вторник, 2 октября 2012 г.

Мундиры русской армии XVIII века на гравюрах Христиана-Готфрида Гейслера (1770-1844)

Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Кирасир 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Во второй половине XVIII века число кирасирских полков в русской армии то увеличивалось, то вновь сокращалось. В руководстве русской армии неоднократно менялись взгляды на роль кавалерии в бою и принимались различные решения о ее реорганизации. После завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов П. А. Румянцев, а следом за ним Г. А. Потемкин предприняли ряд важных шагов по облегчению вооружения и снаряжения кирасиров. Это сказалось положительно на повышении боеспособности кирасирских полков и облегчило повседневную службу рядовых.
В 1777 году П. А. Румянцев в докладе правительству отмечал, что кирасы «за мгновенное спасение целый век тянут» и что они «могут в облегчение людей весьма отставлены быть». В итоге кирасиры избавились от необходимости ежедневно носить очень тяжелые металлические доспехи. Полная и окончательная отмена кирас последовала в 1801 году. Это привело к снижению защищенности кавалеристов в бою.
В итоге военных реформ 80-х годов XVIII века покрой мундиров рядовых кирасиров, а также их прически стали такими же, как в других частях русской армии. В это время колеты (форменные куртки) кирасиров имели палевый (соломенный, т. е. бледно-желтый) цвет.
Вооружение рядовых кирасиров, как и раньше, состояло из длинного палаша в ножнах, пары пистолетов и карабина.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Минер и пионер 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Инженерные войска русской армии и их составные части — минеры и пионеры — во второй половине XVIII века получили свое дальнейшее развитие и активно использовались при подготовке и в ходе самих сражений. В приказах А. В. Суворова и других военачальников им ставились конкретные задачи по обеспечению успешного наступления армии или сооружению защитных укреплений ее позиций.
Покрой обмундирования минеров и пионеров полностью соответствовал одежде армейской пехоты. Своей расцветкой мундиры солдат инженерных войск повторяли обмундирование артиллеристов. Кафтан, камзол и штаны — красного цвета. Лацканы, воротники и манжеты на куртках — черного цвета. Так же, как у солдат пехоты, штаны имели лампасы. Пояс на мундире был двухцветным — черным и белым; перевязь — белой. Голенища черных сапог были короткими. Легкую каску украшал высокий плюмаж. Ни цветом, ни формой она не отличалась от головных уборов гренадеров армейской пехоты.
Кроме шанцевого инструмента, каждый пионер и минер имел на вооружении тесак и ружье со штыком.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Гренадер пехотного полка 1780 — начала 1790-х годов 

Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград

Гренадеры — ударная сила пехоты. Первоначально так именовались солдаты, которые, сражаясь впереди боевых порядков, забрасывали фитильными гранатами (гренадами) атакующую вражескую конницу либо возглавляли натиск своей пехоты на неприятельские укрепления. Когда Гренады стали выходить из употребления, гренадеры начали привлекаться для штыковых атак, наносивших врагу максимальный физический и психологический урон. В гренадерские роты отбирались самые рослые, смелые и подготовленные к бою солдаты. Суворов, воспитывая у российских гренадеров чувство уверенности в бою, подчеркивал, что перед их храбростью никакая сила в свете устоять не может. Обмундирование и снаряжение гренадеров в 80-е — первую половину 90-х годов XVIII века было хорошо приспособлено к ведению боевых действий. Их вооружение состояло из ружья со штыком и тесака, носимого на поясе. Зеленый с красными отворотами мундир (кафтан), красные штаны с желтыми лампасами, каска с желтым высоким плюмажем придавали воину привлекательный вид.
Данная гравюра не полностью раскрашена. Белыми остались плюмаж, лампасы, а также изображения солдат в палаточном лагере.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844) 
 Бригадир пехотный 1780 — начала 1790-х годов 
Раскрашенная гравюра 
 Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Длительное время в русской армии XVIII столетия между воинскими званиями полковника и генерал-майора существовал промежуточный чин бригадира. 
Как и все мундиры пехотных офицеров, суконный кафтан бригадира имел зеленый цвет, красные воротник и отвороты. Украшением кафтана служил золотой галун. Он был нашит по бортам офицерского мундира, окаймлял воротник, обшлага и клапаны карманов. Такой же позумент украшал и красный камзол. Белые штаны были заправлены в высокие черные сапоги с медными золочеными шпорами. Волосы сзади заплетались в косу, перевитую черной шелковой лентой. Из двух черных треугольных шляп парадная была полупуховой, а повседневная — поярковой. Офицерский поясной шарф изготовлялся из черных и золотистых шелковых нитей. Общая длина шпаги составляла один аршин и два вершка (80,02 см). Рукоять и металлические накладки на ножнах — вызолочены. Темляк шпаги — из желтого и черного шелка. 
В реляциях А. В. Суворова отмечается доблесть, мужество и распорядительность ряда бригадиров, сражавшихся под его началом и умело руководивших сводными отрядами, состоявшими из нескольких полков. В числе геройски погибших во время штурма Измаила военачальников был бригадир И. С. Рибопьер, сражавшийся в шестой штурмовой колонне генерал-майора М. И. Кутузова.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Карабинер 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Для повышения эффективности в бою русской кавалерии конно-гренадерские роты драгунских полков соединялись в отдельные полки. После отказа от фитильных гранат конно-гренадеры начали называться карабинерами, а конно-гренадерские полки получили наименование карабинерных.
По покрою мундиров и их расцветке, а также по снаряжению и вооружению эти полки напоминали драгунские. Однако, когда драгун переодели в зеленые мундиры, кафтаны карабинеров остались синими с красными лацканами. Во время потемкинской реформы 1780-х годов обмундирование рядовых карабинеров, так же как у армейской пехоты, стало более простым и удобным. Боевые качества русских карабинеров продолжали расти, и часто одно лишь появление русских конников в синих мундирах порождало смятение в неприятельских рядах. Решительный натиск на врага карабинерных полков неоднократно помогал суворовской пехоте одерживать победу над превосходящими силами противника.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Бомбардирский офицер гребной флотилии 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград 
В русско-турецких войнах второй половины XVIII века взаимодействие сухопутных войск и военно-морских сил приобрело значительно больший, чем прежде, размах. Этому способствовало хорошее оснащение кораблей артиллерийскими орудиями. Корабельные артиллеристы атаковали противника огнем из пушек не только на воде, но и на суше. В ходе подготовки к измаильскому штурму орудия речной флотилии совместно с сухопутной артиллерией вели активный обстрел крепости. Перед началом высадки десанта с речных судов корабельные пушки по требованию Суворова «очищали берега картечью». В числе отличившихся флотских артиллеристов полководец особо отметил заслуги «морской артиллерии капитана 3-го ранга Тимофея Ходакина, который во время бытности под Измаилом... спомоществовал снарядами как на судах, так и на сухопутных батареях в самых сильных канонадах».
Темная фетровая каска с красивым высоким плюмажем и золоченым налобником, ладно скроенный мундир с короткими полами и светлый камзол придавали офицерам-артиллеристам гребных флотилий подтянутый и щеголеватый вид.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Офицер Донского казачьего войска 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Одежда казачьих офицеров как покроем, так и расцветкой мало отличалась от одежды рядовых казаков. Офицерский кафтан обшивался галуном. Обмундирование начальников изготовляли из сукна более высокого качества.
Во второй половине XVIII века казаков все активнее использовали на театре военных действий. Это неминуемо вело к численному росту казачьих формирований. В 1770-х годах офицеров казачьих войск уравняли в чинах с армейскими офицерами. А. В. Суворов высоко оценил отвагу и мужество казаков — участников легендарного штурма крепости Измаил. Из 1386 больших и малых военачальников, отличившихся при штурме Измаила и представленных Суворовым к награде, 564 служили в доблестном Донском казачьем войске. Командир казачьего полка М. И. Платов, проявивший себя еще при штурме турецкой крепости Очаков 6 декабря 1788 года, руководил одной из штурмовых колонн во время атаки Измаила. За личный героизм Платов удостоен ордена св. Георгия IV класса и получил чин бригадира.
Х.-Г. Гейслер (1770—1844)
Донской казак 1780 — начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Одежда донских казаков, так же как казаков оренбургских, уральских и астраханских, на протяжении XVIII века оставалась традиционной и не меняла привычного покроя. Она состояла из чекменя — однобортного верхнего кафтана светло-синего цвета без пуговиц, нижнего полукафтана иной расцветки, просторных шаровар, заправленных в мягкие сапоги, а также папахи — меховой шапки с цветным суконным верхом. Подбой верхнего кафтана, верх папахи и кушак изготовлялись из красного материала. Рукава верхнего кафтана, как правило, спереди от плеча до локтей — разрезные. Их можно было надевать на руки или откидывать и завязывать за спиною. Вооружение казака состояло из пики, сабли и ружья без штыка.
Донские казаки принимали активное участие во многих сражениях второй половины XVIII века. А. В. Суворов отмечал особую отвагу, мужество и воинское мастерство рядовых Донского казачьего войска, регулярно представлял их к заслуженным наградам.

Гейслер, Христиан Готфрид Генрих (1770-1844) - немецкий художник работавший в России

понедельник, 1 октября 2012 г.

Доменико Скотти (1780-1825) - Святой Себастьян

Доменико Скотти (1780-1825). Святой Себастьян. Исполнено в 1808 году. Холст, масло. 84х72 см. Горьковский государственный художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

СКОТТИ, Доменико (Дементий Карлович) (1780/81 - 1825) - живописец. Брат живописца, декоратора-монументалиста Ивана Карловича Скотти (1776-1830). Работал в декоративной живописи в технике гризайль. Портреты его кисти имеются в Государственной Третьяковской галерее, Нижегородском государственном художественном музее.

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый".

воскресенье, 30 сентября 2012 г.

В. Л. Боровиковский (1757-1825). Портрет князя А. Б. Куракина (1752-1818)

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1752-1818). Холст, масло. 74х61 см. Горьковский государственный художественный музей - 
Vladimir Borovikovsky (1757-1825). Portrait of Prince Alexander Borisovich Kurakin (1752-1818). Oil on canvas. 74х61 cm. Gorky State Art Museum

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый".

суббота, 29 сентября 2012 г.

Известный львовский художник Игорь Колиснык (1956 г. р.)

Игорь Колиснык. Идеальный ангел. Исполнено в 2005 году
ДВП, авторская техника, 30x40 см
Игорь Колиснык (1956 г. р., Львовское училище декоративно-прикладного искусства им. И. Труша) - с 1996 г. работает в области организации и дизайна международных выставок-ярмарок. Известный львовский художник, график, дизайнер. Многократно демонстрировал свои произведения в персональных и групповых выставках. Активно прорабатывает проблемы природы и техники визуальной репрезентации и живописи в целом.
Ігор Колісник. Ідеальний ангел. 2005
ДВП, авторська техніка, 30x40
Ігор Колісник (1956 р. н., Львівське училище декоративно-прикладного мистецтва ім. І. Труша) - з 1996 р. працює в галузі організації та дизайну міжнародних виставок-ярмарків. Відомий львівський художник, графік, дизайнер. Багаторазово демонстрував свої твори у персональних та групових виставках. Активно опрацьовує проблеми природи і техніки візуальної репрезентації та живопису загалом.

Ihor Kolisnyk. Idealny anioł. 2005
Płyta drzewna, technika autorska, 30x40
Ihor Kolisnyk (ur. 1956, Lwowska Szkoła Sztuki Dekoracyjnej i Stosowanej im. Iw. Trusza) - od 1996 r. pracuje w dziedzinie organizacji i aranżacji międzynarodowych wystaw targowych. Znany lwowski malarz, grafik, projektant. Wielokrotnie przedstawiał swoje prace na personalnych i grupowych wystawach. Aktywnie zajmuje się problematyką natury i techniki, wizualnej prezentacji oraz malarstwa w ogólności.

Ihor Kolisnyk. Ideal Angel. 2005
Fibreboard, artist's unique technique, 30x40
Ihor Kolisnyk (b. 1956, graduate of the I. Trush Lviv School of Arts and Crafts) has been organizing and designing International exhibitions since 1996. He is a renowned Lviv painter, graphic artist and designer, and has shown his works at numerous solo and group exhibitions. He actively investigates the nature and technique of both visual representation and painting in general.
Игорь Колиснык. Цветы красные. Исполнено в  2004 году
Пластик, масло, 90x120 см
Ігор Колісник. Квіти червоні. 2004
Пластик, олія, 90x120

Ihor Kolisnyk. Czerwone kwiaty. 2004
Plastyk, olej, 90x120

Ihor Kolisnyk. Red Flowers. 2004
Oil on plastic, 90x120
Игорь Колиснык. Львовский пейзаж. Исполнено в 2006 году.
ДВП, масло, 30x40 см
Ігор Колісник. Львівський пейзаж. 2006
ДВП, олія, 30x40

Ihor Kolisnyk. Lwowski pejzaż. 2006
Płyta drzewna, olej, 30x40

Ihor Kolisnyk. Lviv View. 2006
Oil on fibreboard, 30x40

пятница, 28 сентября 2012 г.

Заключительная часть иллюстраций ко второму тому романа "Виконт де Бражелон


Итак, заключительная часть  иллюстраций ко второму тому академического издания романа Александра Дюма-отца "Виконт де Бражелон или Десять лет спустя". Автор иллюстраций - художник Фред-Моне (Fred-Money), гравюры выполнены Витором Дютертром (Victor Dutertre). Первая часть иллюстраций выложена ЗДЕСЬ, вторая - ЗДЕСЬ, а иллюстрации к первому тому ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Остальных томов этого издания у меня нет, поэтому в ближайшее время продолжения не будет. 







четверг, 27 сентября 2012 г.

Лампи (Старший) (1751-1830) - Портрет И.Л. Лазарева

Д.-Б. Лампи (Старший) (1751-1830). Портрет И.Л. Лазарева. Холст, масло. 107х90 см. Горьковский государственный художественный музей

Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова: 
"Лампи-старший, Иоганн Баптист 91751-1830) - австрийский живописец, минитюрист. Отец И.Б. Лампи-младшего (1775-1837). Учился в Зальзбурге у Ф.К. кёнига. В 1791 г. был приглашён князем Г.А. Потёмкиным в Россию. исполнил портрет позировавшей ему императрицы Екатерины II (1793, Государственный Эрмитаж). Благодаря его советам система Академии художеств была реформирована. среди его учеников - В.л. боровиковский. В 1797 г. после указа Павла I о лишении пенсиона уехал в Вену, где был введён в дворянское достоинство. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Архангельска, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Саратова, Тюмени. "

 Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый".

среда, 26 сентября 2012 г.

Фёдор Степанович Рокотов (1735 (?) - 1808) - Портрет неизвестной

Фёдор Степанович Рокотов (1735 (?) - 1808). Портрет неизвестной. Исполнено в 1790-е годы. Холст, масло. 73х59 см. Горьковский государственный художественный музей 

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый".

вторник, 25 сентября 2012 г.

Георг Христоф Гроот (1716-1749) - Портрет Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме

Георг Христоф Гроот (1716-1749). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Исполнено в 1740-е годы. Холст, масло. 68,5х48 см. Горьковский государственный художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Гроот (Грот), Георг Христоф (1716-1749) - немецкий живописец. Брат Иоганна Фридриха Гроота (1717-1800). Работал в Ревеле (с 1741) и в Петербурге (с 1743). Придворный живописец с 1746 г. Писал преимущественно парадные портреты, а также картины на библейские темы. Написал иконы для иконостаса и царских врат церкви в Царском Селе. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, государственном русском музее, музеях Иванова, Казани, Нижнего Новгорода, сергиева Посада, Львова, Одессы и других. 

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый".

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Произведения С. И. Васильковского (1854-1917) в Лебединском городском художественном музее

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Казак (Запорожец на посту)". Исполнено после 1888 года (1890-1900-ые гг.) Картон, масло. 35х24 см

Произведения С. И. Васильковского в Лебединском городском художественном музее

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917) - мировой славы выдающийся украинский художник, родился в г. Изюме на Харьковщине. В 1876-1885 гг Учился в Петербургской Академии Художеств у М. К. Клодта и В. Д. Орловского, а с 1886 г. - совершенствовал свою майстренисть во Франции, Англии, Германии, Италии, Испании, даже в Африке. Март 1888 жил в Харькове. Он был одним из ведущих членов украинской архитектурно-художественного общества, которое играло значительную роль в духовной жизни Слободской Украины.
Творческое наследие С. Васильковского насчитывает около 3500 картин в разных жанрах - это пейзажи укаринськои природы, жанрово-бытовые картины, батально-исторические полотна, портреты и Карикатуры. Это наследие является классическим достоянием украинского народа и составляет ценный вклад в художественную культуру нашей Родины. Один из самых изящных в Украине мастеров масляной живописи, С. Васильковский виртуозно рисовал и карандашом, блестяще владел техникой акварели, пастелью. Интересно, что, начав как колорист реалистичного плана, художник постепенно перешел к импрессионизму. Произведения живописца зберегаються в художественных музеях Киева, Харькова, Сум, Лебедина, Полтавы, Одессы, Львова, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ташкента, многочисленных частных собраниях. Искусствовед Ия Огиевских зарегистрировала в различных музеях и в частных коллекциях около 400 названий сохранившихся произведений С. Васильковского. Сегодня иметь в музее полотно Васильковского - это большая честь. В Лебединского городского художественном музее их до 15 - целая сокровищница подлинных жемчужин-шедевров.
В чем же магическая полотен Васильковского? В чем их прелесть? В переважнжий большинстве своем его картин - малоформатные этюды (24x36 см). Васильковский был незаурядным мастером блестящей, витонченноитехникы. Он был поэтом воздуха. Еще при жизни его часто называли «небесным художником», «художником пространства», «романтиком облаков».
Особенно впечатляют пейзажи мальовничоиукраинскои природы. В этом излюбленном жанре амплитуда увлечений художника колеблется от миниатюр до больших, монументальных полотен-панно. Художник не придумывал идиллических пейзажей. Объектом его увлечений всегда был реальный мир, конкретная природа. Его пейзажи проникнуты большим поэтическим чувством и отличаются эпической величавостью. Они правдивы, как сама жизнь. У них прекрасно, с глубоким пониманием своеобразного национального колорита передано яркое солнце, дрожащее воздуха и безграничные пространства.
В большинстве своих работ С. И. Васильковский вдохновенно изображал живописную природу Слобожанщины («На Журавлевке»). Вместе с тем живописец сумел стовриты типичный образ природы всех Украину в разные времена года, в разное время суток («Зимний путь», «Зимний вечер», «Голопанивка», «Летний день»). Палитра художника отличается богатством тончайших цветовых нюансов, светло-тинейитонив ...
С любовью художник писал также виды Галичины, Крыма, Кубани, Кавказа. Его работы «Гаспра» и «Казбек» воспроизводят типичный образ Юга: кристально прозрачный воздух, четкие очертания гор, клубящиеся облака более ущельями, яркий свет южного солнца, проявляет все богатство красок. Васильковский был вершиной в украинских пейзажной живописи.
Художника всегда привлекала историческая тема. Он проявлял живой интерес героическим прошлым своего народа. Этюд «Казак» по своему содержанию близок к украинской народных исторических песен. Это обобщенный народно-поэтический образ бесстрашного защитника национальных интересов и чести простонародья.
Немало своих произведений С. И. Васильковский посвящает жизненно-бытовым темам, выявлению характеров людей современной ему Украины. Привлекает внимание его небольшая картина «угольщиков»: над черной жаркой кучей угля осунувшийся, изможденный тяжелой работой рабочий. Небо на горизонте привлекают тяжелые тучи. Они четко подчеркивают тяжелый труд угольщика.
В этюде «Чумаки» художник прекрасно изображает летний день, омраченный тучами, бескрайнюю степь, пыльную дорогу, где не спеша движется млечный обоз. Чувствуется безмерная усталость людей и животных. Уныло шагает чумак рядом с передним возом ...
Тематическая определенность мотивов, трактовка их в пафосе глубокого украинского фольклора, блестящая профессиональная совершенство все это свидетельствует в С. Васильковского истинного поэта Украины, певца ее волшебной природы.
В. И. Кравченко директор Лебединского
 городского художественного музея

ТВОРИ С. І. ВАСИЛЬКІВСЬКОГО В ЛЕБЕДИНСЬКОМУ МІСЬКОМУ ХУДОЖНЬОМУ МУЗЕЇ

Сергій Іванович Васильківський (1854-1917) - світової слави видатний український художник, народився в м. Ізюмі на Харківщині. В 1876-1885 рр. Навчався у Петербурзькій Академії Мистецтв у М. К. Клодта й В. Д. Орловського, а з 1886 р. - удосконалював свою майстреність у Франції, Англії, Німеччині, Італії, Іспанії, навіть у Африці. 3 1888 р. мешкав у Харкові. Він був одним із провідних членів Українського архітектурно-мистецького товариства, яке відігравало значну роль у духовному житті Слобідської України.
Творча спадщина С. Васильківського налічує близько 3500 картин у різних жанрах — це пейзажі укарїнської природи, жанрово-побутові картини, батально-історичні полотна, портрети і карікатури. Ця спадщина є класичним надбанням українського народу і становить цінний внесок у художню культуру нашої Батьківщини. Один з найвитонченіших в Україні майстрів олійного живопису, С. Васильківський віртуозно малював і олівцем, блискуче володів технікою акварелі, пастеллю. Цікаво, що, почавши як кольорист реалістичного плану, митець поступово перейшов до імпресіонізму. Твори живописця зберегаються в художніх музеях Києва, Харкова, Сум, Лебедина, Полтави, Одеси, Львова, Москви, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ташкента, численних приватних зібраннях. Мистецтвознавець Ія Огієвська зареєструвала в різних музеях та у приватних колекціях близько 400 назв збережених творів С. Васильківського. Сьогодні мати в музеї полотно Васильківського — то велика честь. В Лебединському міськму художньому музеї їх аж 15 — ціла скарбниця справжніх перлин-шедеврів.
У чому ж магічність полотен Васильківського? У чому їхня зваба? У переважнжій більшості своїй його картин - малоформатні етюди (24x36 см). Васильківський був неабияким майстром блискучої, витонченноїтехніки. Він був поетом повітря. Ще за життя його часто називали «небесним художником», «художником простору», «романтиком хмар». Особливо вражають пейзажі мальовничоїукраїнскої природи. У цьому улюбленому жанрі амплітуда захоплень митця коливається від мініатюр до великих, монументальних полотен-панно. Митець не вигадував ідилічних пейзажів. Об'єктом його захоплень завжди був реальний світ, конкретна природа. Його пейзажі пройняті великим поетичним почуттям і відзначаються епічною величністю. Вони правдиві, як саме життя. У них прекрасно, з глибоким розумінням своєрідного національного колориту передано яскраве сонце, тремтяче повітря і безмежні простори.
У більшості своїх робіт С. І. Васильківський натхненно зображував мальовничу природу Слобожанщини («На Журавлівці»). Разом з тим живописець зумів стоврити типовий образ природи всіх України в різні пори року, в різний час доби («Зимовий шлях», «Зимовий вечір», «Голопанівка», «Літній день»). Палітра художника відзначається багатством найтонших кольорових нюансів, світло- тінейітонів...
З любов'ю митець писав також види Галичини, Криму, Кубані, Кавказу. Його роботи «Гаспра» і «Казбек» відтворюють типовий образ Півдня: кришталево прозоре повітря, чіткі обриси гір, хмари, що клубочаться понад ущелинами, яскраве світло південного сонця, що виявляє все богатство барв. Васильківський був вершиною в українському пейзажному живописі.
Митця завжди приваблювала історична тема. Він виявляв живу зацікавленість героїчним минулим свого народу. Етюд «Козак» за своїм змістом близький до українських народних історичних пісень. Це узагальнений народно-поетичний образ безстрашного захисника національних інтересів і честі простолюду.
Чимало своїх творів С. І. Васильківський присвячує життево- побутовим темам, виявленню характерів людей сучасної йому України. Привертає увагу його невелика картина «Вугільник»: над чорною спекотною купою вугілля змарнілий, виснажений тяжкою працею робітник. Небо на обрії затягають важкі хмари. Вони чітко підкреслюють важку працю вугляра.
В етюді «Чумаки» художник чудово зображує літній день, затьмарений хмарами, безкрайній степ, запилену дорогу, де, не поспішаючи, рухається чумацький обоз. Відчувається безмірна втома людей і тварин. Понуро крокує чумак поруч з переднім возом...
Тематична визначеність мотивів, трактування їх у пафосі глибокого українського фольклору, блискуча професійна довершеність все це засвідчує у С. Васильковському істинного поета України, співця її чарівної природи.
В. І. Кравченко директор Лебединскього
 міського художнього музею
Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Зимняя дорога". Исполнено в 1890-1891гг.(?) Холст на картоне, масло. 22,5х36,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Заход солнца". Исполнено не позднее 1910 года. Фанера, масло. 11х16,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Угольщик. Выжигание угля". Исполнено в 1890-1900-ые гг. Дерево, масло. 23,5х35,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Над рекой". Исполнено в конце XIX века. Фанера, масло. 24х36 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Гуси". Исполнено в 1890-1900-ые гг. Дерево, масло. 17х32 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Голопановка". Исполнено в 1880-ые годы. Дерево, масло. 23,5х36,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Водяная мельница". Исполнено в 1886 году. Картон, масло. 22,5х43 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Зимний вечер". Исполнено в 1890-1900-ые гг. Фанера, масло. 25х36 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "На Журавлиновке". Исполнено в 1880 году. Холст на картоне, масло. 25,5х46,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Летний день". Исполнено в 1890-1900-ые гг. Фанера, масло. 24х36,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Чумаки". Исполнено около 1903 года. Фанера, масло. 22х45,5 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Гаспра. Южный берег Крыма". Этюд. Исполнено 1900-ые гг. Фанера, масло. 24х36 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Портрет Мазепы". Исполнено в 1900-ые гг. Фанера, масло. 37х24 см

Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). "Казбек". Вид горы Казбек со станции Казбек. Исполнено в 1900-1910-ые гг. Фанера, масло. 37х24,5 см

воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Иван Семёнович Саблуков (1735-1777) - Портрет Л.Н. Кушелевой

Иван Семёнович Саблуков (1735-1777). Портрет Л.Н. Кушелевой. Исполнено в 1770-е годы. Холст, масло. 65х50 см.  Горьковский государственный художественный музей - 
Ivan S. Sablukov (1735-1777). Portrait of L.N. Kusheleva. Executed in 1770s. Oil on canvas. 65х50 cm. Gorky State Art Museum
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
"Саблуков, Иван Семёнович (1735-1777) - живописец. Учился у И.П. Аргунова, затем был одним из первых учеников Академии художеств. По поручению Академии художеств организовал художественные классы в Харькове. В Нижегородском государственном художественном музее имеется исполненный им портрет Л.Н. Кушелевой (1770-е гг.)"

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск первый". 

суббота, 22 сентября 2012 г.

Две работы Фёдора Михайловича Матвеева из музея в Нижнем Новгороде

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826). Пейзаж в Швейцарии. Исполнено в 1818 году. Бумага, акварель. 21,8х26,8 см. Горьковский государственный художественный музей - 
Fyodor Matveyev (1758-1826). The scenery in Switzerland. Exercised in 1818. Watercolor on paper. 21.8 x26, 8 cm. Gorky State Art Museum

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826). Каскады Папского дворца в окрестностях Рима. Исполнено в 1818 году. Холст, масло. 97х73 см. Горьковский государственный художественный музей - 
Fyodor Matveyev (1758-1826). Cascades of the papal palace in the vicinity of Rome. Executed in 1818. Oil on canvas. 97x73 cm. Gorky State Art Museum
Из набора открыток "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск 1"

Другие работы Ф.М. Матвеева: 
ЗДЕСЬ
ЗДЕСЬ 
и ЗДЕСЬ.

пятница, 21 сентября 2012 г.

Н.И. Аргунов (1771 - умер после 1829) - Портрет мальчика

Художник Н.И. Аргунов (1771 - умер после 1829). Портрет мальчика из семьи Шереметьевых. Исполнено в 1803 году. Холст, масло. 45х36 см. Горьковский государственный художественный музей - 
Аrtist Argunov Nicholas (1771 - died after 1829). Portrait of a boy from the Sheremetievs. Executed in 1803. Oil on canvas. 45х36 cm. Gorky State Art Museum
Из набора открыток "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск 1"

Ещё работы Николая Ивановича Аргунова ЗДЕСЬ

четверг, 20 сентября 2012 г.

К. A. Ухтомский(1818—1881) - интерьеры Зимнего дворца

К.. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Salle de Concerts Papier, aquarelle. 30,5 X42,4 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle est exposée l'argenterie russe des XVIIe—XXe siècles  - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Концертный зал Бумага, акварель. 30,5 X 42,4 Государственный Эрмитаж В настоящее время в зале — выставка русского серебра XVII—XX вв.
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова :
УХТОМСКИЙ, Константин Андреевич (1818-1881) - акварелист. Мастер перспективного жанра. Изображал интерьеры дворцов, Эрмитажа, Петергофа. Его работы имеются в Государственном Эрмитаже
К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Galerie de Pompéi. 1862 Papier, aquarelle. 42 X 24,5 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette galerie (dénommée Galerie Pierre Ier ) se trouve l'exposition de la section de l'histoire de la culture russe - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Помпейская галерея. 1862 Бумага, акварель. 42 х 24^ Государственный Эрмитаж В настоящее время в галерее — экспозиция отдела истории русской культуры (галерея Петра I)

К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Grande Salle (Salle Nicolas). 1866 Papier, aquarelle. 34X46,5 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle sont présentées les expositions temporaires - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Большой зал (Николаевский). 1866 Бумага, акварель. 34 х 46,5 Государственный Эрмитаж В настоящее время зал используется для временных выставок

К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Salle de Malachite. 1865 Papier, aquarelle. 28 X 39,2 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle sont exposés des objets en malachite - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Малахитовый зал. 1865 Бумага, акварель. 28 X 39,2 Государственный Эрмитаж В настоящее время в зале — экспозиция изделий из малахита

К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Salle Mauresque (la Grande Salle 1 manger) Papier, aquarelle. 26,3 X 38 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle se trouve l'exposition de la section de l'histoire de la culture russe - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Арапский зал (Большая столовая) Бумага, акварель. 26,3 х 38 Государственный Эрмитаж В настоящее время в зале — экспозиция отдела истории русской культуры

К. Oukhtomski. 1818 — 1881 Le Palais d'Hiver. Avant-salle débouchant sur la Grande Salle (Salle Nicolas). 1861 Papier, aquarelle. 29,8 X 37,5 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle sont présentées les expositions temporaires. - 
 К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Аванзал с выходом в Большой зал (Николаевский). 1861 Бумага, акварель. 29,8 x 37,5 Государственный Эрмитаж В настоящее время зал используется для временных выставок

К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. La Salle à manger de Pompéi (la Petite Salle i manger). 1874 Papier, aquarelle. }8 X 28,7 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad Dans cette salle est placée une plaque mémoriale portant l'inscription: «Dans cette chambre, dans la nuit du 25 au 26 octobre (7—8 novembre n. s.) 1917, les gardes rouges, soldats et matelots qui prirent d'assaut le Palais d'Hiver, arrêtèrent le Gouvernement provisoire contre-révolutionnaire»  -  К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Помпейская столовая (Малая столовая). 1874 Бумага, акварель. 38 x 28,7 Государственный Эрмитаж Здесь установлена мраморная доска с надписью: «В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 г. красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство»

К. Oukhtomski. 1818—1881 Le Palais d'Hiver. Le Jardin d'Hiver Papier, aquarelle. 36,9 X 27 cm Musée de l'Ermitage, Léningrad A présent dans cette salle se trouve l'exposition de la section de l'histoire de la culture russe - 
К. A. Ухтомский. 1818—1881 Зимний дворец. Зимний сад Бумага, акварель. 36,9 X 27 Государственный Эрмитаж В настоящее время в зале — экспозиция отдела истории русской культуры