Трапеза. 1865 и 1876. Масло, холст, 84х126 см. Государственный Русский музей |
В самом начале 60-х годов особенно привлекшими общественное внимание к имени В. Г. Перова были антиклерикальные картины «Проповедь в сельской церкви», «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (все три — в ГТГ). В 1865 году художник вернулся к этой теме в полотне «Трапеза» (впоследствии картина еще раз была переписана, что и дало основание помечать время ее создания двумя датами). Сюжет картины не столь прямолинеен, как прежде, и все же она полна самого беспощадного обличения духовенства. В ней разоблачаются лицемерие и порочность морали церковников, лживость их учения о презрении к земным благам и любви к ближнему, незлобивости и всепрощении. Представив обед в монастырской трапезной, Перов наглядно показал, что и внутри церковников существует лживость и социальная рознь. На картине изображено и раболепство монахов перед знатными посетителями, и их безразличие к страданиям бедняков, и жадность, и скупость, их злость, чревоугодие, подхалимство. Художник наделил каждого из персонажей чертами характера, ярко выражающими тот или иной порок.
«Трапезу» отличает точность деталей, тщательная проработанность рисунка, живописность. В картине множество действующих лиц, и никто не написан наспех. С подробностями выписан и каждый из предметов. Все имеет свое значение. Даже показывая контраст царящего в трапезной полумрака с ярким светом за окнами, Перов как бы противопоставляет темному монастырскому быту яркий свет солнца; жизнь природы сопоставляется с мелочностью и низостью, царящей в комнате.
В своих произведениях Василий Григорьевич Перов уделял большое внимание пейзажному фону, той естественной природной среде, в которой действует человек.
В картине "Ботаник", экспонированной художником на четвёртой передвижной выставке, пейзаж играет особо важную роль, ибо живописец рассказывал в ней о человеке, живущем среди природы, нашедшем своё призвание в увлечённом познании растительных форм. Великолепно передав сдержанную красоту русского пейзажа, художник словно бы показал, что не любить такую природу нельзя. Произведение необыкновенно свежо по живописи. Чувствуется, что Перов, оставив стены мастерской, работал на открытом воздухе (пленере), а это дало непосредственную жизненность колорита, из которого уходят коричневые, "музейные" тона.
Таким образом, борьба за высветление палитры, записанная позднее эстетствующей критикой полностью на имя французских мастеров, служила на самом деле общим международным явлением истории изобразительного искусства 1870-х годов. На четвёртой передвижной выставке Перов выступал даже в целом как один из пионеров пленера в России. Наряду с картиной "Ботаник" он экспонировал этюды, пленерная направленная которых говорила за себя даже в их названиях, - "Яблоня в цвету" и "Крестьянка Рязанской губернии у калитки на солнце".
Комментариев нет:
Отправить комментарий