пятница, 17 июля 2009 г.

Аннибале Карраччи (1560-1609) - «Портрет лютниста Джованни Габриєлле»

КАРРАЧЧИ (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представители академизма: Лодовико (1555-1619) и его двоюродные братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (ок. 1585). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597-1604).
Художник Аннибале Карраччи (1560-1609), Итальянская школа. «Портрет лютниста Джованни Габриэлле». Холст, масло 77х64 см. Картинная галерея. Дрезден

Антонио Корреджо (ок. 1489-1534) - «Святая ночь» (Die Heilige nacht)

КОРРЕДЖО (Correggio) (наст. фам. Аллегри, Allegri) Антонио (ок. 1489-1534), итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения. В росписях (купол церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1520-23) предвосхитил пространственные эффекты барокко. Религиозные и мифологические («Даная», ок. 1526) картины отличаются грациозностью и поэтической мягкостью образов, праздничной свежестью колорита.

Художник Антонио Корреджо (ок. 1489-1534), Итальянская школа, «Святая ночь» (Die Heilige nacht). 256х188 см. Картинная галерея. Дрезден

Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780—1867) - «Портрет гравёра Демаре»

Из книги Роберта Камминга "Великие художники":
Родившийся во Франции в последние старорежимные годы, Энгр был свидетелем Революции, якобинского террора, взлёта и падения Наполеона Бонапарта, реставрации монархии и переворота Луи Наполеона. В каждый из этих периодов он стремился остаться столпом общества и поддерживать традиционные ценности. Он был сыном рядового художника и преданным учеником Давида. Вслед за учителем он отстаивал классицизм, а его утончённый стиль был под стать его нраву: чесному, методжичному, последовательному и преданному. При этом он нетерпел критики. Его ранние работы были плохо приняты в Париже, поэтому, получив в 1801 г. Большую римскую премию, Энгр отправился в Италию, где ещё больше полюбил старых мастеров и жил там, пока вкусы парижан не изменились. Рим был оккупирован французами, и у него появилось много последователей среди земляков. Но в 1814 г. случилась беда: Наполеон отрёкся от престола, и сторонники художника бежали из Рима (в том же году умер отец Энгра). Энгр оставался в Риме до 1824 г. После десяти лет в Париже он снова вернулся в Италию, где возглавил отделение Французской академии в Риме. В целом Энгр провёл в Италии 25 лет. Окончательно он вернулся в Париж лишь в 1841 г., когда упорство принесло ему желанное признание. Он умер богатым, знаменитым и боготворимым многочисленными учениками.
Художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780—1867), Французская школа. «Портрет гравёра Демаре». Музей Августинцев в Тулузе

четверг, 16 июля 2009 г.

ЯКОБ ИОРДАНС (1593—1678) - «Портрет семьи художника»


Художник ЯКОБ ИОРДАНС (1593—1678), Нидерландская школа, Фламандская школа. «Портрет семьи художника». 1622—1623

Мадрид. Музей Прадо

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281

Якоб Иордане принадлежит к блестящей плеяде фламандских мастеров XVII века, которые стали гордостью национальной художественной культуры Бельгии. После смерти Рубенса он был назначен первым художником Антверпена.

Творчество Иорданса сохраняет крепкую связь с народными традициями, подкупает своей грубоватой прямотой, искренностью и сочным юмором. Художник часто использовал в качестве сюжета народные пословицы, любил писать традиционные семейные праздники с их шумом, гамом, заразительным весельем, в котором участвуют все от мала до велика. Иордане является создателем монументального бытового жанра. Его герои — простые горожане и крестьяне. Ему по душе их душевная простота и жизнерадостность.

Иорданс получал много крупных заказов на алтарные картины, участвовал вместе с Рубенсом в создании цикла картин для Испании, работал для Голландии, был широко известен в Европе.

«Портрет семьи художника» принадлежит к периоду расцвета таланта молодого Иорданса. На картине справа мы видим самого мастера с любимой лютней в руках, так как Иордане слыл за прекрасного музыканта и очень гордился этим. Слева в кресле сидит его жена Екатерина ван Ноорт и маленькая Элизабет, его дочь, которую он обожал и часто писал в разных картинах. В глубине стоит служанка, держа блюдо с фруктами. Групповой портрет семьи выдержан в торжественных тонах, но вместе с тем ощущается простота и естественность каждого из изображенных. Радостное настроение картине сообщает солнечный свет, мастерски переданный художником.

Бернардо Строцци (1581-1644) - «Музыкантша с виолой-ла-Гамба»

Художник Бернардо Строцци (1581-1644), Итальянская школа, Генуэзская школа. «Музыкантша с виолой-ла-Гамба». 126х99 см. Картинная галерея. Дрезден

Луи Леопольд Буальи (1761-1845) - «Биллиард»

Художник Луи Леопольд Буальи (1761-1845), Французская школа. «Биллиард» 1807 г. Холст, масло 50х81. Государственный Эрмитаж

Жан Фуке (1415 —ок. 1480 г), Французская школа


Художник Жан Фуке (1415 —ок. 1480 г), Французская школа. «Мадонна с младенцем, окруженная ангелами» Королевский музей. Антверпен

Крупнейший французский живописец XV века Жан Фуке родился и работал в городе Туре, где находился королевский двор после захвата Парижа и северных областей англичанами в один из периодов Столетней войны. Большое влияние на Фуке оказали нидерландские мастера, особенно ван Эйк. Между 1443—1447 годами Фуке ездил в Рим.

Его внимание привлекали достижения итальянских художников в области линейной перспективы и итальянская архитектура, элементы которой он иногда использовал для фона в своих картинах.

По заказу Этьена Шевалье, казначея Карла VII, и фаворитки Агнессы Сорель, возлюбленной короля, Фуке выполнил диптих для украшения церкви в городе Лоте. На левой створке представлен донатор со своим святым патроном (Государственный музей. Берлин — Далем), на правой — Мадонна с младенцем, окруженная голубыми и красными ангелами. Чертам Мадонны Фуке придал сходство с Агнессой Сорель. Необычность цвета ангелов вызвана их символическим содержанием. По мнению теологов, красные ангелы олицетворяют любовь, голубые — чистоту. Мадонна одета в изящное серое платье с большим вырезом и плащ, подбитый горностаем, согласно моде французского двора. Младенца поддерживает один из ангелов. Поза Мадонны условна: она скорее стоит, нежели сидит на троне, левой рукой обняв сына. Математическая ясность построения композиции, точный рисунок, изысканная красота линий ритмов, пластическое совершенство форм делают это произведение шедевром живописи.

Kolner Meister (мастер из Кёльна?) - «Церемония в храме»

Художник Kolner Meister (мастер из Кёльна?) (Um 1370-1380), Немецкая школа. «Die Darstelung im Tempel» ( «Церемония в храме»). Кёльн, Walraf-Richatz-Muzeum