понедельник, 20 июля 2009 г.

Бернардо Беллотто (1720—1780) - «Руины храма»

Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto) (1721-1780), итальянский художник, мастер пейзажной ведуты.
Родился 30 января 1721 (1720 - "Краткая художественная энциклопедия", Britannica, Wikipedia) года в Венеции, в семье живописца-ведутиста Л. Беллотто и Ф. А. Каналь, сестры художника Дж. А. Каналя (Каналетто). С 1735 года учился у своего дяди по сестре, получив то же прозвище. В последующей традиции его называли также "Каналетто Младшим", часто путая их произведения. Работал в Италии (Венеции, Риме и других городах), но большей частью за ее пределами - в Дрездене (1747-1759), Вене (1759-1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762-1767). Побывал в Петербурге (1768), затем жил в Варшаве.
Подобно Дж. А. Каналю, сочетал принципы барокко и классицизма, доведя с помощью камеры-обскуры технику ведуты (топографически-точного пейзажного вида) до совершенства. На фоне яркой и мажорной праздничности картин его дяди художественный строй картин Беллотто выглядит педантичным: младший мастер предпочитал сдержанный, прохладный колорит и более строгую манеру письма. В его крупных композициях, приближающихся по масштабу к панно и часто составляющих большие циклы, широкоохватные городские и природные пространства, равно как и архитектура, выглядят, при всей своей "зеркальной" идентичности, как бы дополнительно облагороженными. Среди лучших его картинных серий следует в первую очередь назвать виды Дрездена и Пирны, выполненные по заказу Г. Брюля, министра саксонского курфюрста Августа III (1747-1755; в основном в галерее "Старые мастера", Дрезден; часть их хранится в петербургском Эрмитаже и московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), а также польские виды, созданные при дворе короля Станислава Августа (Понятовского).
Умер Беллотто в Варшаве 17 октября 1780 года. Его произведения оказались неоценимым подспорьем при восстановлении исторического центра Варшавы (а позднее - центра Дрездена) после разрушений Второй мировой войны.
Художник Бернардо Беллотто (1720—1780) Итальянская школа «Руины храма» . Холст, масло 99х132 см. Киевский музей западного и восточного искусства

Иозеф Антон Кох (1768-1839) - «Монастырь св. Франциска в Сабинских горах близ Рима»

Иозеф Антон Кох (27 июля 1768 в Эйлбигентфльп - 12 января 1839 в Риме) австрийский художник из немецкого романтического движения. В тирольский художник закончил академическое обучение в Karlsschule Штутгарта, строгой военной академии, совершил путешествие по Франции и Швейцарии. В 1795 году он прибыл в Рим.
Кох был близок к художнику Асмусу Якобу Карстенсу.
После 1800 Кох развивается как художник-пейзажист. В Риме он придерживался нового типа 'героического' пейзажа, пересмотра классических композиций Пуссена и Лоррена с более внушительными, горными пейзажами. Он выехал из Рима в 1812 году и оставался в Вене до 1815, в знак протеста против французского вторжения. В течение этого периода он в его работах появляются неклассические темы. В Вене он находился под влиянием Фридриха Шлегеля и любителей старого немецкого искусства. Вследствии этого, его стиль стали жестче, этот новый подход оказал широкое влияние на немецкий пейзаж художников, посетивших Рим.
Joseph Anton Koch (27 July 1768 in Elbigenalp – 12 January 1839 in Rome) was an Austrian painter of the German Romantic movement. The Tyrolese painter left academic training in the Karlsschule Stuttgart, a strict military academy, and traveled through France and Switzerland. He arrived in Rome in 1795. Koch was close to the painter Asmus Jacob Carstens and carried on Carstens' 'heroic' art, at first in a literal manner.

After 1800 Koch developed as a landscape painter. In Rome he espoused a new type of 'heroic' landscape, revising the classical compositions of Poussin and Lorrain with a more rugged, mountainous scenery. He left Rome in 1812 and stayed in Vienna until 1815, in protest of the French invasion. During this period he incorporated more non-classical themes in his work. In Vienna he was influenced by Friedrich Schlegel and enthusiasts of old German art. In response, his style became harsher, and this new approach had a wide influence on German landscape painters who visited Rome.
Художник Иозеф Антон Кох (1768-1839), Немецкая школа,Австрийская школа. «Монастырь св. Франциска в Сабинских горах близ Рима». 1812. Дерево, масло. 34х46 см. Государственный Эрмитаж

Луи Эжен Буден (1824—1898) - «Вид Антверпенского порта»

Художник Луи Эжен Буден (1824—1898), Французская школа. «Вид Антверпенского порта». 1872 г. Музей в Гааге

Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878) - «Коровы на водопое».

Художник Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878), Французская школа. «Коровы на водопое». 1862 г. Гравюра на стекле. Дрезденская картинная галерея

воскресенье, 19 июля 2009 г.

Габриэль Метсю (1629—1667) - «Дуэт»

МЕТСЮ, ГАБРИЕЛЬ (Metsu, Gabriel) (1629–1667), нидерландский художник, мастер бытового жанра.

Родился в Лейдене в январе 1629 в семье живописца Ж.Метсю, выходца из Фландрии. Учился, возможно, у Г.Доу. Был одним из основателей лейденской гильдии живописцев (1648). В 1655 переселился в Амстердам.

Для его раннего искусства, обнаруживающего воздействия Рембрандта, характерны драматичные по оркестровке света религиозные картины и «низкие» жанры (Христос и грешница, 1653, Лувр, Париж; цикл «кузниц», 1650-е годы). Но лучше всего его талант колориста, равно как и остроумного рассказчика, проявился в «светских» бытовых сценках 1660-х годов, живописующих дела и дни обеспеченных сословий (Автопортрет с женой в трактире, 1661, Галерея «Старые мастера», Дрезден; Подарок охотника, Государственный музей, Амстердам; Офицер и молодая женщина, Лувр, Париж; Дама, читающая письмо, частное собрание, Лондон; Больная и врач, Эрмитаж, Петербург; Дуэт, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Задушевная, порой добродушно-ироническая лирика этих произведений сближает их с образами делфтской школы, лучше всего известными по произведениям Я.Вермера.

Особняком стоит картина Больной ребенок (ок. 1660, Государственный музей, Амстердам), где свойственный Метсю повествовательный психологизм достиг особой глубины и проникновенности.

Метсю был похоронен в Амстердаме 24 октября 1667.
Художник Габриэль Метсю (1629—1667), Голландская школа. «Дуэт». Дерево, масло. Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина

Проспер Марилья (1811—1847) - «Улица в Каире»

Проспер Марилья (Marilhat, 1811-1852 гг.) — один из главных представителей группы французских живописцев-ориенталистов. Окончив свое учение у Рокплана, в Париже, он совершил в 1831-1833 гг. путешествие по Востоку, определившее собой его художественное направление. Богатое собрание этюдов и набросков, привезенных им из этого путешествия, служило материалом для последующих его работ. В Италии он едва не поддался гибельному для него влиянию Алиньи, написав в классическом стиле пейзаж: "Сады Армиды". Опыт оказался неудачным, и художник повторил его лишь в "Купальне Дианы". Затем, в продолжение нескольких лет, Марилья находился под влиянием Декана; в это время явились его "Развалины Бальбека", виды Каира и некоторые другие картины. В ту пору он делает с большим трудом попытки отыскать свою дорогу, но его краски впадают в красноту, а фактура страдает ненужною пастозностью, и только после многих усилий с его стороны колорит его становится золотистым, а исполнение более простым и уверенным. К этому периоду деятельности Марильи относятся его прелестные картины: "Вид в Триполисе (Сирии)", "Берега Нила", "Мечеть в Розетте" и другие. После новых усилий он идет еще дальше, и в восьми картинах, выставленных им в парижском салоне 1844 года: "Кофейня на дороге в Сирии", "Сирийские аравитяне в дороге", "Египетский город в сумерках" и др., достигает апогея своего мастерства и упрочивает за собой славу неподражаемого истолкователя красот восточной природы. Одно из лучших произведений этой последней поры творчества Марильи, "Берега Нила", находится в Кушелевской галерее Санкт-Петербургской академии художеств.
Художник Проспер Марилья (1811—1847), Французская школа. «Улица в Каире». 1832 г. Холст, масло. 54,5х42. Государственный Эрмитаж

Ян ван дер Гейден (1637-1712) - «Улица в Кёльне»

Гейден, (Heyden)Ян ван дер, голл. живописец, 1637-1712. Городские виды, тонкость деталей, колорита и освещения. "Ратуша в Амстердаме"- в Лувре; в Эрмитаже 9 картин
Художник Ян ван дер Гейден (1637-1712), Голландская школа. «Улица в Кёльне». Государственный Эрмитаж

ГЕРАРД ТЕРБОРХ (1617—1681) - «Женщина, чистящая яблоко»

Художник ГЕРАРД ТЕРБОРХ (1617—1681), Голландская школа. «Женщина, чистящая яблоко». 1660—1661 Вена. Музей истории искусства
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281 Герард Терборх известен как блестящий мастер бытового жанра, а также как портретист. Расцвет его изысканного искусства падает на вторую половину XVII века. В ранние годы он писал бытовые сцены, где фигурируют голландские бедняки, но потом, подобно почти всем голландским жанристам своего времени, перешел к изображению быта богатых бюргеров. Слава Терборха была очень велика. Современники ценили в нем живописца, удивительно тонко умеющего передать выразительность и красоту ткани и предметов. Действительно, художник обладал безошибочным художественным вкусом, позволяющем ему представить незамысловатую жизненную сцену как событие, исполненное тайной прелести и утонченной красоты. В его картинах мы видим особый мир человеческих отношений, чуждый грубых страстей. Венская картина «Женщина, чистящая яблоко» — одна из лучших работ голландского мастера. Своим очарованием она обязана той серьезности, с которой все действующие лица, в том числе и сам художник, относятся к занятию молодой женщины. Ее лицо трогает выражением нежной озабоченности. Но более всего в картине привлекает к себе внимание лицо ее маленького сына. Благодаря ему раскрываются глубокие внутренние нежные связи любви матери и сына, беспомощность ребенка и вечная готовность матери помочь своему сокровищу. Оттого-то очистка яблока и преобретает для нее, и это поймет каждая мать, такой важный смысл, как и все, что она для него делала и сделает. Нежные цвета желтого, серого, синего в своих отношениях образуют гармоническую живописную гамму, объединенную общим серебристым тоном.