Художник Бернар Бюффе ( Bernard Buffet) (род. 1928), Французская школа. «Канал Сан-Мартен» 1956. Коллекция Мишель Гарнье, Париж
вторник, 14 июля 2009 г.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770) - «Триумф Амфитриты»
Художник Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), Итальянская школа. «Триумф Амфитриты» Картинная галерея. Дрезден
«Советский художник» Москва 1965. 9-1747. Ц, 3 1
Тьеполо — крупнейший мастер монументально-декоративной живописи в европейском искусстве. Его многочисленные полотна обильно украшали стены и плафоны дворцов XVIII века не только в Италии, но и в Петербурге, Мадриде, Дрездене. Декоративная живопись Тьеполо, светлая и радостная, исполненная бурной патетики, прекрасно сочеталась с пышным архитектурным обрамлением интерьеров XVIII века.
Картина «Триумф Амфитриты» задумана художником как аллегорическое изображение стихии воды, для которого он использует образы античной мифологии. Богиня Амфитрита, жена бога морей Нептуна, возлежит на большой морской раковине, увлекаемой морскими конями. Ее торжественный кортеж составляют морские божества— тритоны и наяды, а также маленькие амуры.
Ощущение бесконечной вольной водной стихии передано Тьеполо благодаря глубокому пространственному прорыву, широким всплескам волн, свободным, несколько бравурным движениям персонажей. Вся сцена кажется наполненной звуками рога, шумом плещущихся волн, свистом ветра, ржанием коней. И как драгоценная жемчужина, прекрасный дар океана — обнаженное тело Амфитриты, в образе которой сказалась давняя венецианская традиция, идущая от Джорджоне и Тициана.
Юрий Александрович Титов (род. 1926 г.) - «Минусинский тракт»
понедельник, 13 июля 2009 г.
АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905): «Сталепрокатный завод», «Сокол, преследующий голубя»
Художник АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905), Немецкая школа. «Сталепрокатный завод» . 1875 г. Холст, масло. Берлин, Национальная галерея
Интерес к производственной теме и к образам представителей пролетариата не был случайным в творчестве величайшего немецкого художника-реалиста XIX века Адольфа Менделя. Современник быстрого промышленного развития Германии, он не мог не видеть роста рядов пролетариата. Поражаясь мощи индустрии, сменившей примитивные ремесла, он восхищался и теми, кто приводил в движение все эти машины, кто вкладывал свой труд в невиданные дотоле изделия. «Современные циклопы» — так первоначально хотел назвать свою картину художник, имея в виду мифических гигантов древности. Но как подлинный реалист Менцель видел и оборотную сторону - нечеловеческую тяжесть выматывающего труда и правдиво передал это в своей картине, явившейся первым в мировом искусстве произведением, посвященным подобной теме.
Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614) - «Святое семейство»
Художник Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541 — 1614), Испанская школа. «Святое семейство». (Деталь) Холст, масло. 1585 г. Толедо. Госпиталь Тавера
Мировосприятие Эль Греко глубоко отлично от жизнеутверждающего оптимизма художников Возрождения. В его творчестве мы не находим той красоты реального мира, которым не уставали восхищаться итальянские мастера первой половины века. Отталкиваясь от поздних работ Тициана и Тинторетто, он доводит до крайней степени мысль о трагичности существования человека, о сложном конфликте его с окружающим миром, отказывая последнему в каких бы то ни было чувственных материальных ценностях. Следствием этого явилось полное пренебрежение обрисовкой места действия, и чаще всего Эль Греко переносит свои религиозные персонажи в небесные сферы, трактуя всю сцену как явление человеку высших духовных сил. Исключая религиозно-мистическую окраску его произведений, следует признать необычайно проявившийся в них психологический дар художника. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека.
Мы воспроизводим здесь деталь его картины «Святое семейство», известной в нескольких вариантах.
Мадонна кормит грудью сына, и ее лицо неизъяснимо прекрасно отражением той нравственной и грустной нежности, которая наполнила ее душу. То нервно-острыми, быстрыми мазками, то легчайшими прикосновениями кисти лепит Эль Греко ее удлиненное лицо с огромными черными глазами, резкими ритмами линий покрывала оттеняя хрупкость ее облика. Одухотворенный, поэтический женский образ воспринимается как прекрасная мечта, овладевшая душой мастера и воплощенная им с благоговейным и страстным восхищением.
«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.
Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754): «Давид с головой Голиафа», «Юный знаменосец»
Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Итальянская школа. «Юный знаменосец». Холст, масло. 87х71 см. Дрезденская картинная галерея