вторник, 5 марта 2013 г.

Валериан Валериан (1904-1980) - "Таллинский порт зимой"

Лойк, Валериан (род. 1904). Таллинский порт зимой. Исполнено в 1959 году. художественный фонд Эстонской ССР
Loik, Valtrian (1904). Tallinna sadam talvel. 1959. Eesti NSV Kunstifond
Valerian Loik (born 1904). Tallinn Port in Winter. Estonian Art Fund
Лойк Валериан Тынувич (20.05.1904 - 1980)/ Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Эстонской ССР, профессор.

Открытка из набора "Современная живопись Эстонии",  издательство "Аврора", 1971 год

понедельник, 4 марта 2013 г.

Мей, Лидия (1896-1965) - "Натюрморт с грушами"

Мей, Лидия (1896-1965). Натюрморт с грушами. Исполнено в 1960 году. Таллинский государственный художественный музей
Mei, Lydia (1896-1965). Natuurmort pirnidega. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum

Lydia Mei (1896-1965). Still Life with Pears.  Art Museum Tallinn  
Из "Википедии":
Лидия Мэй (2 июля 1896 - 14 сентября 1965) [1] эстонская художница, которая специализировалась на акварели и натюрморте.
Родилась на эстонском острове Хийумаа , Лидия Мэй был средним ребенком из трех дочерей капитана судна. Все три сестры стали художницами, Лидия Мэй и Натали Мэй достигли общественной известности в Neue Sachlichkeit (Новая объективность) период эстонском искусстве 1920-х годов, сестра Кристине Мэй стала скульптором. Мэй изучала архитектуру в Петроградском политехническом Женском институте до 1918 года. Она стала известна как акварелист в конце 1920-х годов. Она позже вышла замуж за скульптора Антона Старкопфа и поэтому иногда её имя указывают как Лидия Мэй-Старкопф. Она умерла в 1965 году в Таллине .

воскресенье, 3 марта 2013 г.

И.П. Курилас (1870-1951) - "На Гуцульщине"

И.П. Курилас (1870-1951). На Гуцульщине. Исполнено в 1942 году. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства - Y.P. Kurilas (1870-1951). In the Hutsul Land. 1942. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Иосиф Петрович Курилас (имя при рождении: Осип Петрович Курилас). Дата рождения: 26 июля 1870(1870-07-26). Место рождения: Щирец (Пустомытовский район Львовской области). Дата смерти: 25 июня 1951(1951-06-25) (80 лет) Место смерти: Львов Гражданство: Австро-Венгрия, Польша, СССР Учёба: Львовская художественно-промышленная школа, Краковская Академия искусств

Родился в многодетной семье дьячка-учителя народной школы. После окончания бурсы, с 1886 по 1890 год Курилас учился во Львовской художественно-промышленной школе, которой руководил З.Горголевский. Из-за нехватки средств для продолжения обучения в Академии искусств, Иосиф Курилас подрабатывал, выполняя заказы на создание икон и портретов горожан.
В 1898—1900 прошел курс обучения живописи Краковской Академии искусств. Принимал участие в ряде выставок во Львове. Совершил турне по городам Европы, посетив лучшие картинные галереи Вены, Мюнхена, Дрездена, Праги и Будапешта. До 1914 года жил и творил в родном Щирце.
Участник Первой мировой войны. Служил в украинском воинском формаровании — Украинские сечевые стрельцы (подразделении армии Австро-Венгерской империи, сформированом по национальному признаку из галичан. Во время войны сделал много зарисовок, почтовых открыток, портретов и жанровых картин. За короткий отрезок военного времени им было создано около двух сотен стрелецких портретов, батальные картины «Макивка», «Битва на Лисони» и др.
В начале 1920-х годов работал преподавателем рисунка в художественной школе Олексы Новаковского. В 1935, после смерти Новаковского, возглавил школу. В этот период занимался кроме преподавательской работы иллюстрацией газет, журналов, букварей и школьных учебников, писал картины религиозной тематики (иконы «Богородиця», «Иисус Христос»). Художник поддерживал тесные дружеские отношения с писателем Василием Стефаником, произведения которого он иллюстрировал («Кленовые листки»).
В советский период вместе с Иваном Трушом и А. Манастырским выступал поборником реалистических, демократических традиций украинской живописи. Последние годы жизни провел во Львове. Похоронен на Лычаковском кладбище.

суббота, 2 марта 2013 г.

Виктор Александрович Каррус (род. 1911 г.) - "Речная гавань"

Каррус, Виктор (род. 1911 г.). Речная гавань. Исполнено в 1960 г. Таллинская средняя школа №44 - Кarrus, Viktor. Joesadam. Tallinna 44. Keskkool - Viktor Karrus (born 1913). Boats. Secondary school  №44, Tallinn
См. также:

В. Каррус (род. 1913 г.) - «Хлеб государству»

пятница, 1 марта 2013 г.

Теофил Копыстинский (1844-1916) - "Далматинка"

Т.Д. Копыстинский (1844-1916). Далматинка. Исполнено в 1872 году. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства -  T.D. Kopistinsky (1844-1916). Dalmatian girl. 1972. Oil on canvas

четверг, 28 февраля 2013 г.

Цветы на картинах эстонских художников

Адамсом-Эрик (1902-1968). Каллы. Исполнено в 1961 году. Тартуский государственный художественный музей - Adamson-Eric (1902-1968). Kalld. Tartu Riiklik Kunstimuuseum - Adamson-Eric (1902-1968). Calla Lilles.  Art Museum Tartu
Адамсон-Эрик Эрик Янович (18.08.1902 - 02.12.1968). Советский живописец и мастер прикладного искусства, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1943). Член КПСС с 1945. Учился в Художественно-промышленной школе (Берлин-Шарлоттенбург, 1923-24), затем совершенствовался в Париже (1924-27). Непринуждённая живописность, свобода ритма характерны как для отмеченных остротой восприятия окружающего мира пейзажей, натюрмортов и портретов Адамсона (портрет Сиутс Барбарус, 1928, Атенеум, Хельсинки; портрет отца, 1930-32, Эрмитаж, Ленинград), так и для его тканей, кожаных и ювелирных изделий, которые свидетельствуют о творческой переработке наследия народного прикладного искусства.
Кыкс, Эндель (1912-1983). Натюрмор с цветами. Исполнено в 1940 году. Таллинский государственный художественный музей - Kors, Endel. Natuurmort lilledega. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum - Endek Kors (1912-1983). Still Life with Flowers. Art Museum Tallinn 

Китс-Мяги, Линда Яновна(род. 1966). Цветы. Исполнено в 1962 г. Таллинский государственный художественный музей - Kits-magi, Linda. Lilled. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum - Linda Kits-Magi. Flowers. Art Museum Tallinn  

Китс, Эльмар (род. 1913). Цветы. Исполнено в 1945 г. Таллинский государственный художественный музей - Kits, Elmar. Lilled. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum - Elmar Kits. Flowers. Art Museum Tallinn
Китс Эльмар Янович (10.05.1913 - 24.03.1972)
Народный художник Эстонской ССР (1971). Окончил Высшее художественное  училище «Паллас» (1939). В 1944-49 преподавал в Тартуском художественном институте. Сохранял самобытность творчества, несмотря на требования официальной идеологии (которая таки присвоила ему звание "Народного художника"). Живописные композиции «Фигура со стулом и цветами» (1939), «Ночная хабанера» (1944), «Молодой скрипач» (1956), триптих «Музыка. Балет. Изобразительное искусство» (1961-62), «Всадники смерти» (1966), «Ламетия» (1971) и другие работы.

Кстати, о цветах на окне. Так называемые евро-окна, дают возможность установить более широкий подоконник, который можно использовать для цветов, которые украсят интерьер. Некоторые скептики, правда, утверждают, что на новых окнах цветы "болеют", но если посмотреть Пластиковые окна отзывы, сразу станет ясно, что это надуманное предположение. Еще одним обвинением против тёплых окон с широким подоконником является утверждение, что они "не дышат", но ведь эта проблема решает Система вентиляции: кондиционеры и возможность оставить открытой "микро-щель".  Таким образом окно будет не только  оберегать, но и можно превратить в целую оранжерею.  


Открытка из набора "Современная живопись Эстонии. Выпуск 1", издательство "Аврора", Ленинград, 1971 год

среда, 27 февраля 2013 г.

Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (Косоглазый) (1591—1666).

Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (Косоглазый) (1591—1666). Болонская школа. Бог-Отец С ангелочком. Исполнено в 1620 г. Холст, масло 66x91 см. Музей Страда-Нуова, Генуя
Из журнала "Великие музеи мира" №30 "Музей Страда-Нуова. Генуя":
Этот маленький холст заказал Гверчино Кристофоро Локателли. Работа должна была быть размещена как навершие алтарной картины, изображающей «Пострижение св. Вильгельма Аквитанского» в церкви св. Григория в Болонье. По словам болонского историографа Карло Чезаре Мальвазии, заказчик, пораженный необыкновенной красотой картины, решил оставить ее себе, поставив на ее место копию, которая и оставалась там до 1962 года. Картина, датированная 1620 годом, - это работа начала зрелого периода художника. На формирование его стиля повлияли уроки Тициана по цвету, что явилось настоящей предпосылкой его живописи легкими мазками, с большими жидкими и яркими пятнами цвета. Этот эпизод имел решающее значение для Гверчино, так как позволил ему расширить свой кругозор и войти в контакт с новейшей живописной культурой того времени, не забывая, однако, подлинной натуралистической жилки, лежащей в основе его вдохновения. Эта работа - ценный пример стиля художника, для которого характерны теплая цветовая гамма и сильная «пятнистая» светотень. Трогательна нежная фигура ангелочка рядом с величественным Богом Отцом. Картина была частью небольшой группы ценных работ из Палаццо Россо, которые герцогиня Галльера увезла с собой в парижский особняк. Они не входили в пожертвование 1874 года, но стали собственностью муниципалитета Генуи после смерти благородной дамы.
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (Косоглазый) (1591—1666). Болонская школа. Умирающая Клеопатра. Исполнено в 1648 г. Холст, масло 173x237 см. Музей Страда-Нуова, Генуя
Из журнала "Великие музеи мира" №30 "Музей Страда-Нуова. Генуя":
Холст можно отождествить с упомянутым в «Счетной книге» Гверчино как «картина Клеопатры», за которую заплачено 125 дукатов «24 марта 1648 года Его Высокопреосвященством, монсеньором Карло Эмануэле Дурацци», двоюродным братом Стефано Дураццо, занимавшим должность кардинала-легата на землях Эмилии, подчиненных Папскому государству, традиционную для многих генуэзских кардиналов. Эта институциональная преемственность объясняет большой успех эмильянской живописи XVII века в коллекциях лигурийских городов. Данная картина, смертный миг Клеопатры, убивающей себя укусом змеи, чтобы не терпеть позор поражения и плена, была выполнена мастером в последний период его деятельности. Художник после смерти Рени переехал в Болонью, унаследовав его роль главы школы, и попал под его влияние, ориентируясь на живопись классических форм, с сильной идеализацией фигур, сопровождаемой постепенным сокращением цветовой гаммы и частым использованием пастельных цветов. Полотно хорошо вписывается в это новое стилистическое направление умелой игрой оттенков только двух цветов: белого цвета кожи Клеопатры и фиолетового цвета завес алькова, в виде театрального занавеса, и рубиновых капель крови, стекающих по груди царицы.

Музеи Италии наполнены множеством картин великих мастеров и другими произведениями искусства. Именно туда на протяжении долгих лет направлялись лучшие ученики Петербургской Академии художеств с тем, чтобы изучая работы мастеров Возрождения они познали оттачивали собственное мастерство. Сегодня  попасть в Италию не сложно, оформление виз не займёт много времени и сил. Музей Страда-Нуова в Генуе на улице Гарибальди, 18 работает по будням с 9-00 до 19-00, в субботу и воскресенье с 10-00 до 19-00. Выходные - понедельник и все религиозные праздники.  

вторник, 26 февраля 2013 г.

Работы Антонио Аллегри, прозванного Корреджо (ок.1489-1534) - продолжение

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Юпитер и Ио Написано около 1531 г. Холст, масло; 163,5 х 74 см. Музей истории искусств. Вена
Из журнала "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена":
Полотно входит в группу произведений, выполненных Корреджо для герцога Мантуанского Федериго Гонзага, который заказал их в качестве подарка императору Карлу V. Речь идет о знаменитой серии, посвященной любовным историям Юпитера, из которых были закончены только «Антиопа», «Похищение Ганимеда» (также в Вене), «Юпитер и Ио», «Даная и Леда». Автор изображает здесь прекрасную нимфу Ио в чувственных объятиях целующего ее Юпитера, который превратился в тучу, чтобы скрыть от Юноны свою неверность. Между 1526 и 1530 годами Корреджо было поручено украсить купол собора Пармы, где он написал поразительное «Успение», изобразив потрясающий водоворот фигур, окутанных пушистыми облаками, уносящими всю композицию за пределы времени и пространства. При помощи виртуозной техники мастер пытается увлечь зрителя внутрь живописного пространства. Внимательно изучая школу Леонардо и предвосхищая будущие решения Бернини, Корреджо создает композицию, в которой смелый разворот плечей нимфы сочетается с мягкой атмосферой текстуры красок и сфумато.
Овидий в «Метаморфозах» берет за отправную точку первобытный Хаос космоса, чтобы рассказать мифы и легенды о звездах, родниках, камнях, растениях и животных, преображающихся в высшую реальность - человека. Здесь же, наоборот, бог превращается ради любви в низшую по отношению к человеку сущность - тучу.
Облака, которые скрывают теплые объятия Юпитера, кажутся почти осязаемыми, что делает ощутимой чувственность встречи. Бог появляется в форме серого облака, описанного с большой тщательностью. Он относится с почтением к робости молодой нимфы, погруженной в золотой свет.
Перспективному иллюзионизму мантеньевских моделей Корреджо предпочитает свободу текучей композиции, где свет рисует белые драпировки, а цветовая палитра светлеет, чтобы придать рельефность нежному телу нимфы и вдохнуть в него жизнь.
Сильвия Боргезе
ANTONIO ALLEGRI, CALLED CORREGGIO. MADONNA AND CHILD WITH THE INFANT SAINT JOHN THE BAPTIST. Oil on panel. 45 x 35.5 cm - Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 45 х 35,5 см

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Портрет дамы. Написан около 1519 г. Холст, масло 103 х 87,5 см . Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Из журнала "Великие музеи мира" №3 "Эрмитаж. Санкт-Петербург":
Из немногих дошедших до нас портретов кисти Корреджо этот, безусловно, один из самых очаровательных, благодаря сдержанному достоинству и загадочности героини. Она сидит под лавровым деревом в одеждах, символизирующих траур. Полумонашеский франсисканский капюшон виднеется из-под чаши на ее коленях. Плющ, обвивающий ствол дерева, символизирует вечность. Вдоль ободка чаши - надпись, говорящая о напитке, позволяющем забыть боль. На основании этих признаков можно утверждать, что портрет написан со знаменитой в те годы поэтессы Вероники, с 1518 года вдовы Джильберто Гамбара, которому принадлежал городок Корреджо. Этот портрет можно считать посвящением представительнице литературных кругов того времени, когда женщины могли играть отнюдь не второстепенную роль. Слева, на стволе дерева виднеется подпись «Антон. Лаэт». Это настоящее имя Корреджо, недавно вернувшегося из Рима, где он был глубоко потрясен работами Рафаэля и Себастьяна дель Пьомбо.
По краю чаши выгравированы три надписи, из которых можно прочесть только одну, по-гречески, цитирующую - Одиссею» и повествующую о Елене, добавляющей в вино некое снадобье, обладающее успокоительными и болеутоляющими свойствами.
Александра Фреголент
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Цыганская Мадонна. Написано около 1515-1516 гг. Дерево, масло 46,5 х 37,5 см Неаполь. Национальный музей Каподимонте
Из журнала "Великие музеи мира" №14 "Неаполь. Национальный музей Каподиммонте":
Среди первых картин, приобретенных в коллекцию Фарнезе, эта Мадонна с Младенцем (сюжетом, на самом деле, является бегство в Египет без святого Иосифа) уже состоит в инвентарной описи гардероба Рануччо Фарнезе в 1587 году под названием «Мадонна в одежде цыганки». Несмотря на плохое состояние картины, «Цыганская Мадонна» остается одним из шедевров молодого Корреджо и датируется приблизительно 1515-1516 годами. Здесь заметны аналогии с картинами тех лет, отмеченными холодным колоритом, тонкими мазками и четкими очертаниями форм, еще далеких от знаменитого «сфумато» его зрелого периода. Более скрупулезная критика выявила связь с «Мадонной с Младенцем» из Музея истории искусств в Вене и двумя лондонскими работами: «Пъета» из галереи Института искусства Курто и «Прощание Христа» из Национальной галереи.
«Цыганская Мадонна» является современницей другой картины Корреджо, хранящейся в Каподимонте, работы «Святой Антоний Аббат». Эти произведения доказывают внимательный интерес молодого пармского художника к современной ему феррарской живописи Досо Досси, Мазолино и Гарофало. Абсолютно личной является глубокая нежность, чем этой маленькой картине удается наполнить душу зрителя, несмотря на повреждения, причиненные временем.
Особенное значение приобретает естественное положение руки матери, которая, засыпая, все же продолжает оберегать ребенка. Рука замыкает полукруг - от склонившейся головы до самой руки, окутывающий Младенца ореолом нежной защиты.
Маттия Гаэта
Корреджо (Антонио Аллегри). Даная. Написано в 1531 г. Холст, масло, 161 х 193 см. Рим. Галерея Боргезе
Из журнала "Великие музеи мира" №6 "Рим. Галерея Боргезе"
Картина входит в цикл «Любовные похождения Юпитера», среди которых - «Даная», «Ио», «Ганимед» и «Леда». Серия из четырех картин была заказана Корреджо Фридрихом II Гонзаго в дар Карлу V по случаю его коронации в Болонье в 1530 году. Не будучи законченной к моменту церемонии, серия была разделена: «Ганимед» и«Ио» находятся в Музее истории искусств в Вене, а «Леда» - в Государственном музее Берлина. «Даная», приобретенная Рудольфом II, перешла к Кристине Шведской, которая привезла полотно в Рим. После различных перипетий картина была приобретена в Париже в 1827 году князем Камилло Боргезе. Созданный в тот же период, что и роспись куполов церкви Сан-Джованни-Эванджелиста и Пармского собора, цикл «Любовных похождений» использует те же технические приемы вовлечения зрителя в живописное пространство: фигуры появляются на переднем плане, а затем быстро скрываются по направлению внутрь.
В первом издании «Жизнеописаний» Вазари помещает Корреджо среди инициаторов «Третьего возраста», отмечая его как «первого, кто в Ломбардии начал делать вещи в новой манере». Живопись Корреджо, эмоционально заряженная, живая и чувственная, выступает в качестве третьего пути между венецианским красочным хроматизмом и римским маньеризмом. Мягкая, расплывчатая атмосфера, изменчивые цвета, соблазнительные формы - это мотивы, берущие свое начало в теории чувств Леонардо. Движения тела вызывают движения ума, поэтому красота показана не в статике, а в движении, не в равновесии и симметрии, а в нежности улыбки и очаровании светового блика на волосах.
В женщине, написанной Корреджо, сливаются духовность и природа. Лицо Данаи выражает ту нежную естественность, ту сладкую чувственность, ту грацию, за которые Вазари хвалит художника в первом издании «Жизнеописаний».
Даная и купидон приподнимают простыню, собирая в нее золотой дождь, в который превратился Юпитер, чтобы соединиться с царевной, запертой в башне за бронзовой дверью. От союза Данаи, дочери аргосского царя Акри-сия, и Юпитера родится Персей.
На переднем плане два амура, земной и небесный, проверяют на пробном камне наконечник стрелы. Вместе с купидоном-подростком, два амурчика восходят к «Леде», где, бросив колчан у подножия дерева, они забавляются, трубя в рожки. 
 Франческа Кастрина Маркетти
Корреджо (Антонио Аллегри) - Noli me tangere (He прикасайся ко мне). Написано около 1522-1525 гг. Дерево, масло, перенесенное на холст 130x103 см Музей Прадо. Мадрид
Из журнала "Великие музеи мира" №1 "Прадо. Мадрид":
Картина, упоминаемая Вазари в доме Эрколани в Болонье, всегда вызывала восхищение как один из ранних шедевров художника. Она была написана в те годы, когда Корреджо был занят строительством церкви Св. Иоанна Евангелиста в Парме. На холсте (название по-латыни буквально значит «Не прикасайся ко мне») изображено первое чудесное явление воскресшего Христа Марии Магдалине, которая, приняв его вначале за садовника, в момент узнавания опускается на землю в сильном волнении. Возможно, поездка в Рим открыла молодому Корреджо новые горизонты, прежде всего, благодаря урокам Леонардо и Рафаеля, о чем свидетельствует на картине погружение обоих персонажей в трепещущую атмосферу лесного пейзажа, а также примененная художником диагональная композиция.
Напряженная игра взглядов подчеркнута холодной хроматической гаммой желтых, синих и зеленых тонов, согретых светом зари, изменяющей цвет неба на голубой.
Неосязаемая легкость волос, перевитых вуалью, в свете первых отблесков зари. Мягкость складок рукава. Естественность и достоверность свойственны кисти Корреджо. Все это делает его картины близкими и понятными в оптическом восприятии.
Даниэла Тарабра
Корреджо (Антонио Аллегри) - La Virgen, el Niño y San Juan (Мадонна с младенцем и Святой Иоанн). Музей Прадо. Мадрид
Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ