воскресенье, 24 марта 2013 г.

Итальянский художник Эмилио Кавенаги (1852-1876).

Эмилио Кавенаги (1852-1876). Veduta del Campo dei Miracoli in Pisa - Вид на поле чудес в Пизе. Исполнено около 1874года. Холст, темпера 22 х 32 см. Музей Польди Пеццоли. Милан
Работа изображает монументальный комплекс площади Пьяцца дель Дуомо в Пизе (также известный как Кампо деи Мираколи), Баптистерий справа со стороны собора. Лёгкими мазками художник удачно  подчеркнул архитектурные детали и облака, чтобы получить оригинальный почти трехмерный эффект. 
Эта картина была представлена ​​в 1874 году на выставке изящных искусств Брераa под названием  "Пьяцца дель Дуомо Баптистерий Пиза" . По этому случаю, Кавенаги были  выставлены восемь картин, в основном изображающие внутренние или внешние туристические достопримечательности Пизы, исполненные в последние месяцы 1873 года.

Эмилио Кавенаги (1852-1876). Интерьер церкви Сан-Марко в Милане. Исполнено около 1870 года. Холст, масло 44,5 х 34,5 см. Музей Польди-Пеццоли. Милан
На картине показана  внутренняя часть трансепта церкви Сан-Марко в Милане,  посетитель которой обеспокоен тем, что увидел могилу Ланфранко Сетталы, основателя ордена  отшельников Святого Августина. Интерьер здания показан в  сумерках свет в церковь попадает  сквозь открытое окно и освещает памятники стену.  Быстрыми  мазками кисти художник передаёт  воздействие света на поверхность стены, и оттеняет  небольшие участки с  точными деталями  архитектурного  и скульптурного  декора.
Следует заметить, что во времена   художника гипсовая декоративная отделка помещений  представляла собой весьма трудоёмкий процесс. Тогда не было возможности использовать лёгкие и прочные детали из полиуретана, которыми сегодня украшают не только дворцы, но и квартиры и дома многих людей, а уж припотолочные плинтусы и карнизы используются повсеместно, при этом человек может выбрать архитектурные детали любого стиля, что даёт неограниченную волю фантазии. 

суббота, 23 марта 2013 г.

Сегодня день рождения Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895)

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Переяславская рада. 1654 год. Исполнено в 1880 году. Бумага, акварель. 33 х 44 см. Центральный военно-морской музей, Ленинград

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Заструненный волк. Исполнено в 1891 г. Холст, масло. 29 х 51 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. Исполнено в 1894 г. Холст, масло. 90 х 182 см. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи,  Ленинград

пятница, 22 марта 2013 г.

Антонис ван Дейк (1599 ≈ 9.12.1641) - "Мадонна с Младенцем"

Антонис ван Дейк (1599 ≈ 9.12.1641). Мадонна с Младенцем. Исполнено в 1921-1627 гг. Холст, масло; 62,5х52,5 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальная галерея. Парма":
Критика никогда не подвергала сомнению авторство картины, купленной галереей у вдовы художника Джу-зеппе Бальдриги, хронологически она располагается между произведениями, написанными Ван Дейком во время его поездки в Италию, хотя датировка неточна и по-прежнему колеблется в пределах времени его пребывания в Италии, с 1621 по 1627 год. Конечно, это дань антверпенского мастера венецианскому искусству, в частности, Тициану, в котором его восхищали изобретательность в сюжетах и техническое дарование. Художник изучил их во время своего двухмесячного пребывания в Венеции, после остановки в Генуе и Риме. Для фламандского художника, как ранее для его учителя Рубенса, поездка для обучения в Италию считалась обязательной, и Ван Дейк, еще во время пребывания в Палермо (1624 - 1625 гг.), находился под серьезным воздействием творчества Тициана. К теме Богоматери с Младенцем он обращается множество раз в своей «Записке об итальянском рисунке» и решительно пробует раскрыть ее во многих своих холстах, выполняя разные варианты. Картина из Пармы - одна из самых удавшихся; легкий поворот Мадонны, ее сияющий безмятежный взгляд, хорошо соотносятся с нежной позой и сладостным сном Младенца. Его полная беззащитность является предуведомлением о смерти Христа, а яблоко в левой руке - это символ искупления.

Кстати, сегодня, 22 марта день рождения великого фламандского художника. 

четверг, 21 марта 2013 г.

Джордже де Кирико (1888 - 1978)

Джордже де Кирико. Автопортрет. Исполнен в 1945. Холст, масло. 60,5x50 см. Частное собрание
Из журнала "Великие художники: их жизнь вдохновение, творчество" №107 "Джорджо де Кирико":
Джорджо де Кирико, прочно вошедший в историю искусства как предтеча сюрреализма, играл выдающуюся роль в культурной жизни 20-х годов прошлого века. Сам Андре Бретон называл художника творцом „кристаллизующейся современной мифологии". Де Кирико — по настоящему европейский мастер: начинает обучение в Греции, продолжает в Мюнхене, а затем в Италии. В Мюнхене, а позднее в Париже он находит существенные составляющие для становления своего оригинального стиля метафизической живописи. Вдохновение для своей работы художник черпает из самых разных источников, находя его и в немецкой классической философии, и в искусстве романтизма, и в античной мифологии. Он создает картины, производящие странное впечатление, будоражащие чувства. Это какая-то особенная реальность, состоящая из нагромождения предметов, помещенных в фантастическое пустынное пространство.
Джордже де Кирико. Натюрморт с серебряной посудой. Исполнен в 1962 году. Холст, масло. 97x138 см. Частное собрание

Джордже де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. Исполнен в 1914 году. Холст, масло. 81,5x65 см. Национальный музей современных искусствю Париж
Из журнала "Великие художники: их жизнь вдохновение, творчество" №107 "Джорджо де Кирико": Пророческий портрет
В 1912 году в Париже Джордже де Кирико познакомился с французским поэтом Гийомом Аполлинером. Двумя годами позже он пишет его известный портрет. На полотне два изображения поэта — на переднем плане античный бюст в темных очках иллюстрирует одну из самых любимых художником метафор слепого поэта. А на черном профиле-силуэте в глубине изображения в области виска очерчена окружность, похожая на мишень. Через два года Аполлинер будет серьезно ранен — осколок снаряда попадет точно в обозначенное на картине место. В 1918 году поэт скончался от последствий этого ранения.

Джордже де Кирико (1888 - 1978). Гектор и Андромаха. Исполнено около 1955 года. 80 х 60,3 см. Частное собрание

среда, 20 марта 2013 г.

Петер Улас (род. 1934 г.) - "Осень в Саалузе"

Петер Улас (род. 1934 г.). Осень в Саалузе. Исполнено в 1963 году. художественный фонд Эстонской ССР - 
Ulas, Peeter. Sugis Saalusel. Eesti NSV Kunstifond - 
Peeter Ulas. Autumn in Saalese. Estonian Art Fund

Улас Пээтер Теодорович (07.04.1934) - Художник, график. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Эстонской ССР, доцент.

 Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

вторник, 19 марта 2013 г.

Джованни Ланфранко (1582-1647)

Джованни Ланфранко (1582-1647). Святую Агату посещают в тюрьме святой Петр и ангел. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Холст, масло; 100х132,6 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Великие музеи мира" №28, "Национальная галерея. Парма":
Главное действующее лицо картины - святая Агата, молодая сицилианка из знатной и богатой семьи, жившая в первой половине Ш-го века, которая дала обет вечного девства и стала мученицей во время гонений Деция. Среди многих эпизодов ее жизни, проиллюстрированных в живописи, Ланфранко выбирает один - самый суровый: когда после пыток, которым ее подверг Квинтиниан, - отсечения грудей, ее отвели обратно в тюрьму, ночью, в сопровождении ангела, освещающего дорогу факелом, ей является св. Петр, который дрожащими руками накладывает на кровоточащие раны чудодейственную мазь, излечивая и восстанавливая прекрасные формы. В этой композиции Ланфранко предлагает не только необычный для себя сюжет, но и новый стиль, характеризующийся лаконичным и трогательным повествовательным языком, где классическая утонченность, идущая от Карраччи, соединяется с точным подбором световых эффектов, воспринятым от Караваджо. Это подтверждается необыкновенным владением внутренним пространством, тусклый свет распространяется по диагонали, высвечивая грудь святой, воспитанной в полном приятии мученической смерти. Самое поразительное в этой работе пармского художника то, как ему удалось уловить и передать с необыкновенной естественностью тот дух «живописи любви», той особой «гуманизации» священного повествования, которые Корреджо оставил в наследство художникам эпохи барокко.
Джованни Ланфранко (1582-1647). Похороны римского императора

Джованни Ланфранко (1582-1647). Руджеро и Анжелика. Исполнено в 1616 г. Холст, масло 92x130 см. Национальная галерея Марке. Урбино
Из журнала "Великие музеи мира" №17, "Национальная галерея Марке. Урбино":
Сцена изображает эпизод драмы «Неистовый Орландо» (Неистовый Роланд) Ариосто (в конце десятой и начале одиннадцатой песни), когда воин помогает Анжелике спуститься с гиппогрифа, на котором они улетели, после того, как Руджеро освободил девушку, убив Орку (светский сюжет, редко изображаемый в XVII веке). Когда предъявленная публике Шлейером картина появилась на рынке римских древностей в 1964 году, тем же ученым была идентифицирована ранняя работа Ланфранко, выполненная под влиянием обучения у Аннибале Карраччи в Риме, куда художник прибыл после смерти Агостино Карраччи. Композиция развивается по диагонали, с двумя главными героями на переднем плане слева, откуда начинается пейзаж, простирающийся в глубину сцены и занимающий всю правую часть полотна, являясь вариацией произведений Эльсхаймера и Аннибале Карраччи. С его искусством связана концепция пейзажа, а также морфология и колорит, даже если внимательное изучение работы отсылает нас, в то же время, к ноткам легкости и нежности живописи Корреджо, звучащим в мягко и ласково вылепленных телах персонажей, отличающих Ланфранко от жесткой и строгой классики последних работ Аннибале.
Красивым и очень современным выглядит фрагмент лесистого пейзажа, с одиноким голым стволом дерева, за которым, позади холмов и бурой листвы, виднеется кусочек моря.
Джованни Ланфранко (1582-1647). Норандин и Люцина, обнаруженные людоедом. Исполнено около 1624 г. Холст, масло 267 х 397 см. Галерея Боргезе. Рим
Из журнала "Великие музеи мира" №6, "Галерея Боргезе. Рим":
Большое полотно, числящееся в собрании начиная с «Описи» 1693 года, происходит с виллы семьи Боргезе во Фраскати. Джованни Пьетро Беллори в «Жизнеописаниях живописцев» сообщает, что «для кардинала Сципиона Боргезе Ланфранко написал большую картину маслом, для виллы во Фраскати, Полифема, или людоеда у входа в пещеру, схватившего девушку, одетую в шкуру, которая поворачивается к нему со страхом, тогда как остальные разбегаются». Сюжет, идентифицированный в конце XVIII века Вази, в действительности является историей Норандина и Люцины, взятой из одной песни «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто. Норандин, король Дамаска, пустившись в путь с женой своей Люциной, терпит бедствие у острова людоеда. Ланфранко изображает решающий момент, когда, в попытке сбежать из пещеры людоеда, спрятавшись среди овец, Люцина была обнаружена. Картина подтверждает отношения уважения и дружбы, связывающие Сципиона с Ланфранко, который летом того же года готовил «Совет богов» для большой лоджии в западной части Виллы Боргезе. Масштабное произведение на светский сюжет, украсившее лоджию, вызвало широкий резонанс в римском обществе, из-за чего Ланфранко оказывается в фаворе у римских семей.
О деталях картины:
Классический пейзаж передан с цветовой плотностью, далекой от тонкой вуали Доменикино. Теплый и мягкий свет накладывается на цвет, создавая золотые отблески, восходящие к Корреджо.
Норандин, убегая, оборачивается назад и видит, что его спутница обнаружена людоедом. Он делает легкий разворот туловища, ясно указывающий на традицию Микеланджело.
Завернувшись в шкуру, Люцина выползает из пещеры, пытаясь затеряться среди овец. Однако ее все же обнаружил людоед, могучая фигура которого доминирует в композиции.
Кастрина Маркетти

понедельник, 18 марта 2013 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»

Совместная картина итальянских художников Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647).  «Святая Цецилия и ангел». Написано около 1617-1618 гг. и около 1621-1627 гг. Холст, масло; 87,5 х 108 см. Национальная галерея искусства. Вашингтон 
Из журнала "Великие музеи мира" №9, "Национальная галерея искусств. Вашингтон":

В соответствии с последними исследованиями, картина была начата Орацио Джентилески приблизительно в 1617 году для знатного римлянина Натале Рондини, а закончена Джованни Ланфранко через несколько лет, примерно в 1621 году. Композиция картины, на которой изображена юная святая Цецилия, играющая на маленьком переносном органе, а ангел, в соответствии с известным мотивом Караваджо, держит перед ней листок с нотами, очень похожа на другую работу Орацио (Перуд-жа, Национальная галерея Умбрии). В это время фигуры святой Цецилии и ангела можно соотнести с Мадонной и ангелом из картины «Видение святой Франчески Римской» Урбино, написанной художником в 1615-1619 годах. Вашингтонское полотно было, таким образом, начато после алтарной картины Урбино и затем оставлено, когда он заканчивал новое и очень похожее в Перудже. Речь идет о полном восстановлении, позволяющем понять творческий путь последних лет Орацио, который имел обыкновение повторять свои самые удачные находки, благодаря подготовительным наброскам, изготовленным посредством копирования их на кальку с оригинала. Полотно, поступившее в коллекцию Сэмюэля Кресса в 1952 году, обладает высочайшим качеством, и только благодаря рефлектографическим исследованиям были обнаружены два последующих дополнения.
О деталях картины:
Образ святой Цецилии, изображенной без головного убора с прической из аккуратных косичек, уложенных по современной моде, напоминает тип женского лица, встречающийся в произведениях Орацио Джентилески в 1615 и 1620 годах. Сосредоточенность нежного облика передает духовный порыв, приближающийся к экстазу. 
Маленькие руки с изящными пальцами (в Средние века это считалось символом духовности) движутся по уменьшенной клавиатуре портативного органа. Святая Цецилия, ставшая покровительницей музыкантов, и, согласно иконографии, тоже музыкант, очень часто изображалась играющей. Маленький орган являлся одним из часто изображаемых инструментов, как символ глубокой набожности и религиозного благочестия.
Ангел, присутствующий в момент экстатического вдохновения святой, очень похоже (что вызывает в памяти картину Караваджо «Отдых во время бегства в Египет», галерея Дориа-Памфили, Рим) держит перед ней лист с нотными записями. Его любование Цецилией, увлеченной исполнением, имеет легкий оттенок детского обожания.
Роза Джорджи

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Ваббе, Адо (1892-1961) - "Натюрморт с веером"

Ваббе, Адо (1892-1961). Натюрморт с веером. Исполнено в 1950-1953 гг. Тартуский государственный художественный музей
Vabbe, Ado (1892-1961). Natuurmort lehvikuga.  Tartu Riiklik Kunstimuuseum 

Ado Vabbe (1892-1961). Still Life with Fan. 1950-1953. Art Museum. Tartu
Ваббе, Адо Георгиевич (19.03.1892 - 20.04.1961). Художник, педагог
С 1911 по 1913 год учился в школе Ажбе в Мюнхене у К.Вейнгольда, Ф.Эйзенгребера и А.Креуцера. С 1919-го по 1940-й преподавал в художественной школе "Паллас". В 1938 году получил звание профессора. Выставки в Париже, Мюнхене, Любеке, Кельне, Риме, Будапеште, Москве. Творчество Адо Ваббе сформировалось в Мюнхене под влиянием В.Кандинского, с которым он был лично знаком с 1909 года. В Мюнхене познакомился с К.Петровым-Водкиным и Явленским.