понедельник, 22 октября 2007 г.

Александр Бенуа - рисунки, Петергоф.

Набор открыток выпущенных издательством "Советский художник" в 1968 году, с видами Петергофа - Раскрашенные литографии Александра Николаевича Бенуа Церковный корпус Большого дворца со стороны Верхнего парка. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Западный фасад Монплезира и Екатерининский корпус . Раскрашенная литография. 1918-22 гг. Государственный Эрмитаж
Римский фонтан и Драконов каскад. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Монплезир со стороны сада. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Каскад "Золотая гора". Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Вольер (птичник). Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Дворец Марли и Секториальный пруд. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Марлинская аллея. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Декоративные вазы на Марлинской аллее. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Большой фонтан. (Французский). Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Грот Большого каскада и фонтан "Корзина". Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж
Фонтан "Ева" и павильоны-трельяжи. Раскрашенная литография. 1918 г. Государственный Эрмитаж

Другие работы художника:

Александр Николаевич БЕНУА - русский художник 19-20 века


Иллюстрации А.Н. Бенуа к поэме "Медный всадник"


БЕНУА Александр Николаевич

Анна Петровна Остроумова-Лебедева - живописец и гравер

Демонстрация на стрелке Васильевского острова 1 Ма 1917 г. 1917 г. Акварель. Государственный Русский музей
Похороны жертв революции. 1917 года. 1917 г. акварель, граф. карандаш. 22,1х48,6 см. ГТГ
Портрет артист И.В. Ершова. 1923. Акварель. Государственный русский музей
Венеция. 1911 г. Черный кар. 45,6х32,3. Государственный Русский музей
Венеция. Большой канал. Стоянка гондол. 1911. Акварель. Государственный русский музей
Сеговия. Вид на Альказар. 1915. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Флоренция. Государственная Третьяковская галерея
Амстердам. 1913. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Порт Амстердама. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)
Каркассон. Городские ворота. 1914. Акварель. Государственный русский музей

Другие работы художницы тут:

Остроумова-Лебедева, Анна Петровна, русский живописец и гравер

воскресенье, 21 октября 2007 г.

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874 — 1947)

Всемирно известный художник, учёный, философ, общественный деятель, писатель и путешественник.
Его творчество — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его картины притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и глубоким символизмом.
Художественное наследие Рериха огромно: около 7000 живописных полотен, и каждое является своего рода шедевром искусства. Картины, эскизы декораций хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений художника находятся в Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока, в Международном Центре Рерихов в Москве, в Русском музее в Петербурге, в Художественном музее в Нижнем Новгороде и в Новосибирской картинной галерее.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он окончил его в Азии.
В 1925-1928 годы Н.К. Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь путь этой сложной экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошла его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, учёный-востоковед. Результаты этих исследований оказали значительное влияние на всё последующее творчество художника.
Последние двадцать лет своей жизни Рерих вместе с семьей провёл в Индии, в гималайской долине Кулу. Там он основал Институт Гималайских Исследований «Урусвати», который вскоре превратился в международный центр сотрудничества учёных разных стран.
Н.К. Рерих является пионером советско-индийских отношений. В самые трудные времена, когда Индия ещё была колониальной страной и Советский Союз был изолирован от неё, Рерих сумел создать своеобразный мост дружбы между двумя странами. Более того, деятельность Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов можно рассматривать в контексте взаимодействия духовных традиций Индии и России. Они сыграли в этом процессе уникальную роль.
Кроме художественного, он оставил нам богатое и разнообразное литературное и научное наследие. Рерих — автор примерно тридцати печатных научно-философских трудов. Наиболее известны его книги, изданные в 1921-1936 годах в Риге, Берлине, Харбине и Нью-Йорке: «Цветы Мории», «Пути Благословения», «Сердце Азии», «Шамбала», «Алтай-Гималаи», «Врата в будущее», «Держава Света» и другие.
Главной чертой духовно-философских взглядов Рериха является космизм. Творчество его пронизано идеей единства человека и Космоса. Один из известных учёных, академик А.Л. Яншин, отметил близость идей Рериха к исследованиям крупнейших русских учёных. «Н.К. Рерих, — писал он, — должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха». Пролог. Эскиз декорации к спектаклю А.Н. Островского "Снегурочка" Гос. центральный театральный музей им. А.А.БихрушинаУрочище. 1912 г. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Государственный русский музей

Эскиз декорации к драматической поэме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Московский Художественный театр. 1912 г. Картон на холсте, темпера. 64х84 см. Гос. центральный театральный музей им. А.А. Бихрушина
Гималаи. Эверестр. 1941 г. Холст, масло. 61х152 см. Государственный русский музей
Ждущая
Ростов Великий. Этюд. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Ростов Великий".1903 г.. Государственная Третьяковская галерея
Половецкий стан. 1908 г. Эскиз декорации для постановки оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Государственная Третьяковская галерея
Гонец. "Восста(л?) род на род". 1897 г. Государственная Третьяковская галерея
Александр Невский поражает Ярла Биргера. 1904 г. Эскиз для мозаики. Государственный Русский музей

Другие работы Н.К. Рериха тут:

РЕРИХ, Николай Константинович (1874-1947) -русский художник

РЕРИХ, Николай Константинович (1874-1947) - русский художник


C первых шагов в искусстве Рерих обнаруживает самобытность, которая не позволяет его отнести к какому-либо определенному направлению, несмотря на то что многое сближает его с современниками: отвращение к пошлости буржуазной цивилизации с ее унылыми стандартами («Великое уныние нашего времени — всевластная пошлость!» — говорил художник); обращение к прошлому в поисках красоты; любовь к природе и вера в ее целительную силу; преклонение перед культурой и искусством. Это роднит его с мастерами «Мира искусства». Рерих неоднократно экспонирует свои картины на выставках этого объединения, участвует в качестве художника-декоратора в «Русских сезонах» в Париже вместе с другими его членами (особенный успех имеет его декорация к «Половецким пляскам» из оперы Бородина «Князь Игорь»); наконец, в 1910 году становится председателем вновь возродившегося «Мира искусства» .Рериху многое, однако, чуждо в нем. Особенно тяготение к Западу, Европе. Прошлое и будущее России, по мнению Рериха, связывается с Севером и Востоком.
Свою позицию он стремится подкрепить занятиями археологией. С детства Рерих участвует в раскопках старых славянских погребений. Археология навсегда остается страстью художника, он занимается ею не как дилетант, а как настоящий ученый.
Увлечение этой необычайно результативной в те времена нау­кой во многом определяет характер ранних работ Рериха. Еще студентом Академии художеств он задумывает написать серию картин на тему «Начало Руси. Славяне». Большое место в ней отводится, как видно из сохранившегося рукописного плана, взаимоотношениям славян с варягами. Корни Руси художник ищет на Севере.
Первой из задуманного ряда была выполнена картина «Гонец. «Восстал род на род» В сине-зеленом сумраке летней ночи спит славянское городище. Рог месяца выглядывает из-за горизонта, и в его свете смутно видны фигуры людей, бесшумно плывущих в лодке по реке. Один из них — гонец, везущий тревожную весть о начале войны. Ощущение затаившейся опасности, трево­ги рождает осторожное движение гребца, лошадиные и чело­вечьи черепа, фосфоресцирующие в темноте на частоколе городи­ща, неверный свет костра на берегу, но больше всего зеленоватый свет ночи.
Эффект лунного освещения удается молодому художнику, хотя некоторым сходством решения напоминает многим картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и заставляет вспомнить о том, что Рерих вышел из мастерской этого знаменитого пейза­жиста.
В последующих своих работах Рерих окончательно преодо­левает влияние Куинджи. В картине «Заморские гости» начи­нает формироваться тот декоративно-обобщенный живописный язык, который станет характерным для зрелых произведений мастера. Здесь исчезает лохматый, пастозный мазок «Гонца». Чистые, интенсивные краски — синяя, красная, желтая, ложатся на холст уплощенными пятнами, замкнутыми четкими контурами. Радостное звучание колорита здесь воспринимается как синоним первобытной свежести человеческого восприятия, ощущения новизны мира. Кажется, совсем недавно сошел ледник, и земля еще хранит на себе следы его движения — трещины, валуны. На вершинах холмов появляются первые городища, и любопытное человечество отправляется по синим рекам и озерам на варварски пестрых, украшенных цветными щитами и резьбой, доморощенных ладьях осваивать новые земли. Радостью открытий овеян этот совсем еще юный мир.
Большинство ранних работ Рериха — это пейзажи с введен­ными в них элементами жанра. Пейзаж, однако, играет определяющую роль. Человеческие фигуры, архитектура призваны сообщить ему исторический характер. Рерих-археолог исторически достоверно воспроизводит одежды, городища, ладьи, но смысл картин не в научной реконструкции старого быта, а в воссоздании духа времени. И вот здесь-то главенствующим оказывается пейзаж.
Художник одухотворяет природу. Он словно смотрит на мир глазами древних людей и, так же как они, обожествляет природу, видит жизнь в неодушевленных предметах, читает таинственные и зловещие предзнаменования в движении вод и облаков
(«Бой», «Небесный бой» и др.). Различные состояния природы, подсмотренные в натуре — закат, восход солнца, сумерки, приближающуюся грозу, — Рерих использует для выражения сложных ощущений.
Замечательной эмоциональной выразительностью обладает цвет Рериха. Художник создает невиданные колористические гармонии, построенные подчас на смелых контрастах и вместе с тем изысканные. Цвет светоносен. Рерих развивает это его свойство, и сказочное свечение неодушевленных предметов рождает у зрителя веру в их скрытую от глаза жизнь.
Много внимания художник уделяет выбору техники. Со временем он отказывается от масляной живописи, преимущества которой — в приспособленности ее к передаче фактуры, материала, веса. Он предпочитает ей темперу, обладающую приятной матовой поверхностью, чистым цветом, не жухнущим от времени, а также некоторой декоративной условностью, отвлеченностью, выгодной для сказочно-мифологических сюжетов.
Пониманию цвета Рерих учится у древнерусской живописи. Он одним из первых открывает для русской культуры красоту, философскую глубину старой иконы и фрески. Они становятся питательной средой его собственного искусства.
В 1903—1904 годах художник путешествует по древним городам России, изучая старую архитектуру, собирая произведения народного искусства, записывая старые сказки, песни, былины. Серия написанных в это время архитектурных этюдов, к сожалению, почти полностью утрачена. Один из сохранившихся («Ростов Великий») показывает, что Рерих ни в чем не отступает от натуры, не греша в то же время скучной описательностью. Этюд, написанный сочными, крепкими мазками, выражает благоговение художника перед мощью древних стен, словно бы сконцентрировавших в себе величие русского духа. В этой работе раскрывается умение Рериха видеть в натуре образ, отчего даже натурные этюды приобретают ценность законченных работ.
Работа в имении Тенишевой «Талашкино» приобщает Рериха к делу возрождения традиций народного искусства, к попыткам внести в повседневный быт красоту, давно оставившую его.
Зрелый художник, не переставая интересоваться историей России, в ряде своих работ уходит из хронологических рамок истории в вечность. Раздумья об истоках Руси приводят его к мыслям о судьбах человечества, смысле человеческого существования, месте человека на земле. Отвлеченно-философскими становятся многие его произведения.
Разгадку смысла бытия Рерих склонен искать на Востоке, лишенном трезвого практицизма Запада, малоизученном, таинственном, мудром. Рерих много занимается восточной философией и еще в 1913 году задумывает путешествие в Индию.
Эта давняя мечта его сбывается в 1923 году. Экспедиция Рериха за пять лет проделывает громадный путь по Индии и Центральной Азии. Все это время он не перестает работать как художник. Этот период его творчества наименее изучен» т. к.
большинство произведений осталось за границей. В основном — это пейзажи, изображающие горы. В них редко встречаются человеческие фигуры или строения. Там же, где они есть, они еще более подчеркивают безграничность, грандиозность, вечность природы. Многие из картин воплощают легенды восточного эпоса о народных героях (например работы о Гэсаре: «Меч Гэсара», «Знаки Гэсара»), предания о сказочной стране счастья, добра и справедливости, ее посланцах и предвестниках. Все картины этого периода выполнены в технике темперы, которую Рерих еще более совершенствует, добиваясь необыкновенной чистоты и бархатной глубины тона.
С 1930 года Рерих живет в Индии, в горной долине Кулу. Там он организует Гималайский институт научных исследований, который проводит работу по всестороннему изучению Гималаев.
Горячо сочувствующий Родине, болеющий за нее душой в период Великой Отечественной войны, после окончания войны Рерих решает вернуться в Россию. Но смерть помешала ему сделать это.
Рерих никогда не переставал чувствовать себя русским человеком. Художник с мировым именем, талантливый писатель и оратор, он много сделал для знакомства всего мира с русской культурой, наукой, искусством. Огромна его роль в охране мировых памятников искусства. Он первый в мире предложил всем государствам подписать пакт о неприкосновенности памятников культуры во время войн. Человек универсально образованный и талантливый, проявивший себя как ученый-естествоиспытатель, философ, Рерих навсегда останется гордостью России. И сама его жизнь, заполненная путешествиями, вдохновенным творчеством, борьбой за высокие моральные ценности, одной из которых является красота, представляется совершенным произведением искусства.
Л. Гусарова
Гута-Чохан. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея
Конь счастья. 1925 г. Горьковский государственный художественный музей
Небесный бой. 1909 г. Государственный русский музей
Гэсар-хан. 1941 г. Собственность Ю.Н. Рериха
Тибет. 1936 г. Собственность Ю.Н. Рериха
Псковские башни. 1903 г. Холст, наклеенный на картон, масло. 29х38 см. Николаевский государственный художественный музей им. В.В. Верещагина
Сосны на фоне облаков. 1912 г. Бумага, пастель. 22,2х26,3 см. Частное собрание, Лондон
Заморские гости. 1906 г. Государственный Русский музей


суббота, 20 октября 2007 г.

Остроумова-Лебедева, Анна Петровна, русский живописец и гравер

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955 гг.), живописец и гравер, родилась в Петербурге. После гимназии училась в училище Штиглица, в 1892 году поступила в Академию художеств. В 1900 году окончила Академию художеств по гравюре, пройдя курс гравюры у В. В. Матэ и живописи у И. Е.Репина. Перед окончанием Академии художеств в течение года (1898 - 1899) жила в Париже, где обучалась живописи у Д. Уистлера и изучала западноевропейскую и японскую гравюру на дереве.

С 1900 года до последних лет жизни А. П. Остроумова-Лебедева выставляла свои произведения на художественных выставках во многих городах России, участвовала также на многих заграничных выставках.
А. П. Остроумова-Лебедева внесла ценный вклад в историю русского искусства, заново раскрыв художественные возможности оригинальной черной деревянной гравюры, ставшей в конце XIX века репродукционной, положила начало цветной гравюре на дереве и цветной литографии и создала значительные произведения в области акварели, к которой перешла от масляной живописи.
Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). её работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном музее А.С. ПушкинаЮ музеях Астрахани, Кирова, Саратова и других.


Ростральная колонна. 1912 г. Государственный Русский музей
Решетка Летнего сада. 1909 г. Государственный Русский музей
Адмиралтейство под снегом. 1909 г. Гравюра на дереве. Государственный Русский музей
Адмиралтейство и Сенат. Акварель. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея
Екатерининский канал. 19010 г. Гравюра на дереве. 1910 г.
Петропавловская крепость ночью. 1946 г. Государственный Русский музей
Марсово поле. 1922 г. Государственная Третьяковская галерея
Летний сад в инее. 1929 г. Цветная гравюра на дереве. Государственный Русский музей
Иней и Инженерный замок. 1929 г. Акварель. Государственный Русский музей
Крюков канал. 1910 г. Гравюра на дереве. Государственный Русский музей
Колоннны биржи и крепость. 1908 г. Государственный Русский музей