понедельник, 18 августа 2008 г.

Иван Петрович Аргунов

Аргунов, Иван Петрович (1727-1802) - живописец. Отец Николая и Якова Аргуновых. Был крепостным графа П.Б. Шереметьева. Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф.Л. Аргунова и у Г.Х. Гроота. Автор выразительных парадных и камерных портретов с использованием приёмов барокко, оказавших тем не менее влияние на развитие русской реалистической портретной живописи ("Портрет Б.П. Шереметьева", 1768, Кусково). Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее им. А.А. Бахрушина, Киевском музее русского искусства,музеях Рязани, Ульяновска и других.
И. П. АРГУНОВ (1727-1802). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Исполнено в 1784 году. Холст, масло. 67 х 53,6 см. Государственная Третьяковская гелерея
И. П. Аргунов происходил из талантливой крестьянской семьи. Он, как и два его брата, был крепостным художником графа Шереметева.
На этой самой известной картине художника изображена крепостная актриса в русском национальном костюме. Композиция портрета классически уравновешенна и устойчива. Лепка форм, их объемность, ровное и мягкое освещение придают портрету сходство со скульптурой, да и фигура как бы построена по законам греческого ордера, и это не случайно,: архитектура и скульптура были ведущими жанрами в искусстве классицизма.
Изображенная на портрете женщина смотрит на зрителя спокойно и невозмутимо. На ней праздничный русский костюм, колористическое решение которого построено на сочетании излюбленных в народном искусстве цветов — белого, золотистого и красного — но не ярких, а благородно приглушенных; золотое узорочье кокошника, серебряное и золотое шитье сарафана царственно торжественны. Расшитый золотом кокошник воспринимается как корона. Русский костюм изображенной — не маскарадный наряд, он словно призван помочь раскрыть характер модели, воплощающей для автора национальный этический идеал. Художник возводит на пьедестал женщину из народа и утверждает тип красоты, далекий от незыблемых в то время классицистических норм. Позже этот нравственный идеал лег в основу многих картин А. Г. Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Тюменская областная картинная галерея

Выполненные И.П. Аргуновым автопортрет и портрет Толстой, урождённой Лопухиной, можно увидеть в подборке:

Русская живопись 1700-1770 годов

Комментариев нет: