среда, 15 июля 2009 г.

Сальватор Роза (1615—1673) - «Лесной пейзаж с тремя философами»

Художник Сальватор Роза (1615—1673), Итальянская школа «Лесной пейзаж с тремя философами» . Холст, масло. 73X97 Дрезден. Картинная галерея

Одному из лучших произведений Розы — «Лесному пейзажу с тремя философами» свойственны глубокая эмоциональность и приподнятость чувств. Природа, ставшая одним из главных героев произведений этого своеобразного художника, не скована определенной схемой построения. Художника привлекают стихии природы, ее бурная жизнь. Клубящиеся облака, напряженные стволы деревьев, густая листва буйно раскинувшихся ветвей, течение реки, прокладывающей себе путь среди камней, пласты земли, словно приподнятые могучим дыханием ее недр,— все это картина жизни мира в ее вечной изменчивости, постоянном обновлении и романтической неизведанности. С величаво-сумрачной природой слита жизнь людей — они часть этого мира, они живут по его законам. Фигуры философов, размышляющих на лоне природы о смысле бытия, придают картине возвышенный и глубокий смысл. В широкой и смелой манере письма нашел свое зримое отражение высокоинтеллектуальный строй внутренней жизни самого художника.

Фердинанд Боль (1616-1680) - «Старик с трубкой»

Художник Фердинанд Боль (1616-1680), Голландская школа. «Старик с трубкой». Тамбовская областная картинная галерея

Уильям Хогарт (1697—1764) - «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) »

Художник Уильям Хогарт (1697—1764), Английская школа. «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) » 1748 г. Галерея Тэйт. Лондон.
«Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц. 3 к.

Уильям Хогарт - крупнейший мастер английского реалистического искусства, живописец и гравер, основоположник социально заостренной сатиры. Изображая различные слои английского общества, его быт и нравы, Хогарт подвергает их резкой беспощадной критике за утрату нравственных и моральных устоев. Его искусство разоблачает коррупцию в политической жизни страны, расточительность и беспечность аристократии, нищету простого народа, продажность и алчность парламента, разврат и жестокость, суеверие и ханжество. Хогарт создает большие серии гравюр и картин, в которых он прослеживает действия своих персонажей со свойственной ему меткостью наблюдения. Его произведениям свойственны подробная повествовательность и внимание к характерным деталям.

Картина «Ростбиф старой Англии» связана у художника с воспоминанием о пребывании во Франции. Будучи в Кале и рисуя старые ворота города, он был задержан французскими властями. Слева в глубине картины Хогарт включает себя в происходящее действие, подчеркивая достоверность запечатленного эпизода, пика над его головой намекает на арест. В центре —тощий повар несет большой кусок ростбифа, полученного из Англии, с жадным восхищением к нему • прикасается францисканский монах и с завистью смотрят голодные солдаты. В пролете ворот видна процессия священников, несущих святые дары, В образах, близких к гротеску, Хогарт показывает не только различные порочные склонности людей, но и нищету, царившую во Франции в XVIII веке.

вторник, 14 июля 2009 г.

Отто Нагель (род 1894) - «Вайзенштрассе»

Художник Отто Нагель (род 1894)
Германская Демократическая республика
«Вайзенштрассе» . 1942 г.
Немецкая Академия искусств Берлин.
Выставка произведений Нагеля в Москве. 1960 г.

Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518) - «Введение во храм»


Художник Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518), Итальянская школа. «Введение во храм» Дрезден. Картинная галерея

«Изобразительное искусство». Москва. 1971

Чима родился в небольшом городке Конельяно, который часто фигурирует в фонах его картин. В Венеции он работал между 1492 и 1516 годами, испытал сильное влияние Джованни Беллини. В творчестве Чимы да Конельяно менее всего чувствуется стремление к созданию идеального образа. Это не его стихия. Он любит повествовательное развитие сюжета, вводит разные жанровые сцены, свои жизненные наблюдения, и в этом его очарование.

«Введение во храм» — один из шедевров Чимы, который когда-то покорил самого Тициана, скопировавшего эту композицию. Поразительно соразмерно даны человеческие фигуры в пространстве по отношению к архитектуре. Выразительно написана фигурка маленькой Марии, со свечой в руках взбирающейся по высоким ступеням храма. Но, кроме нее, художник заставляет обратить внимание на много других сцен — на мальчика с птичьей клеткой, засмотревшегося на Марию, старуху, продающую яйца, голоногого малыша, которого тоже ведут во храм, всадника, испугавшего прохожего, и так далее. Чима пытается даже придать восточный колорит сцене — в глубине видны пальмы, мужчины носят чалмы. Но архитектура фона тем не менее типично венецианская, с лоджиями, дозорной башней, и на плоской крыше вверху на перекладине сушится белье. Все эти бытовые мотивы заставляют поверить и жизненную достоверность изображенного. Сочный колорит Чимы создает атмосферу пестрого красочного юга и сообщает жизнерадостный характер всей картине.

Бернар Бюффе ( Bernard Buffet) (род. 1928) - «Канал Сан-Мартен»


Художник Бернар Бюффе ( Bernard Buffet) (род. 1928), Французская школа. «Канал Сан-Мартен» 1956. Коллекция Мишель Гарнье, Париж

Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770) - «Триумф Амфитриты»


Художник Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), Итальянская школа. «Триумф Амфитриты» Картинная галерея. Дрезден

«Советский художник» Москва 1965. 9-1747. Ц, 3 1

Тьеполо — крупнейший мастер монументально-декоративной живописи в европейском искусстве. Его многочисленные полотна обильно украшали стены и плафоны дворцов XVIII века не только в Италии, но и в Петербурге, Мадриде, Дрездене. Декоративная живопись Тьеполо, светлая и радостная, исполненная бурной патетики, прекрасно сочеталась с пышным архитектурным обрамлением интерьеров XVIII века.

Картина «Триумф Амфитриты» задумана художником как аллегорическое изображение стихии воды, для которого он использует образы античной мифологии. Богиня Амфитрита, жена бога морей Нептуна, возлежит на большой морской раковине, увлекаемой морскими конями. Ее торжественный кортеж составляют морские божества— тритоны и наяды, а также маленькие амуры.

Ощущение бесконечной вольной водной стихии передано Тьеполо благодаря глубокому пространственному прорыву, широким всплескам волн, свободным, несколько бравурным движениям персонажей. Вся сцена кажется наполненной звуками рога, шумом плещущихся волн, свистом ветра, ржанием коней. И как драгоценная жемчужина, прекрасный дар океана — обнаженное тело Амфитриты, в образе которой сказалась давняя венецианская традиция, идущая от Джорджоне и Тициана.

Мастерство рисунка и цвета, декоративность композиции, богатство фантазии, чувственное и праздничное восприятие жизни делают эту картину Тьеполо одним из прекрасных произведений венецианской школы живописи.

Юрий Александрович Титов (род. 1926 г.) - «Минусинский тракт»

Художник Юрий Александрович Титов (род. 1926 г.), Русская школа. «Минусинский тракт». Заслуженный художник РСФСР