суббота, 18 июля 2009 г.

Хендрик Тербрюгген (1588-1629) - «Исав и Иаков»

Хендрик Тербрюгген. Место рождения будущего художника предположительно Девентер или Гаага. В начале 1590-х его семья переехала в Утрехт. В тринадцатилетнем возрасте он начал учиться живописи, испытал влияние маньеризма. В 1604 или 1607 приехал в Рим совершенствоваться в искусстве, по предположениям, познакомился с Рубенсом и с Караваджо. Но несомненно, что он внимательно изучал мастерство Караваджо, как и работы итальянских караваджистов (Орацио Джентилески). На изобразительную манеру Тербрюггена повлияли также Аннибале Карраччи (соперник Караваджо), Доменикино, Гвидо Рени. После возвращения через Милан и Швейцарию в Утрехт (1614) работал вместе с Г. ван Хонтхорстом и другими «утрехтскими караваджистами». В 1616 был принят в Гильдию Святого Луки, в том же году женился. В 1626 приобрел в городе большой дом. В 1627 встречался с Рубенсом, приехавшим в Утрехт. Умер во время чумной эпидемии.
Художник Г.Тербрюгген (1588-1629), Голландская школа. «Исав и Иаков». Берлин. Государственная галерея

пятница, 17 июля 2009 г.

Ангелика Кауфман (1741-1807) - «Портрет дамы в костюме весталки»

КАУФМАН (Kauffmann) Ангелика (1741-1807), немецкий живописец и график. Представитель классицизма. Портреты («Гете», 1787), сентиментально-чувствительные мифологические, исторические, религиозные и бытовые сцены («Вышивальщица», 1788).
Родилась в Куре (Швейцария), умерла в Риме. Самоучка, много копировала произведения великих мастеров прошлого. В 1754-1766 работала в Италии, с 1765 г. член Академии Святого Луки в Риме. В 1768-1781 жила в Лондоне, где была первой женщиной принятой в члены Королевской академии, затем снова поселилась в Риме. Писала портреты и картины на мифологические, исторические и литературные темы.
Художник Ангелика Кауфман (1741-1807), Немецкая школа. «Портрет дамы в костюме весталки». 1782 г. Холст, масло. 91,5х71,5. Дрезденская картинная галерея

Фридрих Эдуард Мейерхейм (1808-1879) - «Сцена у окна»

Фридрих Эдуард Мейергейм родился в 1808 г. в Данциге, умер в 1879 г. в Берлине. Живописец и литограф. Учился в Берлинской академии у Годфида Шадавы (?). Работал в Данциге и, главным образом в Берлине, где был профессором академии. Писал жанровые сцены.
Художник Фридрих Эдуард Мейерхейм (1808-1879), Немецкая школа. «Сцена у окна». Холст, масло. 49х48. Государственный Эрмитаж

Аннибале Карраччи (1560-1609) - «Портрет лютниста Джованни Габриєлле»

КАРРАЧЧИ (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представители академизма: Лодовико (1555-1619) и его двоюродные братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (ок. 1585). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597-1604).
Художник Аннибале Карраччи (1560-1609), Итальянская школа. «Портрет лютниста Джованни Габриэлле». Холст, масло 77х64 см. Картинная галерея. Дрезден

Антонио Корреджо (ок. 1489-1534) - «Святая ночь» (Die Heilige nacht)

КОРРЕДЖО (Correggio) (наст. фам. Аллегри, Allegri) Антонио (ок. 1489-1534), итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения. В росписях (купол церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1520-23) предвосхитил пространственные эффекты барокко. Религиозные и мифологические («Даная», ок. 1526) картины отличаются грациозностью и поэтической мягкостью образов, праздничной свежестью колорита.

Художник Антонио Корреджо (ок. 1489-1534), Итальянская школа, «Святая ночь» (Die Heilige nacht). 256х188 см. Картинная галерея. Дрезден

Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780—1867) - «Портрет гравёра Демаре»

Из книги Роберта Камминга "Великие художники":
Родившийся во Франции в последние старорежимные годы, Энгр был свидетелем Революции, якобинского террора, взлёта и падения Наполеона Бонапарта, реставрации монархии и переворота Луи Наполеона. В каждый из этих периодов он стремился остаться столпом общества и поддерживать традиционные ценности. Он был сыном рядового художника и преданным учеником Давида. Вслед за учителем он отстаивал классицизм, а его утончённый стиль был под стать его нраву: чесному, методжичному, последовательному и преданному. При этом он нетерпел критики. Его ранние работы были плохо приняты в Париже, поэтому, получив в 1801 г. Большую римскую премию, Энгр отправился в Италию, где ещё больше полюбил старых мастеров и жил там, пока вкусы парижан не изменились. Рим был оккупирован французами, и у него появилось много последователей среди земляков. Но в 1814 г. случилась беда: Наполеон отрёкся от престола, и сторонники художника бежали из Рима (в том же году умер отец Энгра). Энгр оставался в Риме до 1824 г. После десяти лет в Париже он снова вернулся в Италию, где возглавил отделение Французской академии в Риме. В целом Энгр провёл в Италии 25 лет. Окончательно он вернулся в Париж лишь в 1841 г., когда упорство принесло ему желанное признание. Он умер богатым, знаменитым и боготворимым многочисленными учениками.
Художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780—1867), Французская школа. «Портрет гравёра Демаре». Музей Августинцев в Тулузе

четверг, 16 июля 2009 г.

ЯКОБ ИОРДАНС (1593—1678) - «Портрет семьи художника»


Художник ЯКОБ ИОРДАНС (1593—1678), Нидерландская школа, Фламандская школа. «Портрет семьи художника». 1622—1623

Мадрид. Музей Прадо

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281

Якоб Иордане принадлежит к блестящей плеяде фламандских мастеров XVII века, которые стали гордостью национальной художественной культуры Бельгии. После смерти Рубенса он был назначен первым художником Антверпена.

Творчество Иорданса сохраняет крепкую связь с народными традициями, подкупает своей грубоватой прямотой, искренностью и сочным юмором. Художник часто использовал в качестве сюжета народные пословицы, любил писать традиционные семейные праздники с их шумом, гамом, заразительным весельем, в котором участвуют все от мала до велика. Иордане является создателем монументального бытового жанра. Его герои — простые горожане и крестьяне. Ему по душе их душевная простота и жизнерадостность.

Иорданс получал много крупных заказов на алтарные картины, участвовал вместе с Рубенсом в создании цикла картин для Испании, работал для Голландии, был широко известен в Европе.

«Портрет семьи художника» принадлежит к периоду расцвета таланта молодого Иорданса. На картине справа мы видим самого мастера с любимой лютней в руках, так как Иордане слыл за прекрасного музыканта и очень гордился этим. Слева в кресле сидит его жена Екатерина ван Ноорт и маленькая Элизабет, его дочь, которую он обожал и часто писал в разных картинах. В глубине стоит служанка, держа блюдо с фруктами. Групповой портрет семьи выдержан в торжественных тонах, но вместе с тем ощущается простота и естественность каждого из изображенных. Радостное настроение картине сообщает солнечный свет, мастерски переданный художником.

Бернардо Строцци (1581-1644) - «Музыкантша с виолой-ла-Гамба»

Художник Бернардо Строцци (1581-1644), Итальянская школа, Генуэзская школа. «Музыкантша с виолой-ла-Гамба». 126х99 см. Картинная галерея. Дрезден