четверг, 6 апреля 2017 г.

Франсиско Гойя - «Портрет графини дель Карпио»

Франсиско Гойя. Портрет графини дель Карпио. Исполнено около 1793 г. Холст, масло 181x122 см В коллекции Лувра с 1942 г., подарок Карлоса де Бейстегви

Из альманаха «Великие музеи мира» №2 «Лувр. Париж»:
Женская фигура, выполненная в период зрелости художника, выделяется своей простотой, сдержанным и почти мрачным видом. Полотно принадлежит к большой галерее великолепных портретов, где проявились наиболее светлые стороны живописи Гойи. Эта работа далека от выражения тревог, жестокостей, страданий и несправедливости, которые, несомненно, составляют фундаментальный аспект творчества мастера. Подобные печальные мотивы можно наблюдать не только в прекрасных рисунках и знаменитых гравюрах, но и в живописи. Но даже в этом ином аспекте мира, в наслаждении грацией и красотой, элегантностью и остроумием, с оригинальной силой выявляются высочайшие достоинства художника. Стройная фигура стоит посреди пустого пространства, почти лишенного ориентиров, и фокусирует все внимание на себе. Гойя сосредоточил свое воображение на участках интенсивного цвета, на платье глубокого черного оттенка, контрастирующего с вуалью и светлым бантом. Очевидно, что параллель с контрастом черной массы волос вокруг светлого, замкнутого и высокомерного лица сделана преднамеренно.

Алессандра Флеголент
Картина выполнена сразу после болезни, которая привела Гойю к глухоте. С 1780 года он стал модным портретистом высшего общества Мадрида, к которому принадлежала и изображенная здесь маркиза де ла Солана и графиня дель Карпио, умершая в тридцать восемь лет в 1795 году. При создании ее портрета мастер использует приемы, проверенные в его светских портретах. Маркиза изображена стоя, в благородно строгих одеждах, где единственной уступкой роскоши является розовый бант. Элегантность фактуры сопровождается психологической глубиной: ее лицо выражает необычайную серьезность и упорство.

См. также:

ФРАНЦИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСЕЕНТЕС (1746-1828)

среда, 5 апреля 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Посторонние в раю»

Terry Rodgers (в. 1947).  STRANGERS IN PARADISE - Терри Роджерс (1947 г.р.). Посторонние в раю

См. также:

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Смена блюд в ресторане»


вторник, 4 апреля 2017 г.

Марсель Меркадо - «Дональд Трамп»

Марсель Меркадо. Дональд Трамп (карикатура). Исполнено в 2015 году
Недавно узнал, что "Один дома -2" далеко не единственный фильм, в котором нынешний хозяин Белого дома играл самого себя. Он сыграл больше десятка ролей в различных фильмах и сериалах. Понятное дело, что сейчас ему не до кино, так как он играет роль президента США, однако это вовсе не значить, что его образ потерян для мира кино. Так сейчас президент Трамп сыграл роль в 20-м сезоне комедийного мультсериала Южный парк, который уже много лет смотрит не только Америка, но и весь мир. В том числе его можно смотреть в русском переводе. 
Марсель Меркадо - современный американский художник, специализирующийся на работе в игровой индустрии, он создаёт образы героев игр, а также спайсы. Карикатура на Трампа - это скорее выражение его позиции, чем "картина на заказ"

Тициан - «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе»

Тициан. Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе. Исполнено в 1546 г. Холст, масло. 202 х 127 см. Музей Каподимонте в Неаполе (из коллекции Фарнезе)
Из альманаха «Великие музеи мира» №14 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Написанный в Риме в 1546 году, этот портрет является венцом «римского» периода Тициана. Как показывают радиографические исследования, первый вариант картины в большей мере, чем окончательный, несет на себе отпечаток вдохновения, полученного от картины «Портрет папы Льва X с кардиналами» Рафаэля, который уже тогда находился во Флоренции. С него существовало достаточно много копий, одна из которых, кисти Андреа дель Сарто, также хранится в Каподимонте. Несмотря на комментарий Вазари, что «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» был написан «замечательно и с большим удовлетворением персонажей», полотно кажется неоконченным, особенно нижняя часть, которая недалеко ушла от состояния наброска. Несмотря на это, работа по праву считается «одним из лучших психологических портретов всех времен», как написал один ученый, который усмотрел в ней отголосок плохих отношений, который в те годы существовали между понтификом и Оттавио. Трудно судить, можно ли назвать взгляд Павла III подозрительным. С уверенностью можно лишь сказать, что амбициозный Оттавио (фигура справа) кажется коварным и угодливо-почтительным. Алессандро, напротив, производит впечатление отдаления от двух фигур, как бы подчеркивая этим свою непричастность к интригам брата, в то время как его выразительный взгляд обращен прямо к зрителю. Вне зависимости от истолкования сюжета, картина, наполненная игрой гармонично сочетающихся красных и белых тонов, остается непревзойденным образцом своего жанра.
Маттиа Гаэта
Духовное лицо высокого сана, Алессандро (1520-1589) был папским легатом, выполнявшим важнейшие миссии, включая попытку примирения между императором Карлом V и Франциском I, королем Франции. Этому щедрому меценату и великому строителю мы обязаны воздвижением церкви и Коллегиума иезуитов в Риме и дворца Фарнезе в Капрарола. У него была внебрачная дочь Клелия, широко известная своей красотой.
В Каподимонте хранятся еще два портрета Павла III, относящиеся более-менее к одному и тому же периоду. Понтифик, изображаемый всегда в виде бодрого и симпатичного старичка, на самом деле представлял собой образец семейственности, приведший к отделению от владений Церкви двух территорий: Пармского герцогства в пользу одного из своих четверых детей, Пьера Луиджи, и герцогства Кастро для своего внука Орацио.
Оттавио (1524-1586), сын Пьера Луиджи, женился на пятнадцатилетней внебрачной дочери Карла V и в сообществе с тестем отстоял права на Пармское герцогство, которое Павел III отдал сыну Пьеру Луиджи. Оттавио сможет вступить во владение им, однако, только после насильственной смерти отца в 1547 году. После смерти Оттавио герцогство перейдет к Алессандро, великому кондотьеру и политику на службе испанцев.
См. также:

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)

понедельник, 3 апреля 2017 г.

Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945) - «Зеркало»

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). Evening preparations - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Вечерняя подготовка

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). The looking glass - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Зеркало

воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Святой Георгий, побеждающий дракона»

Рафаэль. Святой Георгий, побеждающий дракона. Исполнено около 1506 г. Холст, масло 28,5 х 21,5 см Национальная галерея искусств. Вашингтон. Из коллекции Эндрю В. Меллона
Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
Вторая и более зрелая версия картины «Святой Георгий, побеждающий дракона» заказана Рафаэлю герцогом Урбино Гвидобальдо да Монтефельтро приблизительно в 1506 году. Она послужила подарком, отосланным молодым герцогом, при помощи Бальдасса ра Кастильоне, Генриху VII, после того, как в 1504 году король Англии оказал ему высокую честь, наградив Орденом Подвязки, святым покровителем которого был святой Георгий. То, что заказ имеет прямое отношение к изложенным фактам, подтверждает такая де таль картины, как подвязка на доспехах ноги святого Георгия. На ней читается слово «boni», начало девиза ордена Подвязки - «Honi soit qui mal y pense» («Пусть стыдится подумавший плохо об этом»). Формальные и стилистические элементы произведения согласуются с этой гипотезой. Прежде всего, это пейзаж, очень приближенный к ландшафтам Умбрии. Использована сознательная оркестровка между пространством и фигурами первого и второго плана (святой Георгий на коне с драконом и принцесса на заднем плане). Диагональная линия копья скрещивается с диагональной линией фигуры коня, уравновешенной задними ногами. Художник также символически применяет цвета: зло, воплощаемое драконом в темноте грота, и белизна коня, символ чистоты христианского рыцаря.
Роза Джорджи
Наиболее драматической деталью сцены является поражение дракона, пронзенного копьем святого рыцаря. Чудовищный фантастический зверь, ставший прообразом зла, символически изображен Рафаэлем в самом темном углу сцены.

суббота, 1 апреля 2017 г.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова [21.03 (1.04). 1873 г. - 28.03.1943 г.]. Исполнено в 1930 году

пятница, 31 марта 2017 г.

Джек Веттриано - «Платная танцовщица»

Jack Vettriano (1951). DANCER FOR MONEY - Джек Веттриано (1951 г.р.). Платная танцовщица
См. также:

Шотландский художник Джек Веттриано

четверг, 30 марта 2017 г.

Анжелика Кауфман (1727-1815) - «Семья Фердинанда IV»

Анжелика Кауфманн. Семья Фердинанда IV. Исполнено в 1782-1783 гг. Холст, масло. 310 х 426 см. Национальный музей Каподимонте в Неаполе (из коллекции Бурбонов)

Из альманаха «Великие музеи мира» №14 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Этот, безусловно, самый важный портрет неаполитанских Бурбонов, был заказан художнице самой королевой, ее большой поклонницей. В 1782 году немецкая художница, находясь на пике своей славы, отправилась в Неаполь по приглашению королевского двора, где сделала много различных набросков и отдельных портретов членов королевской семьи. Картина была написана в Риме, но в 1784 году сама художница отвезла ее в Казерту, где получила полное одобрение монархов. По очевидным хронологическим причинам на ней изображена только часть из шестнадцати детей, которых произвела плодовитая чета. Слева, с арфой, сидит Мария Тереза, старшая дочь и будущая императрица в качестве супруги Франциска II (а затем I Австрийского). Рядом с ней - Франциск, будущий король, монаршая чета и Мария Кристина, будущая королева Сардинии. На колыбельке сидит Мария Луиза, впоследствии Великая герцогиня Тосканская с маленькой Марией Амалией на руках, ставшей в будущем супругой Луи Филиппа, короля Франции. У ее ног, на подушке, лежит Дженнаро, умерший в возрасте девяти лет. Королевская семья собрана на фоне условно-южного пейзажа, при этом вся композиция отличается изящной непринужденностью и продуманной раскованностью в лучших традициях английской портретистики. Для интереса сравним эту изысканную работу с картиной «Портрет семьи Франциска» кисти сицилийского художника Каммарано - неуклюжую попытку в строго неоклассическом духе добиться очарования космополитического произведения Кауфманн (см. ниже).
Маттиа Гаэта
Франциск I стал королем Обеих Сицилий в 1825 году. По Венскому конгрессу, оба королевства, Неаполя и Сицилии, объединенные под властью одного монарха, стали единым государством (это объясняет, каким образом его отец Фердинанд в 1816 году из IV стал I). О Франциске можно сказать только одно: его царствование продлилось всего лишь пять лет, да и то под неусыпным контролем отца.
Фердинанд IV в первые годы своего длинного правления (1751-1825) продолжил реформаторскую деятельность своего отца Карла. Затем, как из-за супруги, так и вследствие повторяющихся нападений французов, он отошел на решительно консервативные позиции. Пользовавшийся народной любовью, король настроил против себя лучшую часть знати и творческой интеллигенции жестоким подавлением Партенопейской республики в 1799 году.
Марии-Каролине Габсбургской никогда не нравились гравюры. Вскоре после заключения брака она удалила Тануччи, лучшего премьер-министра, когда-либо бывшего в Неаполе, и ввела в правительство своего фаворита Актона, совместно с которым фактически она правила Неаполем. Интриганка, лишенная предрассудков, после казни своей сестры Марии-Антуанетты, Мария превратилась в яростную антиякобин-ку, подталкивающую страну к опасной реакционной политике.

Джузеппе Каммарано (1766 — 1850). «Семья Франциска I, короля Обеих Сицилий». Исполнено в 1820 году. Музей Каподимонте, Неаполь


См. также:  Анжелика Кауфман (1727-1815)

среда, 29 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Доктор Поль Гаше»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Доктор Поль Гаше. Исполнено в 1890 году. Холст, масло 68 х 57 см. Музей Орсе, Париж (Дар Поля и Маргариты Гаше, 1949 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Весной 1890 года Тео сообщает брату Винсенту имя человека, который может ему помочь. Это доктор Поль Гаше, который живет в Овер-сюр-Хаз и имеет определенную страсть к искусству, как художник-любитель и как коллекционер. Художник, желая избавиться от частых приступов тревоги, немедленно отправляется в Овер. Первое впечатление не самое лучшее, Гаше кажется ему эксцентриком, не заслуживающим доверия и даже нуждающимся в помощи, как и он сам. Но это суждение быстро сменяется на противоположное. В своих письмах Ван Гог называет Гаше «настоящим другом», «новым братом» и даже «папой».
В письме к Гогену художник объясняет, почему он приписывал Гаше «скорбное выражение нашего времени». Образ доктора - гораздо больше, чем просто портрет, это символ, представление на холсте того, чем врач был для Ван Гога. А был он, прежде всего, прекрасным другом, которого Винсент напрасно искал в Гогене. А также - второй половинкой души, его новым авторитетом, воплощением его идеалов. Гаше, знаток искусства, привыкший к новизне стиля таких художников, как Писсарро и Сезанн, с которыми он встречался ранее, высоко ценит произведения Ван Гога и способен понять его неординарную личность.
С удивительной непосредственностью Ван Гог сопоставляет дополнительные цвета, усиливая их. Портрет доктора Гаше строится на сочетании синих тонов куртки врача и фона с ярко-оранжевым цветом стола.
Симона Бартолена

вторник, 28 марта 2017 г.

Борис Дмитриевич Григорьев. Портрет А.М. Горького

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939).  Портрет А.М. Горького [16(28).03.1868 г.- 18.06.1936 г.]. 1926г. 

понедельник, 27 марта 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Смена блюд в ресторане»

Terry Rodgers (в. 1947).  THE VARIABLE FREQUENCIES OF RESTRAINT - Терри Роджерс (в. 1947). Смена блюд в ресторане


См. также:

Терри Роджерс (1949 г.р.) - американская живопись 21 века 


воскресенье, 26 марта 2017 г.

Марлен Дюма (1953 г.р,) - «Секретные файлы»

Marlene Dumas (b. 1953). Secret files. Рencil and watercolour on paper. 19 x 21 cm. Executed in 1992 - Марлен Дюма (1953 г.р.). Секретные файлы. Карандаш и акварель на бумаге. 19х21 см. Исполнено в 1992 году

Марлен Дюма - южноафриканская художница, уроженка Кейптауна. Она изучала изобразительное искусство в Университете Кейптауна, который окончила в 1975 году. В 1979 году она поехала в Нидерланды изучать психологию и с тех пор живет и работает в Амстердаме. Марлен Дюма известна свободно нарисованными изображениями, особенно детьми, которые обладают странным и тревожным качеством, в частности из серии её картин младенцев под названием «Первые люди» (1991). Её образы обычно берутся из фотографий, иногда - её собственных, иногда взятых из газет и журналов.
Представленный набросок, который, кстати был продан за 30 с лишним тысяч долларов, был написан в 1992 году, когда готовился к выходу первый сезон культового мега-сериала "Секретные материалы", который был завершён в 2002-ом году. Однако  сериал был настолько популярным, что. спустя 12 лет вышло продолжение, а сейчас готовится к прокату очередной сезон. Кстати смотреть Секретные материалы онлайн бесплатно с русским переводом можно по мере выхода новых серий. На этом же сайте поклонники сериала, а также новое поколение любителей неизведанного имеют возможность  смотреть все сезоны, начиная с первого.

Рафаэль - Автопортрет

Рафаэль Санти. Автопортрет. Дерево (тополь), масло. 47,3 х 34,8 см. Галереи Уффици, Флоренция
Раймондо Сасси. Из аннотации к картине:
В 1631 году картина упоминается в числе имущества, входящего в наследство Виттории делла Ровере, жены Фердинанда II Медичи, как «собственноручный портрет Рафаэля». Из тех же документов явствует, что небольшая дощечка с автопортретом прибыла во Флоренцию из Ур-бино. Более тщательные изыскания, проведённые в 1983 году в ходе реставрационных работ, подтвердили авторство Рафаэля несмотря на то, что ранее на этот счет высказывались сомнения. Таким образом, картина может считаться не только самым ранним изображением, позволяющим судить о внешности художника, приложившего немало усилий к мифологизации своего образа... но и показывает, как с ранних лет, ещё до того, как покинуть родные места, мастер сознательно использовал художественные средства для шлифовки собственного облика. Действительно, происхождение картины и её датировка приблизительно 1505 годом с которой в основном согласны авторы позднейших исследований, позволяют предположить, что произведение создавалось в Урбино. Однако следует учитывать, что, будучи в эти годы ещё тесно связан с Урбино, Рафаэль уже совершил первую поездку во Флоренцию, где не только видел работы основных своих соперников, Леонардо и Микеланджело, но и наверняка смог оценить их особую харизматичность. Эти две выдающиеся личности являли собой в то время, каждый в соответствии со своим характером и наклонностями, наиболее полное воплощение новой роли художника в обществе, послужив молодому Рафаэлю наглядным примером.

суббота, 25 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет Народного артиста СССР Евгения Райкова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.).  Портрет Народного артиста СССР Евгения Тихоновича Райкова (25.03.1937 г. - 11.06.2010 г.) в роли Ноздрёва. Исполнено в 1983 г.

пятница, 24 марта 2017 г.

Франческо Солимена (1657-1747) - «Адам и Ева в Эдемском саду»

Francesco Solimena (Canale di Serino 1657-1747 Barra). Adam and Eve in the Garden of Eden - Франческо Солимена (Канале-ди-Серино, 1657-1747 годы Барры). Адам и Ева в Эдемском саду 

четверг, 23 марта 2017 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Нахождение Моисея»

Орацио Джентилески (1563-1639). Нахождение Моисея. Исполнено около 1633 г. Холст, масло. 243х281 см. Музей Прадо, Мадрид (из коллекции Филиппа II)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Великолепная картина, написанная художником уже в семидесятилетием возрасте, была отправлена из Лондона и вручена королю Испании Филиппу IV в 1633 году. Во время пребывания в Лондоне пизанский художник постоянно стилистически совершенствовался. Сначала в Риме с помощью простых, ярких и искренних живописных приемов Караваджо. Затем художник достиг творческой зрелости в Турине при дворе герцогов Савойских, потом - в Генуе, и, наконец, - в Париже при дворе Марии Медичи. В Лондоне, конечно, старый художник имел под рукой коллек- цию блестящих образцов живописи, присланных ко двору Ван Дейком, который сам переехал в английскую столицу в 1632 году. Стиль позднего Джентилески показывает внимательное соблюдение истины, до которой художник докапывается с помощью навыков рисования, полученных в тосканской школе. Он делает это со вкусом к изяществу и роскоши обстановки. Исключительной по красоте является игра света на различных типах тканей и сочетание их изысканных цветов, преимущественно светлых, в частности, серебристых, золотистых, розовых.
Даниэла Тарабра
Анатомическая достоверность и внимание к световым рефлексам являются наиболее убедительными чертами позднего стиля Джентилески

См. также:

Орацио Джентилески (1563-1639)

среда, 22 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Церковь в Овер-сюр-Уаз»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Церковь в Овер-сюр-Уаз. Исполнено в 1890 г. Холст, масло 94 х 74,5 см Музей Орсе, Париж (приобретено с помощью доктора Поля Гаше и анонимного канадского дарителя в 1951 году).
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Ван Гог написал эту картину в Овер-сюр-Уаз, селении, облюбованном еще импрессионистами и Полем Сезанном, куда он отправился, чтобы встретиться по предложению своего брата Тео с доктором Гаше. Ван Гог останется в Овере с 21 мая 1890 года до самой своей смерти, случившейся по причине самоубийства 29 июля того же года. За этот довольно короткий период времени Ван Гогу удается создать семьдесят картин и множество рисунков. Но. толь ко одна из этих картин посвящена церкви Овера, внушительному зданию XIII века. Чтобы понять новизну и оригинальность стиля Ван Гога, достаточно сравнить этот зрительный образ, вылепленный красками, с Руанскими соборами, написанными Моне несколько лет спустя. Хотя серия Моне имеет более позднюю датировку, при сравнении очевидна вся новизна Ван Гога, который не стремится передать на холсте реальность, или зрительное впечатление от реальности, но пытается выразить состояние собственной души по отношению к сюжету. Оставаясь узнаваемой, церковь полностью изменена инстинктивными движениями кисти Ван Гога в идеальном синтезе действительности и воображения, внешне го и внутреннего миров.
Ван Гог пишет материальными ударами кисти, плотными и вихреобразными. Цвета выбраны инстинктивно и сопоставлены, с превосходным результатом, в соответствии с законами, которых Ван Гог не учил, но применяет в совершенстве, спонтанно, следуя своей интуиции.
Симона Бартолена

вторник, 21 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет хирурга В.Д. Фёдорова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.). Портрет хирурга Владимира Дмитриевича Фёдорова (21.03.1933 г. - 17.09.2010 г.). Исполнено в 1986 г.

понедельник, 20 марта 2017 г.

Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952) - «Нудисты на пляже»

Howard Chandler Christy (AMERICAN, 1873 - 1952). NUDES AT THE BEACH. 1930 - американский художник Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952). Нудисты на пляже. Исполнено в 1930 году 
Странно, почему-то художник увидел на нудистском пляже только красивых и стройных девушек. Прямо соцреализм какой-то. 

воскресенье, 19 марта 2017 г.

Рафаэль - Портреты супругов Дони

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. Исполнен в 1505-1506 гг. Доска, темпера 65 х 47,7 см. Приобретено Леопольдом II Лотарингским в 1826 г. для Палаццо Питти. Флоренция

Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Портреты Аньоло Дони и его жены Маддалены (дочери Джованни Строцци) были заказаны юному Рафаэлю, недавно поселившемуся во Флоренции, куда он прибыл с рекомендательным письмом к гонфалоньеру Республики, вскоре после бракосочетания этой пары, состоявшегося в январе 1504 году. Портрет Маддалены был первоначально задуман в интерьере. В последний момент Рафаэль поместил пару на фоне ландшафта, придав портретам значение диптиха. Обе фигуры четко выделяются на фоне неба, с бегущими по нему легкими облаками, в соответствии с композиционной структурой северной традиции, широко распространенной в центральной Италии с 70-х годов XV века, которой художник учился у своего отца, а затем у Перуджино. По-северному аккуратна ювелирная точность прописанных тонкими мазками кисти кружев, ювелирных изделий, деталей причесок, что, однако, не отвлекает от интересных человеческих качеств пары и ее душевного состояния. Должно быть, именно эта чувствительность проницательного взгляда художника принесла такую славу двум портретам - единственным среди многих, написанных во Флоренции для частных лиц, чьи имена хранятся со времен Вазари. Украшение на шее Маддалены то же, что и у ее бабушки на фресках Гирландайо в апсиде флорентийской базилики Санта Мария Новелла.
Сильвестра Биентолетти
 На обратной стороне досок изображены, соответственно, Всемирный потоп и история Девкалиона и Пирры, взятая из «Метаморфоз» Овидия - монохромные композиции мастера Серумидо, друга и сподвижника Рафаэля.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. Исполнен в 1505-1506 гг. Доска, темпера. 65 х 45,8 см Приобретено Леопольдом II Лотарингским в 1826 г. для Палаццо Питти. Флоренция
Стройное дерево с прозрачной кроной - типичный элемент манеры Перуджино, учителя художника.

суббота, 18 марта 2017 г.

Эдвард Мунк (1863 - 1944) - «Вампир»

Edvard Munch (1863 - 1944). VAMPIRE. Oil on canvas. 100 by 110 cm. Painted in 1894 - Эдвард Мунк (1863 - 1944). ВАМПИР. Масло на холсте. 100 на 110 см. Иснолнено в 1894 году
Честно говоря, не могу понять, достоинств этой картины, которую купили за 38 миллионов долларов. Однако, как указано в описании "Немногие образы в истории западного искусства обладают символическим резонансом и визуальным эффектом впечатляющего вампира Мунка. Уступая только «Крику», вампир - самая узнаваемая композиция Мунка, и его мощная иконография в течение столетия находила отклик у художников. Эта незабываемая картина показывает опьяняющее пиво секса, смерти и умышленного отказа в форме вампирской соблазнительницы, обволакивающей объект ее желания. В основе изображения Мунка лежит парадоксальная природа любви с ее компонентами борьбы и освобождения, страха и желания. 
Настоящая работа является воплощением этих интенсивных и противоречивых эмоций. Визуально это одна из самых захватывающих картин в творчестве художника. Калейдоскопический фон глубокого синего, пурпурного и красного цветов вздувается до визуального крещендо, освещающего центральные фигуры в муках их темных объятий." 
Кстати, хочу порадовать любителей "вампирской" тематики: сериал Первородные 4 сезон выходит с 18 марта и его можно будет смотреть онлайн в русской озвучке практически через день-два после показа новых серий. 

Фабио Фабби (1861-1946) - «На рынке рабов»

Fabio Fabbi (Italian, 1861-1946). The slave market - Итальянский художник Фабио Фабби (1861-1946). На рынке рабов
См. также:

Итальянский художник Фабио Фабби (1861-1946)

пятница, 17 марта 2017 г.

Китайский художник Ху Йонкай (1945 г.р.)

HU YONGKAI (BORN 1945). Lady and Cat - ХУ ЙОНКАЙ (1945 г.р.). Девушка и кошка 

HU YONGKAI (BORN 1945). Seated Nude . - ХУ ЙОНКАЙ (1945 г.р.). Сидящая обнажённая

четверг, 16 марта 2017 г.

Джованни Франческо Геррьери - «Святой Виктор».

Джованни Франческо Геррьери (1589-1655). Святой Виктор. Исполнено в 1654 году. Холст, масло. 252 х 182 см. Национальная галерея Марке. Урбино. В коллекции с 1865 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №17 «Национальная галерея Марке. Урбино»:
Изобразительный язык последних произведений Геррьери вводит все больше и больше элементов, заимствованных у школы Эмильи (в частности, у Гверчино) в исходную систему матрицы Караваджо. В атмосфере глубокой преданности, которая исходит от нее и заполняет сцену, выделяются в качестве образцов искусства высочайшего качества одежды у ног святого.
Картина подписана и датирована. На мече святого написано: «Franciscus Guerrierus fee. A.D. 1654». Она находилась в церкви святой Люсии в Урбино. После объединения Италии, в соответствии с указом комиссара Л. Валерио, который предписывал уничтожение религиозных организаций, вместе с другим имуществом церкви произведение вошло в коллекции Академии изящных искусств в Урбино, первое ядро коллекции сегодняшней Национальной галереи Марке. Это одна из последних работ художника Фоссомброне, в полной мере выражающая характер его зрелых работ. Юношеский караваджизм, позволивший художнику занять особое место в художественной культуре Марке, постепенно растворяется в контексте, в котором шаг за шагом появляются преобладающие элементы школы центральной Италии, в частности, Эмильи. Гверчино становится наиболее очевидной точкой отсчета. Вкус к передаче реальной действительности до сих пор очевиден. Живопись по-прежнему полна красок и признаков любопытства к меняющимся реалиям, фрагментам «неодушевленного» мира. Натюрморт из обуви, брошенной у ног святого, или тканевый плащ на нем, напоминают о ранних пробах реализма. Обширный пейзаж за спиной святого, яркий, и, одновременно, печальный, наполняется новым чувством нежности и сожаления

среда, 15 марта 2017 г.

Джулиус Леблан Стюарт (1855-1919) - «Перед горящим камином»

Julius Leblanc Stewart (1855-1919). BEFORE THE FIRE. 1912 - Джулиус Леблан Стюарт (1855-1919). Перед горящим камином. Исполнено в 1912 году

вторник, 14 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Парк Войе д’Аргенсон в Аснирес»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Парк Войе д’Аргенсон в Аснирес. Исполнено в мае-июне 1887 года. Холст,масло. 75 х 113 см. Музей Ван Гона, Амстердам
Из альманаха «Великие музеи мира» №4 «Музей Ван Гона, Амстердам»:
«Очевидно, что Ван Гог не избежал силы убеждения Синьяка, о чем свидетельствуют пейзажи, написанные в Аснирес, выполненные мелкими точечными мазками». И правда, в этой картине заметна дань Синьяку, который неизвестно сколько потратил энергии за столиками бистро на Монмартре, чтобы пояснить свою теорию голландцу. Однако Винсент не отрекается от собственной самостоятельности. Точечная разработка весьма свободна. Нас не должно вводить в заблуждение название, в полном варианте -«Влюбленные» (как указано в письме к Тео №474). Мы понимаем, что это не просто изображение любого загородного парка, а традиционный сюжет сада любви. Во время своих посещений Лувра художник восхищался картиной «Паломничество на остров Киферу» Антуана Ватто, а также многочисленными вариантами на подобный сюжет кисти Монтичелли, и описанием лирических тонов Ватто, включенным братьями Гонкурами в «Искусство XVIII века», прочитанным Винсентом в Нюнене. Перспектива едва намечена: художник сосредоточен на двух влюбленных парах, произвольно смещенных относительно центра холста. Символом весны является женщина, написанная красным и зеленым, цветами страсти.
Паула Рапелли

понедельник, 13 марта 2017 г.

А. Герман - портрет М.С. Горбачёва

А. Герман - М.С. Горбачёв
Подпись к картине "А. Герман" не даёт точного указания на художника, но, скорее всего это рижский художник Андрей Артурович Герман (1941 г.р.). Ему необыкновенным образом удалось изобразить последнего генерального секретаря ЦК КПСС, по совместительству первого и последнего президента СССР без главной приметы - пятна на голове. Возможно, художник писал портрет ещё в тот период, когда Михаил Сергеевич не был помечен дьяволом природой, а может в этот период генсек применял Крем-воск "Здоров" от псориаза, который убрал с его головы основную примету, по которой его знает весь мир. Потому что на такое способен только действительно чудодейственный крем.  

Американская художница Зо Мозерт (1907 - 1993) - «Ночная красота»

Zoe Mozert (AMERICAN, 1907 - 1993). BEAUTY BY NIGHT - Зо Мозерт (1907 - 1993). Ночная красота

воскресенье, 12 марта 2017 г.

Рафаэль - «Мадонна Конестабиле»

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. Исполнено в 1502-1503 гг. Темпера по дереву, перенесенная на холст 17,5 х 18 см. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (из коллекции Сципиона Конестабиле делла Стаффа, Перуджа, 1870 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №3 «Эрмитаж. Санкт-Петербург»:
Двадцатилетний Рафаэль написал эту работу, вдохновленный рисунком своего учителя Перуджино, изображающим Мадонну с младенцем, держащую гранат. В 1881 году, когда картина была перенесена с доски-оригинала на холст, выяснилось, что в первом варианте Мадонна вместо книги протягивает Младенцу именно гранат - символ Страстей Христовых. Изменение не исказило сути произведения, в котором традиционная тема раскрыта с изысканной простотой, подчинив круговому формату контуры покрывала Девы Марии, изгиб плечей, головы и руки, поддерживающей тело Иисуса. Картина и рама были задуманы как единое целое: сложный декоративный мотив в стиле гротеск (был в моде в начале XVI века, его выполнил сам Рафаэль) раскрывает изысканную миниатюрность изображения, вписанного в круг. Классическая строгость композиции основывается на лишенной помпезности святой группе на первом плане, предстающей перед зрителем в мягкой естественности поз.
Детали:
Ракурс изображения лица Девы соответствует повороту головы Младенца. Глаза обоих обращены в книгу, и, несмотря на нежный возраст, Младенец уже осознает, что эти страницы предрекают ему будущие страдания, которые он готов принять.
Женский тип Марии, с чистым и нежным овалом лица, опущенными глазами, спокойным и задумчивым выражением, является типичным для творчества Рафаэля. В дальнейшем мастер раскрывал тему Мадонны с Младенцем все с большим совершенством, достигнув славы лучшего художника эпохи Возрождения, создателя выдающихся «классических» форм, на которые равнялись художники последующих веков.
Хотя большая часть картины посвящена двум персонажам, которые выделяются непосредственно на переднем плане, Рафаэль написал довольно просторный фон с тщательно прорисованной и богатой деталями панорамой в соответствии с повествовательной тенденцией живописи XV века. Природа становится тем местом, где распространяется и растворяется духовный смысл священных образов. Необычный, залитый весенним солнцем пейзаж с горами, покрытыми снегом, служит отголоском чистоты и непогрешимости души Марии. 
Александра Фреголент

суббота, 11 марта 2017 г.

Эверхардус Костер (1817-1892) - «Корабли викингов на Темзе»

Everhardus Koster (Dutch, 1817-1892). IKING SHIPS ON THE RIVER THAMES - Эверхардус Костер (1817-1892). - Корабли викингов на Темзе
Картина голландского художника напоминает о времени, когда Англия  практически полностью находилась под властью викингов.  Именно этой теме посвящён сериал Последнее Королевство, снятый по мотивам серии книг английского писателя Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники». В этом сериале показана время правления знаменитого короля Уэссекса Альфреда, единственному на острове, которому удалось сохранить своё "последнее" королевство. Два сезона сериала в русской озвучке можно смотреть или скачать через торрент.  

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Прилёт ангела к мученикам Валериану, Тибурцию и Цецилии»

Орацио Джентилески (1563-1639). Прилёт ангела к мученикам Валериану, Тибурцию и Цецилии. Исполнено в 1607 г. Холст, масло 350 х 218 см C 1801 года в коллекции Пиканотеки Брера (Милан).
Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»:
Зрелищная, впечатляющая картина Орацио Джентилески является прекрасным примером частичного возобновления идей Караваджо (нейтральный фон, диагональный свет, белая мантия ангела) в сочетании с ослепительным формальным изяществом и подробной передачей деталей костюма. Большая зеленая драпировка фона, красивая одежда персонажей, почти нереальная деталь бархатной подушки под коленями Цецилии, относятся к обычному репертуару тосканского художника. Алтарь первоначально находился в церкви святой Цецилии в Комо, где был документирован с 1607 года. Его историческое присутствие в Ломбардии следует рассматривать в свете развития ломбардской живописи XVII века, например, в контексте искусства Мораццоне. Этот эпизод, который не так легко доступен пониманию, повествует о браке между христианской Цецилией и язычником Валерианом. Появление ангела с венком знаменует союз двух молодых людей, обращение в христианство Валериана и его брата Тибурция (который изображен в нижней части). Намек на неизбежное мученичество молодых людей несет пальмовая ветвь в руках ангела. Орган, традиционный атрибут святой Цецилии, покровительницы музыкантов, поблескивает металлическими трубами.
Стефано Дзуффи

См. также:

пятница, 10 марта 2017 г.

Французский художник 18 века Чарльз Буйон - Натюрморт

Charles Bouillon (active Paris 1705-07). A trompe l’oeil of a collector's study with engravings, drawings, letters and books - Чарльз Буйон (активный в Париже в 1705-07 гг.). Натюрморт с набором предметов коллекционирования с гравюрами, рисунками, буквами и книгами

четверг, 9 марта 2017 г.

Жорж де Ла Тур - «Шулер с бубновым тузом»

Жорж де Латур (1593-1652). Шулер с бубновым тузом. Исполнено около 1635 г. Холст, масло. 106 х 146 см. Лувр (Париж), в коллекции с 1972 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №2 «Лувр. Париж»:
С этой знаменитой картины, обнаруженной в 1926 году, начинается возвращение «дневных сцен» де Латура. Подписанная внизу слева, на краю стола, она датировалась по-разному. Латур подхватывает тему мошенничества, предложенную Караваджо, и очень часто трактовавшуюся и после него. На эту тему мастер накладывает историю о блудном сыне, разоренном женщинами. В этой картине в единстве пребывают три главных моральных соблазна XVII века: женщины, азартные игры и вино. Художник призывает к размышлению зрителя, восхищенного и погруженного в созерцание неподвижности, царящей в сцене, где странным образом смешаны напыщенность и ирония. Общая мрачность фона выявляет потрясающие участки чистой живописи: натюрморт, состоящий из оплетенной бутыли и бокала вина, детали одежды куртизанки в центре, вышитый казакин на крайнем справа юноше. Де Латур написал также другую версию Шулера, где крапленая карта - туз треф, а не туз бубен, как здесь.
Лицо юноши является символом добра и невинности, а также наивности тех, кто мечтает об удовольствиях, предлагаемых куртизанкой, и кто будет осмеян. Юноше оппонирует шулер, с лицом, полускрытым в темноте (символ зла).
Алессандра Флеголент

«Шулер с трефовым тузом». Частное собрание. Женева

среда, 8 марта 2017 г.

Китайский художник Ли Бо (1982 г.р) - «Средний палец»

Li Bo (CHINESE, B.1982). THE MIDDLE FINGER - Китайский художник Ли Бо (1982 г.р). Средний палец