среда, 15 июля 2009 г.

Уильям Хогарт (1697—1764) - «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) »

Художник Уильям Хогарт (1697—1764), Английская школа. «Ростбиф старой Англии (ворота Кале) » 1748 г. Галерея Тэйт. Лондон.
«Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц. 3 к.

Уильям Хогарт - крупнейший мастер английского реалистического искусства, живописец и гравер, основоположник социально заостренной сатиры. Изображая различные слои английского общества, его быт и нравы, Хогарт подвергает их резкой беспощадной критике за утрату нравственных и моральных устоев. Его искусство разоблачает коррупцию в политической жизни страны, расточительность и беспечность аристократии, нищету простого народа, продажность и алчность парламента, разврат и жестокость, суеверие и ханжество. Хогарт создает большие серии гравюр и картин, в которых он прослеживает действия своих персонажей со свойственной ему меткостью наблюдения. Его произведениям свойственны подробная повествовательность и внимание к характерным деталям.

Картина «Ростбиф старой Англии» связана у художника с воспоминанием о пребывании во Франции. Будучи в Кале и рисуя старые ворота города, он был задержан французскими властями. Слева в глубине картины Хогарт включает себя в происходящее действие, подчеркивая достоверность запечатленного эпизода, пика над его головой намекает на арест. В центре —тощий повар несет большой кусок ростбифа, полученного из Англии, с жадным восхищением к нему • прикасается францисканский монах и с завистью смотрят голодные солдаты. В пролете ворот видна процессия священников, несущих святые дары, В образах, близких к гротеску, Хогарт показывает не только различные порочные склонности людей, но и нищету, царившую во Франции в XVIII веке.

вторник, 14 июля 2009 г.

Отто Нагель (род 1894) - «Вайзенштрассе»

Художник Отто Нагель (род 1894)
Германская Демократическая республика
«Вайзенштрассе» . 1942 г.
Немецкая Академия искусств Берлин.
Выставка произведений Нагеля в Москве. 1960 г.

Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518) - «Введение во храм»


Художник Чима да Конельяно (Около 1459—1517/1518), Итальянская школа. «Введение во храм» Дрезден. Картинная галерея

«Изобразительное искусство». Москва. 1971

Чима родился в небольшом городке Конельяно, который часто фигурирует в фонах его картин. В Венеции он работал между 1492 и 1516 годами, испытал сильное влияние Джованни Беллини. В творчестве Чимы да Конельяно менее всего чувствуется стремление к созданию идеального образа. Это не его стихия. Он любит повествовательное развитие сюжета, вводит разные жанровые сцены, свои жизненные наблюдения, и в этом его очарование.

«Введение во храм» — один из шедевров Чимы, который когда-то покорил самого Тициана, скопировавшего эту композицию. Поразительно соразмерно даны человеческие фигуры в пространстве по отношению к архитектуре. Выразительно написана фигурка маленькой Марии, со свечой в руках взбирающейся по высоким ступеням храма. Но, кроме нее, художник заставляет обратить внимание на много других сцен — на мальчика с птичьей клеткой, засмотревшегося на Марию, старуху, продающую яйца, голоногого малыша, которого тоже ведут во храм, всадника, испугавшего прохожего, и так далее. Чима пытается даже придать восточный колорит сцене — в глубине видны пальмы, мужчины носят чалмы. Но архитектура фона тем не менее типично венецианская, с лоджиями, дозорной башней, и на плоской крыше вверху на перекладине сушится белье. Все эти бытовые мотивы заставляют поверить и жизненную достоверность изображенного. Сочный колорит Чимы создает атмосферу пестрого красочного юга и сообщает жизнерадостный характер всей картине.

Бернар Бюффе ( Bernard Buffet) (род. 1928) - «Канал Сан-Мартен»


Художник Бернар Бюффе ( Bernard Buffet) (род. 1928), Французская школа. «Канал Сан-Мартен» 1956. Коллекция Мишель Гарнье, Париж

Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770) - «Триумф Амфитриты»


Художник Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), Итальянская школа. «Триумф Амфитриты» Картинная галерея. Дрезден

«Советский художник» Москва 1965. 9-1747. Ц, 3 1

Тьеполо — крупнейший мастер монументально-декоративной живописи в европейском искусстве. Его многочисленные полотна обильно украшали стены и плафоны дворцов XVIII века не только в Италии, но и в Петербурге, Мадриде, Дрездене. Декоративная живопись Тьеполо, светлая и радостная, исполненная бурной патетики, прекрасно сочеталась с пышным архитектурным обрамлением интерьеров XVIII века.

Картина «Триумф Амфитриты» задумана художником как аллегорическое изображение стихии воды, для которого он использует образы античной мифологии. Богиня Амфитрита, жена бога морей Нептуна, возлежит на большой морской раковине, увлекаемой морскими конями. Ее торжественный кортеж составляют морские божества— тритоны и наяды, а также маленькие амуры.

Ощущение бесконечной вольной водной стихии передано Тьеполо благодаря глубокому пространственному прорыву, широким всплескам волн, свободным, несколько бравурным движениям персонажей. Вся сцена кажется наполненной звуками рога, шумом плещущихся волн, свистом ветра, ржанием коней. И как драгоценная жемчужина, прекрасный дар океана — обнаженное тело Амфитриты, в образе которой сказалась давняя венецианская традиция, идущая от Джорджоне и Тициана.

Мастерство рисунка и цвета, декоративность композиции, богатство фантазии, чувственное и праздничное восприятие жизни делают эту картину Тьеполо одним из прекрасных произведений венецианской школы живописи.

Юрий Александрович Титов (род. 1926 г.) - «Минусинский тракт»

Художник Юрий Александрович Титов (род. 1926 г.), Русская школа. «Минусинский тракт». Заслуженный художник РСФСР

понедельник, 13 июля 2009 г.

АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905): «Сталепрокатный завод», «Сокол, преследующий голубя»

Художник АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905), Немецкая школа. «Сокол, преследующий голубя» . Ок. 1846 г. Холст, масло. Берлин, Национальная галерея
Художник АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905), Немецкая школа. «Сталепрокатный завод» . 1875 г. Холст, масло. Берлин, Национальная галерея

Интерес к производственной теме и к образам представителей пролетариата не был случайным в творчестве величайшего немецкого художника-реалиста XIX века Адольфа Менделя. Современник быстрого промышленного развития Германии, он не мог не видеть роста рядов пролетариата. Поражаясь мощи индустрии, сменившей примитивные ремесла, он восхищался и теми, кто приводил в движение все эти машины, кто вкладывал свой труд в невиданные дотоле изделия. «Современные циклопы» — так первоначально хотел назвать свою картину художник, имея в виду мифических гигантов древности. Но как подлинный реалист Менцель видел и оборотную сторону - нечеловеческую тяжесть выматывающего труда и правдиво передал это в своей картине, явившейся первым в мировом искусстве произведением, посвященным подобной теме.

Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614) - «Святое семейство»


Художник Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541 — 1614), Испанская школа. «Святое семейство». (Деталь) Холст, масло. 1585 г. Толедо. Госпиталь Тавера

Мировосприятие Эль Греко глубоко отлично от жизнеутверждающего оптимизма художников Возрождения. В его творчестве мы не находим той красоты реального мира, которым не уставали восхищаться итальянские мастера первой половины века. Отталкиваясь от поздних работ Тициана и Тинторетто, он доводит до крайней степени мысль о трагичности существования человека, о сложном конфликте его с окружающим миром, отказывая последнему в каких бы то ни было чувственных материальных ценностях. Следствием этого явилось полное пренебрежение обрисовкой места действия, и чаще всего Эль Греко переносит свои религиозные персонажи в небесные сферы, трактуя всю сцену как явление человеку высших духовных сил. Исключая религиозно-мистическую окраску его произведений, следует признать необычайно проявившийся в них психологический дар художника. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека.

Мы воспроизводим здесь деталь его картины «Святое семейство», известной в нескольких вариантах.

Мадонна кормит грудью сына, и ее лицо неизъяснимо прекрасно отражением той нравственной и грустной нежности, которая наполнила ее душу. То нервно-острыми, быстрыми мазками, то легчайшими прикосновениями кисти лепит Эль Греко ее удлиненное лицо с огромными черными глазами, резкими ритмами линий покрывала оттеняя хрупкость ее облика. Одухотворенный, поэтический женский образ воспринимается как прекрасная мечта, овладевшая душой мастера и воплощенная им с благоговейным и страстным восхищением.

«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.