Алонсо Кано (1601-1667). Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. Исполнено около 1625-1652 гг. 137 х 100 см. Музей Прадо, Мадрид. Приобретено Карпом III в 1769 году у маркиза де ла Энсенада |
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Прадо. Мадрид»:
Художник, скульптор и архитектор Кано - одна из самых многогранных фигур в искусстве XVII века. Он окончательно сформировался в Севилье, прямо в мастерской его сверстника Веласкеса, который вызвал его к мадридскому двору в 1637 году. Его всегда привлекала классическая нагота. Художник хотел добиться в анатомическом рисунке большой чистоты, необходимой и для его деятельности скульптора. Тема мужской наготы, восходящая к Микеланджело, как на этом полотне, превалировала в его яркой религиозной живописи, с аполлоновскими фигурами Христа безмятежной красоты и тонкого классицизма. Композиции Кано, спокойные и без экспрессивных эксцессов, которые встречаются у других мастеров и характерны для религиозности того времени, всегда остаются в рамках канонов формальной строгости с большим изяществом и сложной сдержанностью чувств. Так происходит и в этой вариации на уже не раз затронутую тему, в которой просматривается влияние итальянцев, особенно венецианцев, в передаче переливчатой драпировки и красноватом свечении фона. А также влияние Веласкеса - в трактовке тела и ангельских крыльев. Картина с интенсивным контрастом между освещенным телом и затененной частью являет палитру серебристых цветов, наносимых тонкими слоями. Это отголосок Ван Дейка, тщательно изученного Кано в королевских коллекциях.
Далиэла Тарабра
На земле лежат символы распятия Христа: терновый венец, гвозди и губка в металлической мисочке, по поверхности которой скользит блик света. Они составляют необычайный натюрморт |