|
Рафаэль.
Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном, Августином и Марией Магдалиной. Исполнено около 1513 года. Дерево, масло, перенесенное на холст. 238 х 150 см Национальная пиканотека. Болонья (Из Академии изящных искусств, ранее в церкви Сан-Джованни Монте)
|
Из альманаха
«Великие музеи мира
» №15
«Национальная пинакотека. Болонья
»:
Изумительный натюрморт из музыкальных инструментов сопровождает взгляд, который поднимается между святыми и достигает ангельского хора, от музыки земной до музыки вечной, от земли к небесам. Покровительница музыки находится в состоянии экстаза. Переносной органчик, который она держит в руках, ей уже не нужен, он перевернут, и из него даже выпали несколько труб. Цецилия окружена монументальной силой четырех святых «героев-атлантов божественной любви» (Андреа Эмильяни). Это произведение, знаменитейший шедевр в истории итальянского искусства, родился по заказу знатной болонской дамы, известной своею набожностью, Елены Дульоли даль Олио, и флорентийского каноника Антонио Пуччи. Будучи супругой нотариуса, эта женщина дала обет целомудрия, как святая Цецилия, и проводила свою жизнь, подражая древнеримской мученице. Слава о ее святости стала распространяться с 1506 года и продолжалась после ее смерти в 1520 году. Предназначенное для капеллы святой Цецилии, которую Елена Дульоли построила в 1515 году в церкви святого Иоанна Монте, это произведение революционным образом обновило саму концепцию святого образа, заставив исчезнуть традиционное изображение божественного, которое должно совпадать с видением и чувством. «Заслуга художника в том, что он совершает чудо, позволяя нам разглядеть невидимое», - писала Анна Мария Брицио. Впервые экстаз святой стал темой произведения: в то же время Рафаэль придал форму и образ христианской идее музыки. Задуманная как традиционная Святая беседа, доска получила необычайный резонанс (существовала даже легенда, что Франческо Франча умер от скорби, едва увидев ее), и была несравненным примером для всей последующей болонской живописи.
Беатриче Бускароли
|
По словам святого Иоанна, пение ангелов могут услышать «только непорочные девы», такие, как святая Цецилия и Елена Дульоли. Ангелам не нужны брошенные на земле поломанные инструменты, они поют многоголосым хором, разделившись на две группы: двое и четверо, читая раскрытые ноты. Пение считалось более высоким искусством, чем инструментальная музыка.
|
|
Святая одета в золотые одежды, перетянутые поясом, как символом девственности. Желтый цвет символизирует «желание Бога». Подняв лицо кверху, она обращает его в небеса, которые раскрываются, обнаруживая славу и величие ангелов. Согласно книге «Иконология» Чезаре Пипа, «лицо, обращенное вверх» означает, «что как наши глаза с Небесами, так и наш разум с небесными деяниями, с Господом». |
|
Музыкальные инструменты, лежащие у ног святой - виола да гамба, три флейты, треугольник, бубен, пара тимпанов, тарелки и тамбурин - поломаны или разбиты. Они символизируют отказ от светской музыки во время свадебной церемо НИИ со стороны святой Цецилии, или же отрече ние от музыки и земных - иллюзий. Их написал Джованни из Удине.
|
См. также:
Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»
Бернардо Каваллино (1616- около 1656) - Святая Цецилия в экстазе.
Карло Дольчи (1616-1686) - «Святая Цецилия»
Рафаэль Санти (1483-1520)