суббота, 3 ноября 2007 г.

БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович - русский художник-маринист

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева.
В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.
В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.
С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
С 1854 года, оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха.
После окончания Академии художеств Боголюбов написал серию картин по истории Крымской (Восточной) войны. Эти полотна были приобретены императором Александром II, и художник получил заказ на написание морских сражений Северной и русско-шведской войн 1789-1790 годов.
Над этим заказом Боголюбов работал в конце 60-х и в 70-е годы XIX века. Изучая исторические данные, он глубоко и всесторонне подходил к изображению таких замечательных победоносных сражений русского морского флота, как «Гангутский бой 1714 года», «Морское сражение у Эзеля 1719 года», «Ревельское сражение 1720 года», «Сражение при Красной Горке 1790 года» и другие. И если в картинах 50-х годов была главным образом исторически документальная правда, то в работах над этими сюжетами Алексей Петрович Боголюбов смог добиться большой композиционной убедительности и смысловой выразительности, а также большой живописности.
Крым. Вид на Ай-Петри. Государственный Русский музей
Вель. Дверь фермы. Осень. Государственный Русский музей
Трепор. Нормандия. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Государственный Русский музей

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Портрет певицы Е.Л. Лавровской. 1878 г. Холст, масло. 171х121 см. Государственный Русский музей
На седьмой передвижной выставке художник среди своих работ экспонировал два женских портрета, в том числе портрет Е. Л. Лавровской. Критика по поводу этих произведений отмечала: «До сих пор Крамскому удавались только мужские портреты, но нынешняя выставка показала, что ему одинаково доступен и представляющий несравненно более трудностей женский портрет». Рецензент имел в виду, конечно, технические трудности. В женском портрете приходилось много работать над передачей драгоценных материалов — камней, мехов, тканей и т. д. Ведь и в новых, буржуазных условиях женщина, по-прежнему исключенная из участия в общественной и экономической жизни, расценивалась зачастую как вещь. Роскошь ее наряда являлась для супруга рекламой солидности его общественного положения
Крамской берется за решение проблем женского портрета потому, что ищет новую арену для ударов по академизму (именно здесь были особенно сильны традиции салонного искусства). Живописец противопоставляет образам салонных дам образ женщины-деятельницы: Лавровская была известна как страстный пропагандист национальной культуры. Кстати, это она подсказала П. И. Чайковскому идею создания оперы «Евгений Онегин» Крамской запечатлел певицу выступающей на концерте в память М. И. Глинки (в глубине сцены виден бюст композитора). Концертное платье актрисы позволило мастеру работать над передачей драгоценного материала и, следовательно, побить противников в той области, в которой они считали себя недосягаемыми.

За чтением. (Портрет С.Н. Крамской, жены художника). 1863 г. Государственная Третьяковская галерея

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 г. Масло, холст. 75х63,5 см. Государственный Русский музей
Встав с момента основания Товарищества во главе передвижничества, Крамской был по существу идейным руководителем этого течения в искусстве. В живописи наряду с В. Г. Перовым. Крамской был крупнейшим мастером, в значительной мере основоположником передвижнического портрета. Острый наблюдатель, человек недюжинного аналитического ума, он глубоко проникал в сущность человеческих характеров. Его портреты правдивы и достоверны. При безусловной схожести с моделью, они почти всегда обладают и чертами типическими. По ним можно судить о времени и о социальной принадлежности изображенного человека. Чаще всего Крамской писал художников, ученых, писателей, то есть людей тогокруга русской интеллигенции, к которому принадлежал сам. В созданной им портретной галерее современников отразились черты, характерные для русских демократов-просветителей 70-х — 80-х годов. Портрет М. М. Антокольского принадлежит к числу лучших произведений Крамского, бота несколько не закончена, и это не только не мешает, но скорее придает портрету большую живость. Страстный, темпераментный характер выдающегося скульптора передан достаточно верно. Независима, уверенна поза портретируемого, повернута гордо голова, горяч, напряжен и как-то по-особому тверд взгляд его больших глаз. Колорит портрета построен на тревожном сочетании красных и черных тонов с несколькими мазками.

Портрет Ивана Николаевича Крамского, написан И.Е. Репиным в 1882 г.
Портрет С.Н. Крамской. Государственный Русский музей

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Христос в пустыне. 1872 г. Холст, масло. 180х210 см. Государственная Третьяковская галерея
Эту картину, экспонированную на второй передвижной выставке, передовая общественность встретила как выражение этической и художественной программы передвижничества. В образе Христа, согласно евангельской легенде, уединившегося в пустыню, чтобы в сорокадневном размышлении подготовить сети к тяжелому, но необходимому пути спасения человечества, критика и зрители увидели мысленную связь с проблемой гражданской роли русской интеллигенции, с готовностью ее лучших представителей к самопожертвованию в борьбе с социальной несправедливостью. Картина имела огромный общественный резонанс. Показательно, что даже консервативный лагерь отказывался расценивать ее в качестве творения религиозного жанра. Автора «обличали» в недостаточной «возвышенности и идеальности» образа. Крамской в письме к писателю В. М. Гаршину утверждал, что он и не собирался выполнять иллюстрацию на тему христианского мифа. Он воспользовался фигурой Христа как «языком иероглифа». Художник писал: «...есть один момент в жизни каждого человека... когда на него находит раздумье — пойти направо или налево, взять ли за господа бога рубль, или не уступать ни шагу злу... Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей». Полотно как бы повторило гражданственный призыв поэзии Н. А. Некрасова — совершить окончательный выбор между станом «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» и лагерем погибающих за великое дело любви».
Портрет художника А.Д. Литовченко (1835-1890). 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник Н.А. Ярошенко на натуре. Государственный Русский музей
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1880 г. Масло, холст. 115х83,5 см. Государственный русский музей
Галерея портретов деятелей русской культуры, созданная И.Н. Крамским, велика и раз-нообразна. Это своеобразная серия представляет наиболее характерные образы передовой, демократической интеллигенции второй половины прошлого столетия. Многие из портретируемых были личными друзьями Крамского, среди них и Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, знаток русского леса. На портрете и могучий, сильный человек, а первое впечатление портрета — легкость, ясность, непринужденность во всем. Эти черты вообще отличают передвижнический портрет в целом и в особенности свойственны портретам Крамского, да и сама натура Шишкина позволила выявить их здесь особенно ярко. При строгой продуманности композиционного построения, постановки модели, в портрете нет ни малейшего элемента позирования. Шишкин представлен в своем естественном повседневном облике. непринужденно стоящим перед зрителем, как бы в кругу своих друзей. Его взгляд умен, светел, строго-внимателен. Немолодое, доброе и серьезное русское лицо, легкие седеющие волосы, светлые глаза и детали обычного повседневного костюма написаны свободно, хотя и достаточно подробно. Портрет лаконичен и прост.
Портрет художника А.И. Куинджи (1842-1910). 1877 г. Государственная Третьяковская галерея

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Русалки. 1871 г. На сюжет повести Н.В. Гоголя "Майская ночь" Холст, масло. 88х132 см. Государственная Третьяковская галерея
Сначала вожак «14-ти «бунтарей», демонстративно оставивших в 1863 году Петербургскую Академию художеств, затем руководитель Артели свободных художников, основанной по типу «Производственной коммуны», потом один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и, наконец, вождь передвижничества — такова исключительная по своей значительности общественная деятельность этого замечательного человека.В лице Крамского счастливо сочетались выдающийся живописец, талантливый организатор и замечательный педагог.
На первой передвижной выставке художник экспонировал портреты пейзажистов Ф. А. Васильева, М. К. Клодта, ученого-академика Ф. П. Литке, несколько портретных этюдов крестьян и две тематические композиции — «На тяге», «Майская ночь. Из Гоголя». Последней из них художник хотел воздать должное памяти гениального русского писателя, заложившего в нашей литературе основы реалистической школы второй половины XIX века. Однако произведение вышло за рамки непосредственно иллюстрационных задач. Это ощутил, видимо, и сам живописец, потому что завершении работы он изъял из картины фигуру спящего Левко, изображенную в начальном эскизе. Полотно, попав в собрание П. М. Третьякова, получило новое название — «Русалки».
Действительно, зритель, находясь у картины, не ищет в ней точного сюжета невской повести. Главное чувство, которым он проникается, — это сочувствие бедным девушкам утопленницам.
Портрет П.М. Третьякова (1832-1898), основателя галереи. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея
Неизвестная. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА?..(Заметка опубликована в газете «Ленинградская правда» 21 июля 1963 г.)
КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?
Многие искусствоведы, литераторы, историки шли по следам «Неизвестной», искали и не могли найти точных ответов на эти вопросы. Одни высказывали предположение, что это портрет светской дамы, современницы Крамского. Другие считали образ «Неизвестной» собирательным и прообразом героини романа Л.Н. Толстого — Анны Аркадьевны Карениной.После того как «Невский факел» появился однажды на страницах «Московской правды», в нашу редакцию пришло письмо. Москвич К. Быстряков хотел поделиться с читателями нашей газеты своими искусствоведческими поискам и и догадками.
Изучив большой литературный и архивный материал, К. Быстряков высказывает новое предположение. По его мнению, на портрете «Неизвестной» художник изобразил жену декабриста М. Л. Бестужева.
...В начале 50-х годов прошлого столетия Бестужев выкупил за 500 рублей крепостную девушку Матрену Савишну у своенравной и жестокой помещицы Курской губернии Мизюковой. Дед Матрены Савишны был засечен до смерти на конюшне за то, что гневно разговаривал с барыней, продавшей его внучку (старшую сестру Матрены Савишны) помещику. Бестужев увез выкупленную девушку в Петербург и женился на ней. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной.
Матрена Савишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о её красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.
Рассказывали, что однажды Матрена Савишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Савишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Савишне.
Художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ. И он написал картину, в которой Матрена Савишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ этой простой русской женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту

Другая версия  о женщине, вдохновившей художника:  РУССКАЯ ДЖОКОНДА

Портрет украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко (1814-1861). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Т.Г. Шевченко. Офорт

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение

Мина Моисеев 1882 г. Этюд к картине "Крестьянин с уздечкой" Масло, холст. 65х45. Государственный Русский музей
Портрет актёра А.П. Ленского в роли Петруччо в комедии В. Шекспира "Укрощение строптивой" 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Крестьянин с уздечкой. Портрет Мины Моисеева. 1883 г. Киевский государственный музей русского искусства
Крамской написал несколько портретов людей из народа. крестьян. Будучи убежденным демократом, он глубоко интересовался народной жизнью. Среди этих портретов «Мина Моисеев», несомненно, один из лучших. Портрет был написан с натуры. Под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче, ему позировал один из местных жителей. Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален. В то же время в нем ясно выступают общие типические черты русского пореформенного крестьянства. Ясен взгляд его глаз, выражающий острый и сметливый ум. Загорелое, морщинистое' лицо светится и добротой и лукавством. Светлый колорит портрета, не типичный для Крамского, как нельзя более соответствует передаче сути образа портретируемого. Особенно красива серо-голубая рубаха крестьянина и его волосы, подобные старому серебру. Портрет Мины Моисеева вообще одно из самых выдающихся живописных произведений Ивана Николаевича Крамского.
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). 1879 г. Холст, масло. 88х68 см. Государственная Третьяковская галерея
Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, представленный Иваном Николаевичем Крамским на седьмую передвижную выставку, исполнялся по заказу П. М. Третьякова. Художнику предстояло пополнить галерею портретов выдающихся деятелей национальной культуры, которую великий русский собиратель задумал иметь в своем собрании. Чувство гражданской ответственности, руководившее Крамским, активно участвовавшим в осуществлении этой идеи Третьякова, великолепно раскрывает сам процесс создания портрета. Собственно, работа готова была еще в 1877 году. Однако живописец не передал ее заказчику под предлогом якобы необходимости снять копию для близких писателя. На деле же он остался неудовлетворен ее художественными качествами. Два года оставался портрет в мастерской Крамского, подвергаясь дальнейшей переработке. В результате, действительно, родился шедевр, навсегда сформировавший для поколений представление о гениальном писателе-сатирике. Его выпрямившаяся в кресле, словно застывшая в этом положении фигура, суровое лицо, как бы окаменевшее в своей неподвижности, и в то же время печать усталости и скорби в уголках рта и глаз, нервически переплетенные пальцы рук -все это сразу же говорит зрителю, что сатирическое осмеяние самодержавной действительности вызывалось в этом человеке душевной болью за страдания обездоленного народа.
Некрасов в период "Последних песен" (ум. 27 дек. 1877 г.). 1877 г. Холст, масло. 105х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1977). Государственная Третьяковская галерея
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова (1812-1891). 1874 г. Государственная Третьяковская галерея

КРАМСКОЙ Иван Николаевич

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (08.06.1837 Острогожск, ныне в Воронежской области - 24.03.1887 Санкт-Петербург) Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).
Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» —типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.
Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского.
Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все —Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба —Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.
Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» —такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884; все —Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880, или «Неизвестной», 1883; оба —там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.

Автопортрет. 1867 г. Государственная Третьяковская галереяПортрет художника Г.Г. Мясоедова (1835-1911). 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Поэт А.Н. Майков на рыбной ловле. Государственный литературный музей
Портрет С.Н. Крамской, жены художника. 1860-е гг. Соус, пастель, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея
Портрет дочери. Акварель. Государственная Третьяковская галерея

пятница, 2 ноября 2007 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок

Иллюстрация к русской народной сказке "Об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке". 1899 г.
Иллюстрация к русской народной сказке "Об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке". 1899 г.
Иллюстрация к сказке "Марья Моревна". 1901 г.
Куликовская битва. 1941 г. Государственный русский музей
Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная". 1900 г.
Иллюстрация к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". 1901 г.

Дубовской Николай Никанорович -русский художник-передвижник

Набережная Невы вечером. Государственный Русский музей
Московский Кремль. 1902 г. Государственный Русский музей