделки. Все эти вещи сделаны рукой искусного мастера и украшают дом и быт его владельца.
Мягкие складки скатерти контрастируют с четкой формой бокалов, ваз, тарелок. Холодный блеск серебра соперничает с сиянием стекла. В то же время все предметы связаны друг с другом масштабом и формой. Гармония композиции определяется ритмом многократного повторения овалов. Изысканные серебристо-золотистые тона рождают цветовое единство, придают пространству воздушность и глубину.
Таким образом тема «тихой жизни», как называли голландцы натюрморты, перерастая рамки жанра, становится лирическим рассказом о красоте повседневной жизни человека.

В XVII веке в Голландии очень многие художники создавали натюрморты, причем в их среде существовала специализация: один изображал цветы, другой - посуду, третий - музыкальные инструменты. Виллем Класс Хеда писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «3автрак с черничным пирогом»), так и 1651. 3а столь длительное время работы в одном жанре художники достигали впечатляющего совершенства в технике передачи фруктов, овощей, фактуры ткани, предметов из металла и стекла, воды в бокалах. Натюрморты с едой назывались «оntijtjеs» (с голландского - «завтрак»).
Спрос на подобные натюрморты был очень большой. В начале 1 БЗО-х Хеда стал писать их, используя довольно консервативные каноны своих современников - Флориса Клес ван Дейка и Николаеса Гиллиса. Он также располагает стол строго параллельно плоскости картины, то есть задней стене комнаты. Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Тем самым он избегает монотонности фона.
Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (живописец использовал в работе тончайшие кисти) - все это воспроизведено с несомненной любовью.

среда, 1 апреля 2009 г.

ПИНТУРИККЬО (БЕРНАРДИНО ДИ БЕТТО БЬЯДЖО) (около 1454—1513) - «Портрет мальчика»

ПИНТУРИККЬО (БЕРНАРДИНО ДИ БЕТТО БЬЯДЖО) (около 1454—1513)
Итальянская школа
«Портрет мальчика»
Дерево, темпера. 50x55
Дрезденская картинная галерея
Бернардино ди Бетто Бьяджо (прозванный Пинтуриккьо) — художник умбрийской школы эпохи Возрождения. Особенно известен он как мастер монументально-декоративной росписи.
Росписи Пинтуриккьо многофигурны, праздничны, занимательны. Действующими лицами в них нередко являлись современники. Яркие краски, обилие жанровых подробностей, богатство и прихотливость орнаментальных мотивов снискали славу Пинтуриккьо среди знатных заказчиков и определили своеобразие его живописи в истории искусства раннего Возрождения.
Станковых работ у Линтуриккьо немного. «Портрет мальчика» был написан, вероятно, в 80-х годах XV века и принадлежит к числу лучших образцов портретной живописи этого периода.
Полуфигура мальчика четким силуэтом рисуется на фоне пейзажа. Художник все внимание сосредоточивает на лице портретируемого. Задумчиво и серьезно по-детски пухлое личико, внимателен взгляд ясных пытливых глаз.
Чистые строгие линии рисунка сообщают образу ребенка особую одухотворенность. Картина нарядна, красочна, но не пестра. Все цвета в ней взаимосвязаны и уравновешивают друг друга. Тихий лирический пейзаж с ажурными деревцами вторит настроению образа. Человек и природа юны и прекрасны, между ними царит гармоническое согласие.
Каждый художник эпохи Возрождения чувствовал себя первооткрывателем мира, в котором он жил, но который еще предстояло узнать и освоить. Отсюда свежесть впечатлений, полнота чувств, радость познания, утверждение ценности и неповторимости человеческой личности.

АНТУАН ВАТТО (1684—1721) - «Общество в парке»

АНТУАН ВАТТО (1684—1721)
Французская школа
«Общество в парке»
Холст, масло. 60x75
Дрезденская картинная галерея
Ватто родился в Валансьене в семье кровельщика. В 1702 году он приехал в Париж, где испытал все превратности судьбы начинающего художника.
Ватто чутко откликается на умонастроения эпохи. Скромному болезненному художнику было суждено совершить переворот во французском искусстве XVIII века. На смену парадной официальной живописи абсолютизма с ее излюбленными аллегориями приходят лирические картины Ватто, раскрывающие мир интимных чувств человека. Новое содержание меняет весь художественный строй живописи. Вместо огромных полотен, патетических сцен, пышных аксессуаров появляются небольшие холсты, жанровые сюжеты, требующие постепенного вживания в их сложный поэтический мир. Новый жанр получил название «галантные празднества».
К числу шедевров Ватто относится картина «Общество в парке». Группы дам и кавалеров расположились под сенью деревьев на ступенях каменной террасы. Музицирование, непринужденная болтовня и легкий флирт занимают это праздное общество. Все фигуры объединены попарно. Мимолетный взгляд, грациозное движение или жест дают понять характер взаимоотношений каждой пары. Беззаботные персонажи картины живут какой-то призрачной, ненастоящей жизнью. С несравненным мастерством написаны фигуры, остро схвачены малейшие оттенки движений и чувств героев.
Картины Ватто, стороннего наблюдателя чужого праздника и легкомыслия, пронизаны легкой иронией и грустью. Пейзаж созвучен общему эмоциональному строю картины. Пушистая листва деревьев тронута желтизной увядания. Сияют и переливаются тончайшими нюансами цвета шелковые одежды персонажей «Общества в парке». Трепетный мелкий мазок заставляет вибрировать поверхность картины. Красочная гамма настолько сложна и изысканна, что каждый кусочек полотна кажется драгоценным.