четверг, 16 июля 2009 г.

Луи Леопольд Буальи (1761-1845) - «Биллиард»

Художник Луи Леопольд Буальи (1761-1845), Французская школа. «Биллиард» 1807 г. Холст, масло 50х81. Государственный Эрмитаж

Жан Фуке (1415 —ок. 1480 г), Французская школа


Художник Жан Фуке (1415 —ок. 1480 г), Французская школа. «Мадонна с младенцем, окруженная ангелами» Королевский музей. Антверпен

Крупнейший французский живописец XV века Жан Фуке родился и работал в городе Туре, где находился королевский двор после захвата Парижа и северных областей англичанами в один из периодов Столетней войны. Большое влияние на Фуке оказали нидерландские мастера, особенно ван Эйк. Между 1443—1447 годами Фуке ездил в Рим.

Его внимание привлекали достижения итальянских художников в области линейной перспективы и итальянская архитектура, элементы которой он иногда использовал для фона в своих картинах.

По заказу Этьена Шевалье, казначея Карла VII, и фаворитки Агнессы Сорель, возлюбленной короля, Фуке выполнил диптих для украшения церкви в городе Лоте. На левой створке представлен донатор со своим святым патроном (Государственный музей. Берлин — Далем), на правой — Мадонна с младенцем, окруженная голубыми и красными ангелами. Чертам Мадонны Фуке придал сходство с Агнессой Сорель. Необычность цвета ангелов вызвана их символическим содержанием. По мнению теологов, красные ангелы олицетворяют любовь, голубые — чистоту. Мадонна одета в изящное серое платье с большим вырезом и плащ, подбитый горностаем, согласно моде французского двора. Младенца поддерживает один из ангелов. Поза Мадонны условна: она скорее стоит, нежели сидит на троне, левой рукой обняв сына. Математическая ясность построения композиции, точный рисунок, изысканная красота линий ритмов, пластическое совершенство форм делают это произведение шедевром живописи.

Kolner Meister (мастер из Кёльна?) - «Церемония в храме»

Художник Kolner Meister (мастер из Кёльна?) (Um 1370-1380), Немецкая школа. «Die Darstelung im Tempel» ( «Церемония в храме»). Кёльн, Walraf-Richatz-Muzeum

среда, 15 июля 2009 г.

Сальватор Роза (1615—1673) - «Лесной пейзаж с тремя философами»

Художник Сальватор Роза (1615—1673), Итальянская школа «Лесной пейзаж с тремя философами» . Холст, масло. 73X97 Дрезден. Картинная галерея

Одному из лучших произведений Розы — «Лесному пейзажу с тремя философами» свойственны глубокая эмоциональность и приподнятость чувств. Природа, ставшая одним из главных героев произведений этого своеобразного художника, не скована определенной схемой построения. Художника привлекают стихии природы, ее бурная жизнь. Клубящиеся облака, напряженные стволы деревьев, густая листва буйно раскинувшихся ветвей, течение реки, прокладывающей себе путь среди камней, пласты земли, словно приподнятые могучим дыханием ее недр,— все это картина жизни мира в ее вечной изменчивости, постоянном обновлении и романтической неизведанности. С величаво-сумрачной природой слита жизнь людей — они часть этого мира, они живут по его законам. Фигуры философов, размышляющих на лоне природы о смысле бытия, придают картине возвышенный и глубокий смысл. В широкой и смелой манере письма нашел свое зримое отражение высокоинтеллектуальный строй внутренней жизни самого художника.

Фердинанд Боль (1616-1680) - «Старик с трубкой»

Художник Фердинанд Боль (1616-1680), Голландская школа. «Старик с трубкой». Тамбовская областная картинная галерея

Уильям Хогарт (1697—1764) - «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) »

Художник Уильям Хогарт (1697—1764), Английская школа. «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) » 1748 г. Галерея Тэйт. Лондон.
«Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц. 3 к.

Уильям Хогарт - крупнейший мастер английского реалистического искусства, живописец и гравер, основоположник социально заостренной сатиры. Изображая различные слои английского общества, его быт и нравы, Хогарт подвергает их резкой беспощадной критике за утрату нравственных и моральных устоев. Его искусство разоблачает коррупцию в политической жизни страны, расточительность и беспечность аристократии, нищету простого народа, продажность и алчность парламента, разврат и жестокость, суеверие и ханжество. Хогарт создает большие серии гравюр и картин, в которых он прослеживает действия своих персонажей со свойственной ему меткостью наблюдения. Его произведениям свойственны подробная повествовательность и внимание к характерным деталям.

Картина «Ростбиф старой Англии» связана у художника с воспоминанием о пребывании во Франции. Будучи в Кале и рисуя старые ворота города, он был задержан французскими властями. Слева в глубине картины Хогарт включает себя в происходящее действие, подчеркивая достоверность запечатленного эпизода, пика над его головой намекает на арест. В центре —тощий повар несет большой кусок ростбифа, полученного из Англии, с жадным восхищением к нему • прикасается францисканский монах и с завистью смотрят голодные солдаты. В пролете ворот видна процессия священников, несущих святые дары, В образах, близких к гротеску, Хогарт показывает не только различные порочные склонности людей, но и нищету, царившую во Франции в XVIII веке.

вторник, 14 июля 2009 г.

Отто Нагель (род 1894) - «Вайзенштрассе»

Художник Отто Нагель (род 1894)
Германская Демократическая республика
«Вайзенштрассе» . 1942 г.
Немецкая Академия искусств Берлин.
Выставка произведений Нагеля в Москве. 1960 г.

Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518) - «Введение во храм»


Художник Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518), Итальянская школа. «Введение во храм» Дрезден. Картинная галерея

«Изобразительное искусство». Москва. 1971

Чима родился в небольшом городке Конельяно, который часто фигурирует в фонах его картин. В Венеции он работал между 1492 и 1516 годами, испытал сильное влияние Джованни Беллини. В творчестве Чимы да Конельяно менее всего чувствуется стремление к созданию идеального образа. Это не его стихия. Он любит повествовательное развитие сюжета, вводит разные жанровые сцены, свои жизненные наблюдения, и в этом его очарование.

«Введение во храм» — один из шедевров Чимы, который когда-то покорил самого Тициана, скопировавшего эту композицию. Поразительно соразмерно даны человеческие фигуры в пространстве по отношению к архитектуре. Выразительно написана фигурка маленькой Марии, со свечой в руках взбирающейся по высоким ступеням храма. Но, кроме нее, художник заставляет обратить внимание на много других сцен — на мальчика с птичьей клеткой, засмотревшегося на Марию, старуху, продающую яйца, голоногого малыша, которого тоже ведут во храм, всадника, испугавшего прохожего, и так далее. Чима пытается даже придать восточный колорит сцене — в глубине видны пальмы, мужчины носят чалмы. Но архитектура фона тем не менее типично венецианская, с лоджиями, дозорной башней, и на плоской крыше вверху на перекладине сушится белье. Все эти бытовые мотивы заставляют поверить и жизненную достоверность изображенного. Сочный колорит Чимы создает атмосферу пестрого красочного юга и сообщает жизнерадостный характер всей картине.