суббота, 3 ноября 2007 г.

Святослав Николаевич РЕРИХ - индийский художник (продолжение)

Профессор Н.К. Рерих, отец художника. Масло. 1942 г. Собственность автора
Пейзаж. Муссонные облака. Темпера. 1958 г. Собственность автора
Эскиз. Темпера. 1956 г. Собственность автора
Натюрморт. Темпера. 1946 г. Собственность автора
Наперегонки. Темпера. 1958 г. Собственность автора
Портрет доктора Радхакришнана. Масло. 1958 г. Собственность автора

Святослав Николаевич РЕРИХ - индийский художник (продолжение)

Красная земля. Темпера. 1947 г. Собственность автораСвященная флейта. Темпера. 1955 г. Собственность автора
Госпожа Девика Рани Рерих, жена художника. Темпера. 1951 г. Собственность автора
Тайный час. Темпера. 1955 г. Собственность автора
Силуэты. Темпера. 1953 г. Собственность автора

Святослав Николаевич РЕРИХ - индийский художник (продолжение)

Торопись! Темпера. 1954 г. Собственность автора
Портрет премьер-министра Индии Пандит Джавахарлал Неру. Масло. 1942 г. Собственность автора
Гирнар. Темпера. 1944 г. Собственность автора
Трудимся. Темпера. 1939 г. Собственность автора
Как в былые дни. Темпера. 1939 г. Собственность автора
Наставник. Кулу. Масло. 1937 г. Собственность автора

Святослав Николаевич РЕРИХ - индийский художник


Народы Индии, их древняя и современная культура, своеобразное искусство вызывают в нашей стране самый живой интерес.
В 1953 г. в Эрмитаже была организована выставка индийского искусства, привлекшая внимание ленинградцев.
В 1960 г. в Ленинграде, в Эрмитаже, экспонировались произведения Святослава Николаевича Рериха. Художник сочетает в своих полотнах традиции древнего индийского искусства с творческими достижениями своего отца, известного русского художника Николая Константиновича Рериха, не утрачивая при этом своей яркой индивидуальности.
Художник пишет картины на самые различные темы. В его творчестве отражено многообразие природы Индии, начиная с пустынных снежных Гималайских вершин, кончая плодородными долинами южных побережий („Гирнар", "Тайный час", „Муссон" и др.). Талантливость, поэтичность, трудолюбие народов Индии, их духовная жизнь находят особенно полное отражение в бытовых сценах и картинах символического содержания („Трудимся", «Красная земля", „Когда собираются йоги", „Силуэты"). Особое место в творчестве художника занимает портрет. В этом жанре С. Н. Рерих начал работать будучи уже зрелым мастером. Художником создана большая портретная галерея представителей индийского народа. Наряду с портретами премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, вице-президента Радхакришнана Прасада С. Н. Рерих создает жизнерадостные женские образы, часто по старой индийской традиции данные в декоративном плане. Запоминаются трогательные и поэтичные головки детей, встреченных художником в далеких горных селениях.
Высокую оценку произведениям этого большого мастера дал Н. С. Хрущев, посетивший выставку работ С. Н. Рериха в Дели во время своего визита в Индию в 1960 г.
Н. С. Хрущев отметил ценность творчества художника, его умение показать, что человек не склоняет голову перед трудностями, борется с природой, всегда стремится вперед.
Особое внимание Н. С. Хрущев уделил прочувствованной трактовке С. Н. Рерихом праздничной красоты природы Индии. И, действительно, одной из привлекательных особенностей искусства С. Н. Рериха, подчеркивающих жизнеутверждающий характер его творческой концепции, является яркая красочность и светоносность его картин. Построение композиции, основанное на ритмичности цветовых пятен и гармоничности линий силуэтов, свидетельствует о глубоком изучении художником народного искусства и древнеиндийской живописи — стенных росписей Аджанты и средневековых миниатюр — („Наперегонки", "Эскиз", „Пейзаж").
Святослав Николаевич Рерих не только крупнейший художник, но и видный прогрессивный общественный деятель, требующий мира и благосостояния для народов Востока. Одна из наиболее плодотворных сторон его научной и просветительной деятельности — продолжение дела его отца — выявление, охрана и популяризация памятников мировой культуры и искусства.
Карданг Лахул. Темпера. 1932 г. Собственность автора
Когда собираются иоги. Темпера. 1939 г. Собственность автора
Пейзаж. Темпера. 1959 г. Собственность автора
Деревенская сцена. 1959 г.

С.Г. ТАКАР СИНГХ - индийский художник

К сожалению, я не нашел достоверной информации про индийского художника , который указан на открытках как "С.Г. Такар Сингх". Открытки были выпущены в 1961 году и посвящены "Выставке произведений Такара Сингха в Москве в 1959 году. Поисковик на запрос о Такаре Сингхе упорно выдаёт информацию о индийском лидере религиозной группы Сант Такар Сингхе.
Невеста из Пенджаба
Ловля рыбы (Озеро Дал. Кашмир) Акварель

Атул БОС - индийский живописец 20 века

БОС (Bose) Атул (р. 22.2.1898, Майменсингх, Восточная Бенгалия), индийский живописец и график. Учился в Государственном колледже искусств и ремёсел в Калькутте (1916—18), которым позднее руководил, и в школе АХ в Лондоне (1924—26). Один из организаторов национальной АХ. В своём творчестве использует опыт европейского реалистического искусства. Работает в технике масляной живописи, акварели, пастели. Автор психологических портретов («Р. Тагор», 1952, Эрмитаж, Ленинград), жанровых картин («Лодочник», 1936; «Товарищи», 1937), серии рисунков на темы голода в Бенгалии (1943).
Поэт Робиндранатх Тагор
Открытка 1954 г. выпуска тогда, наверное, имя Рабиндранат писалось как Робиндранатх

БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович - русский художник-маринист (продолжение)

Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом. Масло. 1866 г. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева
Лунная ночь на Неве близ Биржи. Дерево, масло. Астраханская художественная галерея
Таллинская гавань. Масло. Государственный художественный музей Эстонской ССР
Палермо. Бурятский музей изобразительных искусств (г. Улан-Удэ)
Венеция ночью. Масло. 1856 г. Тульский областной художественный музей
Вид с Лебяжьей канавки на Михайловский замок в Петербурге. Государственный русский музей
Венеция. Государственный Русский музей

БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович - русский художник-маринист

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева.
В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.
В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.
С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
С 1854 года, оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха.
После окончания Академии художеств Боголюбов написал серию картин по истории Крымской (Восточной) войны. Эти полотна были приобретены императором Александром II, и художник получил заказ на написание морских сражений Северной и русско-шведской войн 1789-1790 годов.
Над этим заказом Боголюбов работал в конце 60-х и в 70-е годы XIX века. Изучая исторические данные, он глубоко и всесторонне подходил к изображению таких замечательных победоносных сражений русского морского флота, как «Гангутский бой 1714 года», «Морское сражение у Эзеля 1719 года», «Ревельское сражение 1720 года», «Сражение при Красной Горке 1790 года» и другие. И если в картинах 50-х годов была главным образом исторически документальная правда, то в работах над этими сюжетами Алексей Петрович Боголюбов смог добиться большой композиционной убедительности и смысловой выразительности, а также большой живописности.
Крым. Вид на Ай-Петри. Государственный Русский музей
Вель. Дверь фермы. Осень. Государственный Русский музей
Трепор. Нормандия. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Государственный Русский музей

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Портрет певицы Е.Л. Лавровской. 1878 г. Холст, масло. 171х121 см. Государственный Русский музей
На седьмой передвижной выставке художник среди своих работ экспонировал два женских портрета, в том числе портрет Е. Л. Лавровской. Критика по поводу этих произведений отмечала: «До сих пор Крамскому удавались только мужские портреты, но нынешняя выставка показала, что ему одинаково доступен и представляющий несравненно более трудностей женский портрет». Рецензент имел в виду, конечно, технические трудности. В женском портрете приходилось много работать над передачей драгоценных материалов — камней, мехов, тканей и т. д. Ведь и в новых, буржуазных условиях женщина, по-прежнему исключенная из участия в общественной и экономической жизни, расценивалась зачастую как вещь. Роскошь ее наряда являлась для супруга рекламой солидности его общественного положения
Крамской берется за решение проблем женского портрета потому, что ищет новую арену для ударов по академизму (именно здесь были особенно сильны традиции салонного искусства). Живописец противопоставляет образам салонных дам образ женщины-деятельницы: Лавровская была известна как страстный пропагандист национальной культуры. Кстати, это она подсказала П. И. Чайковскому идею создания оперы «Евгений Онегин» Крамской запечатлел певицу выступающей на концерте в память М. И. Глинки (в глубине сцены виден бюст композитора). Концертное платье актрисы позволило мастеру работать над передачей драгоценного материала и, следовательно, побить противников в той области, в которой они считали себя недосягаемыми.

За чтением. (Портрет С.Н. Крамской, жены художника). 1863 г. Государственная Третьяковская галерея

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 г. Масло, холст. 75х63,5 см. Государственный Русский музей
Встав с момента основания Товарищества во главе передвижничества, Крамской был по существу идейным руководителем этого течения в искусстве. В живописи наряду с В. Г. Перовым. Крамской был крупнейшим мастером, в значительной мере основоположником передвижнического портрета. Острый наблюдатель, человек недюжинного аналитического ума, он глубоко проникал в сущность человеческих характеров. Его портреты правдивы и достоверны. При безусловной схожести с моделью, они почти всегда обладают и чертами типическими. По ним можно судить о времени и о социальной принадлежности изображенного человека. Чаще всего Крамской писал художников, ученых, писателей, то есть людей тогокруга русской интеллигенции, к которому принадлежал сам. В созданной им портретной галерее современников отразились черты, характерные для русских демократов-просветителей 70-х — 80-х годов. Портрет М. М. Антокольского принадлежит к числу лучших произведений Крамского, бота несколько не закончена, и это не только не мешает, но скорее придает портрету большую живость. Страстный, темпераментный характер выдающегося скульптора передан достаточно верно. Независима, уверенна поза портретируемого, повернута гордо голова, горяч, напряжен и как-то по-особому тверд взгляд его больших глаз. Колорит портрета построен на тревожном сочетании красных и черных тонов с несколькими мазками.

Портрет Ивана Николаевича Крамского, написан И.Е. Репиным в 1882 г.
Портрет С.Н. Крамской. Государственный Русский музей

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Христос в пустыне. 1872 г. Холст, масло. 180х210 см. Государственная Третьяковская галерея
Эту картину, экспонированную на второй передвижной выставке, передовая общественность встретила как выражение этической и художественной программы передвижничества. В образе Христа, согласно евангельской легенде, уединившегося в пустыню, чтобы в сорокадневном размышлении подготовить сети к тяжелому, но необходимому пути спасения человечества, критика и зрители увидели мысленную связь с проблемой гражданской роли русской интеллигенции, с готовностью ее лучших представителей к самопожертвованию в борьбе с социальной несправедливостью. Картина имела огромный общественный резонанс. Показательно, что даже консервативный лагерь отказывался расценивать ее в качестве творения религиозного жанра. Автора «обличали» в недостаточной «возвышенности и идеальности» образа. Крамской в письме к писателю В. М. Гаршину утверждал, что он и не собирался выполнять иллюстрацию на тему христианского мифа. Он воспользовался фигурой Христа как «языком иероглифа». Художник писал: «...есть один момент в жизни каждого человека... когда на него находит раздумье — пойти направо или налево, взять ли за господа бога рубль, или не уступать ни шагу злу... Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей». Полотно как бы повторило гражданственный призыв поэзии Н. А. Некрасова — совершить окончательный выбор между станом «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» и лагерем погибающих за великое дело любви».
Портрет художника А.Д. Литовченко (1835-1890). 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник Н.А. Ярошенко на натуре. Государственный Русский музей
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1880 г. Масло, холст. 115х83,5 см. Государственный русский музей
Галерея портретов деятелей русской культуры, созданная И.Н. Крамским, велика и раз-нообразна. Это своеобразная серия представляет наиболее характерные образы передовой, демократической интеллигенции второй половины прошлого столетия. Многие из портретируемых были личными друзьями Крамского, среди них и Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, знаток русского леса. На портрете и могучий, сильный человек, а первое впечатление портрета — легкость, ясность, непринужденность во всем. Эти черты вообще отличают передвижнический портрет в целом и в особенности свойственны портретам Крамского, да и сама натура Шишкина позволила выявить их здесь особенно ярко. При строгой продуманности композиционного построения, постановки модели, в портрете нет ни малейшего элемента позирования. Шишкин представлен в своем естественном повседневном облике. непринужденно стоящим перед зрителем, как бы в кругу своих друзей. Его взгляд умен, светел, строго-внимателен. Немолодое, доброе и серьезное русское лицо, легкие седеющие волосы, светлые глаза и детали обычного повседневного костюма написаны свободно, хотя и достаточно подробно. Портрет лаконичен и прост.
Портрет художника А.И. Куинджи (1842-1910). 1877 г. Государственная Третьяковская галерея

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Русалки. 1871 г. На сюжет повести Н.В. Гоголя "Майская ночь" Холст, масло. 88х132 см. Государственная Третьяковская галерея
Сначала вожак «14-ти «бунтарей», демонстративно оставивших в 1863 году Петербургскую Академию художеств, затем руководитель Артели свободных художников, основанной по типу «Производственной коммуны», потом один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и, наконец, вождь передвижничества — такова исключительная по своей значительности общественная деятельность этого замечательного человека.В лице Крамского счастливо сочетались выдающийся живописец, талантливый организатор и замечательный педагог.
На первой передвижной выставке художник экспонировал портреты пейзажистов Ф. А. Васильева, М. К. Клодта, ученого-академика Ф. П. Литке, несколько портретных этюдов крестьян и две тематические композиции — «На тяге», «Майская ночь. Из Гоголя». Последней из них художник хотел воздать должное памяти гениального русского писателя, заложившего в нашей литературе основы реалистической школы второй половины XIX века. Однако произведение вышло за рамки непосредственно иллюстрационных задач. Это ощутил, видимо, и сам живописец, потому что завершении работы он изъял из картины фигуру спящего Левко, изображенную в начальном эскизе. Полотно, попав в собрание П. М. Третьякова, получило новое название — «Русалки».
Действительно, зритель, находясь у картины, не ищет в ней точного сюжета невской повести. Главное чувство, которым он проникается, — это сочувствие бедным девушкам утопленницам.
Портрет П.М. Третьякова (1832-1898), основателя галереи. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея
Неизвестная. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА?..(Заметка опубликована в газете «Ленинградская правда» 21 июля 1963 г.)
КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?
Многие искусствоведы, литераторы, историки шли по следам «Неизвестной», искали и не могли найти точных ответов на эти вопросы. Одни высказывали предположение, что это портрет светской дамы, современницы Крамского. Другие считали образ «Неизвестной» собирательным и прообразом героини романа Л.Н. Толстого — Анны Аркадьевны Карениной.После того как «Невский факел» появился однажды на страницах «Московской правды», в нашу редакцию пришло письмо. Москвич К. Быстряков хотел поделиться с читателями нашей газеты своими искусствоведческими поискам и и догадками.
Изучив большой литературный и архивный материал, К. Быстряков высказывает новое предположение. По его мнению, на портрете «Неизвестной» художник изобразил жену декабриста М. Л. Бестужева.
...В начале 50-х годов прошлого столетия Бестужев выкупил за 500 рублей крепостную девушку Матрену Савишну у своенравной и жестокой помещицы Курской губернии Мизюковой. Дед Матрены Савишны был засечен до смерти на конюшне за то, что гневно разговаривал с барыней, продавшей его внучку (старшую сестру Матрены Савишны) помещику. Бестужев увез выкупленную девушку в Петербург и женился на ней. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной.
Матрена Савишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о её красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.
Рассказывали, что однажды Матрена Савишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Савишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Савишне.
Художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ. И он написал картину, в которой Матрена Савишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ этой простой русской женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту

Другая версия  о женщине, вдохновившей художника:  РУССКАЯ ДЖОКОНДА

Портрет украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко (1814-1861). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Т.Г. Шевченко. Офорт