вторник, 4 декабря 2007 г.

Фанц РУБО - панорама "Бородинская битва"

Франц Алексеевич РУБО (1896-1928) — русский художник- баталист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
Родился в Одессе в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе (1865—1877), а в 1878—1883 — в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама "Оборона Севастополя", открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании. Другой известнейшей его панорамой стала "Бородинская битва". Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И.Г. Мясоедова и консультанта Б.М. Колюбакина (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо — "Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе" (1907) и "Бородинский бой" (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
С 1903 — профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.
Панорама "Бородинская битва" (к сожалению, набор открыток сохранился не полностью и в нем отсутствуют некоторые эпизоды)

Фрагмент 12. Увозят в тыл на коляске тяжело раненного генерала багратиона. Привстав на стременах, солдаты Кавалергардского и Конно-гвардейского полков провожают боевого командира
Фрагмент 11. русские кирасиры устремились в атаку. На заднем плане в группе всадников - барклай де Толли, Раевский и Толь. Не переднем плане - командир бригады кирасир генерал Бороздин 2-й.
Фрагмент 10. В гуще боя. Обращает на себя внимание неизвестный русский солдат- герой. Раненный в голову, он отважно сражается с наседающим на него со всех сторон противником.
Фрагмент 7. На переднем плане разворачиваются для атаки вестфальские кирасиры из бригады генерала Х. Лепеля. За вводом в бой кавалерии наблюдает маршал И. Мюрат (правее вестфальцев на светло-сером коне). Вдали виден холм на котором находился шевардинский редут. Вокруг холма расположилась гвардия Наполеона. У подножия холма расположен наблюдательный пункт Наполеона, где находится сам французский император со своей свитой.
Фрагмент 6. Французская артиллерия поддерживает огнём наступление своих войск. Вдали Семёновские (Багратионовы флеши). Захват их дорого обошелся противнику. Французы потеряли здесь около 30 тысяч убитыми и раненными.
Фрагмент 5. Штыковой бой русских гренадёр с наступающей дивизией генерала Фриана. Справа вдали видны два из трех укреплений («багратионовы флеши»), на данный момент уже захваченные французами. Вдоль опушки Утицкого леса выстроились дивизии из корпусов Даву и Нея, обескровленные в утреннем бою.
Фрагмент 4. Русские артиллеристы обстреливают неприятеля, наступающего на деревню Семёновскую.
Фрагмент 3. Семёновский овраг. Здесь проходила линия фронта между русскими и французскими войсками. На первом плане солдаты сводно-гренадёрской дивизии готовятся к контратаке против французской пехоты и переходят ручей. Вдали кирасиры генерала Нансути атакуют русских гвардейцев
Фрагмент 2. Семёновские высоты. Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки, построенные в каре, отбивают атаку французских кирасир. Гвардейская артиллерия ведёт огонь по противнику.
Фрагмент 1. Позиция русских войск в деревне Семёновской. На переднем плане у барабана - командующий левым крылом генерал Дохтуров. Через полуразрушенную деревню проходят Московский и Астраханский гренадёрские полки. За деревней - войска, ранее оборонявшие Семёновские укрепления. Впереди них на белом коне - генерал Коновницын.

понедельник, 3 декабря 2007 г.

Михаил Александрович Врубель русский художник 19-20 века (продолжение)

Тамара в гробу. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет её чела.
Навек опущены ресницы...
М.Ю. Лермонтов
Демон. 1890 г. В мифологии Демон считается духом зла. По замыслу художника, это - существо, наделённое титанической силой жаждущее жизни и красоты, но обречённое на тоску и вечное одиночество. Государственная Третьяковская галерея
Демон у стен монастыря. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы Грузии одел.
Привычке сладостной послушный,
В обитель Демон прилетел.
Но долго, долго он не смел
Святыню мирного приюта
Нарушить. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокий.
Задумчив у стены высокой
Он бродит...
М.Ю. Лермонтов
"Не плачь дитя, не плач напрасно!.." Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890. Государственная Третьяковская галерея
Скачущий всадник. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890-1891 гг. Чёрная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея
Персидский принц. 1886 г. Акварель, лак. 24,5х16,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Пляска Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890-1891 гг. Чёрная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея
Демон сидящий. 1890 г. Акварель, белила, карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г. Киевский государственный музей русского искусства
Женская голова. 1884-1885 гг. Графитный карандаш, гуашь. Государственная Третьяковская галерея

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Крестьянские дети. 1895 г. Государственный Русский музей
Починка халата. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
Иконописец. 1891 г. Вологодская областная картинная галерея
Деревенский парикмахер. 1896 г. Государственный Русский музей
На Волге. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети. 1899 г. Холст, масло. 26х40. Государственный Русский музей
Бабуся (Черниговская губерния)1901 г. Частное собрание
Сёстры. 1893 г. Куйбышевский городской художественный музей
Отдых охотника. Акварель. 1895 г. бумага 36,4х24,5. Государственная Третьяковская галерея
Усталая.1897-1898 гг.

суббота, 1 декабря 2007 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

Вольга. 1903. Открытка издания "Общины св. Евгении". №504. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Добрыня Никитич (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №211. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Михайло Потык (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №213. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Чурило Пленкович (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №214. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Пир у князя Владимира (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №209. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Крым. Коктебель. 1939 г. Акварель, бумага. 45,7х34,8. Государственный Русский музей
Садко. 1903. Открытка издания "Общины св. Евгении". №505. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
У колодца. 1901. Открытка издания "Общины св. Евгении". №128. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Змей Горыныч. 1912. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5524. Из коллекции Э.Б. Файнштейна

пятница, 30 ноября 2007 г.

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920), российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889-91), полотна на социально-критические темы («Крах банка», 1881), образы революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875-97).
Биографию и подробные сведения о художнике находятся здесь.

Варят варенье. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик. 1900 г.
Две странницы. 1885 г. Дерево, масло. 15,5х11,5. Государственный музей Татарской АССР (Казань)
Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Ярмарка на Украине. 1882 г. Холст, масло. 89х126,5. Киевский государственный музей русского искусства
За лекарством. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея

Владимир Егорович Маковский, выдаю­щийся бытописатель русского города вто­рой половины XIX века, много внимания уделял и крестьянской теме. Это объяс­няется тем, что жизнь развивающегося капиталистического города, нуждающегося в рабочей силе, оставалась тесно связан­ной с деревней.
Апологеты буржуазной действительно­сти неизменно заявляли о цивилизатор­ской и миссионерской роли города по от­ношению к деревне. Полотно «За лекар­ством», экспонировавшееся на XIII пере­движной выставке, кажется на первый взгляд содержащим именно эту идею. Художник изобразил крестьянина, при­бывшего с больным ребенком в уездный городок за лекарством. Но, приглядев­шись к герою картины, мы обнаружи­ваем в нем внутреннюю настороженность и более того — некую готовность к от­пору. Не случайно живописец так строит композицию картины, что пространство пустынной прихожей земской больницы воспринимается словно бы отчужденным от изображенных персонажей. Чувствует­ся, что в городе крестьянин привык встречать к себе равно уязвляющие человече­ское достоинство или презрение, как к «неотесанной деревенщине», или сенти­ментальное умиление, точно бы перед по­лезным добрым животным. Художник-демократ, осуждая это, наделяет запечат­ленного им крестьянина чертами духовной тонкости и прирожденного интеллекта.
Политики. 1884 г. Государственная картинная галерея Армении (Ереван).
Картина «Политики», экспонированная на XII передвижной выставке, выявляет высокий уровень профессионального ма­стерства В. Е. Маковского. Он велико­лепно компанует, у него твердый, уверенный рисунок, тонкая цветовая гамма (не случайно в 1882 году после смерти В. Г. Перова его пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Показательно, что картина почти не была замечена критикой, а меж­ду тем меткая кисть живописца запечатлела весьма характерное новое явление, входившее в повседневную действительность Российского государства. В предше­ствующих работах, да и в находившейся на той же выставке картине «В передней», названной В. В. Стасовым «маленькой жемчужинкой», художник, воссоздавая обывательский быт, подчеркивал оторван­ность своих героев от общественной жизни. Духовная успокоенность, погружен­ность в круг мелких, зачастую чисто эгоистических интересов служили у Маков­ского характернейшими примерами мещанского существования.

В противоположность этому персонажи «Политиков» активны. Судя по газете в руке одного из них, они возбуждены со­бытиями, бурлящими где-то далеко за стенами изображенного кафе. Взволнован­ность отставного чиновника наталкивается на ледяную непоколебимость собеседни­ка — видимо, старого англомана. Худож­ник не подсказывает зрителю, в чью пользу решается спор. Его интересует не движе­ние сюжета, а сам факт увеличивающегося в России всеобщего интереса к политике.
На бульваре. 1886-1887 гг. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Е.И. Маковского (отец художника). 1863 г.
Портрет К.А. Трутовского. 1886 г.


Другие работы художника:

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 2)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 3)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 4)

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение 5)

Художники-однофамильцы: Маковские

Маковский Владимир Егорович

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

В настоящем комплекте коллекционеры и многочисленные любители изобразительного искусства найдут воспроизведения открыток одного из первых русских издательств — «Общины св. Евгении», исполненных по рисункам И. Я. Билибина. Местонахождение оригиналов этих рисунков неизвестно, и поэтому данное издание представляет особый интерес. Всего же за время своего существования «Община» воспроизвела 52 работы художника, часть из которых попала в частные собрания, часть — в государственные хранилища, судьба остальных остается неизвестной.

В объявлениях «Общины св. Евгении» в марте — апреле 1905 года был помещен список оригинальных произведений, выставленных для продажи в складах «Общины» (сто сорок пять рисунков — в петербургском и сорок шесть — в московском), исполненных сорока восемью известными русскими художниками. Из них десять принадлежали И. Я. Билибину: серия из шести сюжетов «Богатырей», «Вольга», «Садко», «Молодуха» и «У колодца».
Почему же «Община св. Евгении» занялась столь несвойственным издательству делом? Причина заложоена в несколько необычной истории ее возникновения и дальнейшей деятельности. Как уже рассказывалось во вступительной статье к подборке открыток «М. В. Добужинский», в начале 1880-х годов известный художник Гавриил Павлович Кондратенко, будучи на этюдах в Крыму, встретил в Севастополе нищенку, которая, по ее рассказу, была сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Многие сестры милосердия вынуждены были разделить ее жалкую участь.
Кондратенко глубоко тронул рассказ нищенки, по приезде в Петербург он многим сообщил об этой встрече. В результате в 1882 году там был организован «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Это была благотворительная организация, впоследствии переименованная в «Общину св. Евгении».Существовавшая только на частные пожертвования, «Община» нуждалась в средствах. В 1896 году она приступила к издательской деятельности, в том числе к ыпуску открыток.

Оригиналы, специально исполненные для открыток, художники обычно дарили «Общине». По мере их накопления «Община» время от времени устраивала распродажу по цене от 3 до 250 рублей за каждый рисунок.
Большой удельный вес в издательстве «Общины св.Евгении» принадлежал художникам объединения «Мир искусства», его главным участникам - Александру Бенуа, К. А. Сомову, Л. С. Баксту, М. В. Добужинскому и другим.
Билибин был членом этого объединения и одним из художников, произведения которых публиковала «Община».
***
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Тарховке, близ Петербурга. В 1895 году он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем учился в Мюнхене у А. Ажбе, потом у И. Е. Репина, в школе мастерской М. К. Тенишевой и в качестве вольнослушателя в Академии художеств.
Еще в годы учебы Билибин увлекался этнографией, его влекли к себе русские первопечатные книги XVI—XVII веков с их изумительными миниатюрами, русский лубок — народные гравированные картинки. Богатая творческая фантазия художника уносила его в чудесный, полный невероятных приключений мирсказок, былин, но мир справедливый, где торжествует добро и побеждает правда.
В 1899 году он исполнил ряд иллюстраций к русским народным сказкам для выставки «Мир искусства». Его замечательные иллюстрации к сказкам «Иван-Царевич и Серый Волк», «Царевна-Лягушка»,«Перышко финиста — Ясна Сокола» с их стилизованной цветной рамкой, в которую вкомпонованы пейзажи и орнамент с их фантастическим разноцветьем, утверждали новый, так называемый билибинский стиль в книжном оформлении русской сказки.
В 1902—1904 годах Билибин по командировке этнографического отделения Русского музея в Петербурге путешествовал по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям России. Из своих поездок художник привез произведения, посвященные русскому Северу, пейзажи, в том числе архитектурные, изображения соборов, церквей, зарисовки одежды.
«Община св. Евгении» издала десять открыток с этих работ, часть оригиналов которых — «Почозеро», «Циозеро», «Село Подужемье», «Гапсельга» — находится в ГРМ, «Мельницы в Тотемском уезде Вологодской губернии» — в Серпуховском художественном музее. Местонахождение остальных неизвестно. Кроме того, «Община» выпустила также десять открыток с фотографий северного зодчества, выполненных Билибиным.
В период первой русской революции 1905—1907 годов художник сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Известность приобрел его рисунок «Осел в 1/20 натуральной величины», помещенный в журнале «Жупел» в 1905 году; для журнала «Адская почта» Билибин в 1906 году исполнил интересную по содержанию заставку.
В 1908 году Билибин был привлечен С. П. Дягилевым к работе над постановкой оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» на сцене театра «Гранд Опера» в Париже. Исполненные им восемь эскизов костюмов для этой оперы запечатлены на открытках «Общины». Судьба оригиналов этих эскизов также различна. До сих пор остается неизвестным местонахождение некоторых эскизов костюмов боярина, думного дьяка.
Длительный период (1920—1936) Билибин провел за границей — в Египте, Палестине, Сирии и, наконец, во Франции (Париже).
Возвратившись в Советский Союз, Билибин исполняет иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I (1937), к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1941), эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1937). С 1936 года Билибин занимается педагогической деятельностью — в качестве профессора Академии художеств. Умер И. Я. Билибин в 1942 году в Ленинграде во время блокады.
Со времени выхода в свет изданий «Общины св.Евгении» прошло много лет. Открытки сохранились лишь в немногих собраниях коллекционеров старшего поколения, молодым же коллекционерам почти не удается их приобрести. Поэтому предлагаемая издательством «Изобразительное искусство» подборка открыток, на которых запечатлены неизвестные широким кругам талантливые произведения Билибина, будет несомненно весьма полезной для более полного ознакомления с творчеством выдающегося русского художника.
Э. Файнштейн

Утро воскресенья. 1901. Открытка издания "Общины св. Евгении". №142. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Илья Муромец (из серии "Богатыри") 1902. Открытка издания "Общины св. Евгении". №210. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Славный град Леденец. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5500. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Царь морской. 1911. Открытка издания "Общины св. Евгении". №5525. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская девушка в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3230. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Пречудный богатырь Бова Королевич. 1911.Открытка издания "Общины св. Евгении". №5497. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Вологодская молодуха в праздничном наряде (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3229. Из коллекции Э.Б. Файнштейна
Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда (из серии "Народы русских северных губерний"). 1905 г. Открытка издания "Общины св. Евгении". №3227. Из коллекции Э.Б. Файнштейна