воскресенье, 12 июля 2009 г.

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610) - «Побитие камнями святого Стефана» +

ЭЛЬСХЕЙМЕР (Elsheimer) Адам (1578-1610), немецкий живописец рисовальщик и гравёр. Учился у Ф. Уффеборха. В 1598 г. работал в Венеции, с 1600 г. до конца жизни - в Риме. Писал небольшие по формату пейзажи замечательны интимным поэтическим восприятием природы, тонкой передачей дневного или ночного освещения, а также картины на библейские и мифологические темы

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Побитие камнями святого Стефана». Около 1600 г. Медь, масло. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург
АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» Медь, масло. Дрезденская картинная галерея
Выдающаяся роль в создании бытового жанра принадлежит Адаму Эльсгеймеру. Из наследия древнеримского поэта Овидия (I век н. э.) заимствовал он историю Филемона и Бавкиды — двух нежно любящих друг друга фригийских крестьян. Когда к ним в дом под видом странников зашли боги Юпитер и Меркурий, они оказали им радушный прием. В награду за праведную жизнь боги исполнили их единственную просьбу: дали им умереть в один день. С большой теплотой и мягким юмором изобразил Эльсгеймер обоих стариков и их гостей — сохраняющего величие да-же в этой скромной обстановке Юпитера и веселого проказника Меркурия. Свет от лампады на столе и от свечи в руках Филемона придает особую интимность этой сцене.

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) - «Венера перед зеркалом»

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)
Итальянская школа
«Венера перед зеркалом» 1555 г.
Собрание Меллон, Вашингтон

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Д.В. Лебедев - «Над Волгой»

Художник Д.В. Лебедев, Русская школа. «Над Волгой».

суббота, 11 июля 2009 г.

Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г.—1485/95) - «Иоанн Креститель в пустыне»

Художник Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г. — 1485/95), Нидерландская школа. «Иоанн Креститель в пустыне». Около 1485. Государственный музей. Берлин — Далем
«Советский художник» Москва. 1967 9-652. Ц. 3 к.

Развитие реалистических тенденций в живописи Северных Нидерландов началось лишь во второй половине XV века. Замечательным представителем северонидерландского Возрождения можно назвать Гертгена Тот Синт Янса, прожившего недолгую жизнь в монастыре иоаннитов в Гарлеме. Его произведения обнаруживают связь с творчеством Гуго ван дер Гуса и знание южнонидерландского искусства его времени.

Тонким, нежным, просветленным лиризмом отличается его картина «Иоанн Креститель в пустыне». Святой патрон монастыря изображен художником в виде простого босоногого человека, облаченного в грубую одежду, сидящего на камне на берегу ручья, который змейкой вьется меж невысоких холмов. В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. Стройные деревца стоят словно стражи душевного состояния человека, погруженного в глубокое раздумье. Природа оказывается его верной союзницей, естественной желанной средой, где в уединении он обретает самого себя, где более свободно протекает его духовная жизнь. Рядом с Иоанном белый ягненок — его атрибут и вместе с тем живое существо. Птицы и звери украшают пейзаж, ясный и спокойный, пронизанный мягкими лучами золотистого солнца. Удивительно найдена поза Иоанна, подпершего рукой голову, для выражения состояния полной отрешенности от внешнего мира и своей собственной плоти в момент горестных тяжелых размышлений. В изображении природы Гертген достигает единства, отказавшись от деления пейзажа на планы, ограниченные кулисами. В европейском искусстве эта картина является первым решительным шагом к формированию пейзажа как самостоятельного жанра.

С.И. Линдин - «Зима. Лесная дорога»

Художник С.И. Линдин, Русская школа. «Зима. Лесная дорога».

Гюстав Курбе (1819—1877) - «Дробильщики камней»

Художник Гюстав Курбе (1819—1877), французская школа. «Дробильщики камней» Холст, масло. 1850 г.

Творчество выдающегося французского живописца-реалиста Курбе — это активный протест против официального искусства эпигонов классицизма и романтизма, чье творчество было реакционно в своей основе. Курбе смело и страстно выступил в за-щиту реализма и обосновал его, как течение демократическое. В своих произведениях он утверждал жизненную правду, как «высший принцип искусства».

Лучшие произведения художника отмечены правдивым и глубоким проникновением в повседневную жизнь простого народа: «Похороны в Орнани», «Дробильщики камней», «Веяльщики» и другие,

Во время Парижской коммуны 1871 года Курбе решительно встал на сторону восставшего народа, был избран в члены Коммуны и являлся председателем Федерации художников.

После падения Коммуны Курбе был заключен в тюрьму, картины его были конфискованы. Художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где и умер» не дождавшись амнистии.

Полотно «Дробильщики камней» дает возможность понять творческий метод работы Курбе, Однажды на краю пыльной дороги он увидел юношу и старика, дробящих камни. Потрясенный, он описал их в письме к другу. «Увы! Некоторые люди в этом состоянии начинают и кончают свою жизнь!».

Картина «Дробильщики камней» входившая в собрание Дрезденской галереи, погибла во время второй мировой войны.

Пальма Веккио (1480-1528)

Художник Пальма Веккио (1480-1528) Итальянская школа «Яков и Рахиль». (Jakob und Rahel, einander begrüssend) 146х250 см. Дрезденская картинная галерея
Художник Пальма Веккио (1480-1528) Итальянская школа «Три сестры». Дрезденская картинная галерея

А.В. Лентулов (1882-1943) - «Овощи»

Художник А.В. Лентулов (1882-1943), Русская школа. «Овощи». Государственная Третьяковская галерея