среда, 19 апреля 2017 г.

Виктор Дюбрейль (1846-1946) - «Банкнота в один доллар»

Victor Dubreuil  (1842 - 1900). ONE DOLLAR BANKNOTES. OIL ON CANVAS 22,8 x 30,5 cm - Виктор Дюбрейль (1846-1946). Банкнота в один доллар. Холст, масло. 22,8 x 30,5 см 
Работавший в США французский художник Виктор Дюбрейль написал много картин с банкнотами, чаще всего - долларами. Его картины пользовались популярностью,  ведь поклоняющиеся доллару американцы считали правильным украшать свои жилища подобными иконами. Однако времена изменились и сейчас американцы всё ещё находятся в поисках достойных поклонения богов. Именно этой теме посвящён новый сериал, снятый в жанре городского фэнтези "Американские боги". Желающие смотреть сериал с русским переводом найдут его вот тут. Без сомнения, этот сериал вызовет большой интерес уже из-за одного только имени режиссёра, Дэвила Слэйда, известного по работе "Во все тяжкие", которая держала в напряжении миллионы зрителей  на протяжении пяти лет.    

Армандо Спадини - «Признания»

Армандо Спадини (1883-1925). Признания. Исполнено около 1920 г. Холст, масло. 107х100,5 см. Палаццо Питти, Флоренция (передано фондом Карло Марки в 1985 году)

Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Эта работа является одной из самых значительных зрелого периода творчества художника, когда, после Первой мировой войны, преодолев импрессионистский распад формы для нового соединения формы и композиции, Спадини находил, как он писал Адольфо Вентури в 1927 году, «в любимых особенностях жены и детей» вдохновение, созвучное его ощущениям, и так, наконец, «осуществил свою творческую мечту». Приближенный ракурс, увиденный снизу, подчеркивает интимный тон семейной сцены, где в необычной, но трогательной перемене ролей, девочка покровительственно обнимает мать, сидящую в грустной позе на железной кровати. Белый цвет великолепно обыгрывается в разнообразной гамме тонов - от меловой чистоты чулка на первом плане до жемчужно-розового цвета платья девочки, главной героини картины. Ссылки на образную традицию прошлых веков соединяются с воспоминаниями о живописи импрессионистов (ноги матери, обутые в черно-белую, как у тореадора, обувь напоминают об «испанском» Мане), и современников, конкретно - Матисса, на что указывают красные и фиолетовые кисти скатерти. Картина - плод вдумчивого размышления, о котором говорит ряд подготовительных рисунков и эскиз, выставленный в 1924 году на XIV Венецианском биеннале. 
 Корзина с работой, поставленная у кровати, с синей лентой и ножницами, которые красиво смотрятся на фоне белых кусков ткани - очевидная ссылка на изображение «Дев Благовещения» времен Контрреформации, Алессандро Аллори.
Сильвестра Биетолетти

вторник, 18 апреля 2017 г.

Теодор Жак Ралли - «Балдёж»

Théodore Jacques Ralli (1852-1909). THE OFFERING - Теодор Жак Ралли (1852-1909). Балдёж 

понедельник, 17 апреля 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Дуга неизбежности»

Terry Rodgers (в. 1947).  THE ARC OF INEVITABILITY - Терри Роджерс (1947 г.р.). Дуга неизбежности
См. также :

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Посторонние в раю»





воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Снятие с креста»

Рафаэль. Снятие с креста. Исполнено в 1507 г.  Холст, масло, 184 х 176 см. Галерея Боргезе, Рим. В коллекции с 1608 г., дар папы Павла V
Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Галерея Боргезе. Рим»:
Это полотно для капеллы Бальони в церкви Сан-Франческо в Перудже было заказано Аталантой Бальони в память о ее сыне Грифоне, убитом в июле 1500 года.
В ночь на 19 марта 1608 года картина была похищена, спущена монахами со стен и подобрана папскими посланцами для передачи в дар папой Павлом V своему племяннику, кардиналу Сципиону Боргезе. Событие вызвало возмущение не только среди наследников Аталанты Бальони, но и во всем городе Перудже, успокоенное папским двором путем трудных переговоров.
В свою очередь, кардинал, чтобы заполнить пустоту, оставленную оригиналом, заказывает копию полотна, в настоящее время утраченную, художнику Ланфранко, и еще одну делает Кавалер дАрпино. Недавно отреставрированное и помещенное в специально выделенном пространстве в зале IX, «Снятие с креста» вновь обрело свежесть и яркие цветовые оттенки Рафаэля. С бледным телом Христа контрастируют переливчатые одежды других персонажей, выполненные в красных, синих и зеленых тонах. Если общая композиционная схема повторяет и развивает композицию «Оплакивания Христа» Перуджино (Флоренция, Палаццо Питти), динамика фигур явственно отсылает к Микеланджело. Мертвый Христос восходит к «Пьете» (Ватикан, собор св. Петра), а фигура женщины, сидящей на полу и поддерживающей лишившуюся чувств Богородицу, имеет характерный для Микеланджело разворот.
Франческа Кастриа Маркетти

Детали:
Между кулисами холмов открывается обширный пейзаж с редкими тонкоствольными кустами - дань учителю Перуджино. 
 На этом фоне недавняя реставрация позволила идентифицировать замок Антоньолла, принадлежавший семье Бальони, стоящий у дороги, ведущей из Перуджи в Умбертиде.

В образе молодого юноши, стоящего спиной и поддерживающего ноги Христа, критики видят изображение юного Грифоне Бальони, приводя в подтверждение реалистичность его лица с развевающимися на ветру волосами по сравнению с абстрактностью, характерной для других фигур, каждая из которых на свой лад выражает благочестие.

На переднем плане натуралистические детали, переданные с фламандской внимательностью. Цветочки «львиного зева» являются символом непрерывности жизни.

суббота, 15 апреля 2017 г.

Пьер Сублера - «Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери»

Пьер Сублера [Пьер-Юбер Сюблейра (1699-1749)]. Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери. Исполнено в 1744 году. Холст, масло. 408х232 см. Пиканотека Брера, Милан. В коллекции с 1799 года

Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»:
Распятие входит в группу картин, с которых, по сути, началась коллекция Бреры. Четыре больших алтаря, выставленных в одном зале, взятых из разрушенной миланской церкви святых Козьмы и Дамиана и собранных в Брере с 1799 года в качестве ролевых моделей для студентов Академии изящных искусств. Выбор представляется очень удачным, учитывая явно «дидактический» характер четырех работ, все одинаковой формы и размера, написанные в Риме в 1740 году. Цикл включает в себя, в дополнение к этому, другой алтарь Сублера («Святой Иероним») и картины Помпео Батони («Святое Семейство») и Джузеппе Боттани («Святая Франческа Римская»), Произведение образцового благородства, равновесия и контроля авторитетно предвосхищает время перемен в истории искусства. Выдающийся представитель плеяды французских художников, живших в Риме (картина подписана и датирована внизу в центре: «Petrus Subleyras Pinxit Romae 1744 »), достиг вершин успеха благодаря изяществу и умеренности вкуса и покровительству Папы Бенедикта XIV. Сублера отказывается от вычурной живописи барокко в интересах просчитанного, строгого изображения, которое определенно является прелюдией к последующему развитию Просвещения и Неоклассицизма.

Стефано Дзуффи
Глядя на картину, неизбежно испытываешь некоторый холодок, которым веет от продуманных поз и слишком откалиброванной композиции большого холста. Кроме того, Сублера подтверждает высокое качество техники и безукоризненный контроль за объемами.

пятница, 14 апреля 2017 г.

Алонсо Кано - «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»

Алонсо Кано (1601-1667). Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. Исполнено около 1625-1652 гг. 137 х 100 см. Музей Прадо, Мадрид. Приобретено Карпом III в 1769 году у маркиза де ла Энсенада

Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Прадо. Мадрид»: 
Художник, скульптор и архитектор Кано - одна из самых многогранных фигур в искусстве XVII века. Он окончательно сформировался в Севилье, прямо в мастерской его сверстника Веласкеса, который вызвал его к мадридскому двору в 1637 году. Его всегда привлекала классическая нагота. Художник хотел добиться в анатомическом рисунке большой чистоты, необходимой и для его деятельности скульптора. Тема мужской наготы, восходящая к Микеланджело, как на этом полотне, превалировала в его яркой религиозной живописи, с аполлоновскими фигурами Христа безмятежной красоты и тонкого классицизма. Композиции Кано, спокойные и без экспрессивных эксцессов, которые встречаются у других мастеров и характерны для религиозности того времени, всегда остаются в рамках канонов формальной строгости с большим изяществом и сложной сдержанностью чувств. Так происходит и в этой вариации на уже не раз затронутую тему, в которой просматривается влияние итальянцев, особенно венецианцев, в передаче переливчатой драпировки и красноватом свечении фона. А также влияние Веласкеса - в трактовке тела и ангельских крыльев. Картина с интенсивным контрастом между освещенным телом и затененной частью являет палитру серебристых цветов, наносимых тонкими слоями. Это отголосок Ван Дейка, тщательно изученного Кано в королевских коллекциях.
Далиэла Тарабра

На земле лежат символы распятия Христа: терновый венец, гвозди и губка в металлической мисочке, по поверхности которой скользит блик света. Они составляют необычайный натюрморт

четверг, 13 апреля 2017 г.

Рудольф Леманн (1814-1882) - «Исповедь»

Rudolph Lehmann (French, 1814-1882). The confessional. 1872 - Рудольф Леманн (1814-1882). Исповедь. Исполнено в 1872 году 

среда, 12 апреля 2017 г.

Эн Си Уайет (1882 - 1945) - «Мы в пути»

N. C. Wyeth (1882 - 1945).WE'RE ON OUR WAY. 1942 - ЭН. Си. Уайет (1882 - 1945). МЫ В ПУТИ. Исполнено в 1942 году 

вторник, 11 апреля 2017 г.

Ханс Макарт (1840-1884) - «Леда и лебедь»

Hans Makart (Austrian, 1840-1884). Leda and the Swan - Австрийский художник Ханс Макарт (1840-1884). Леда и лебедь 

понедельник, 10 апреля 2017 г.

Ричард Мюллер (1874 - 1930) - «Рыцарь и девушка»

Richard Müller (1874 - 1930). RITTER UND MÄDCHEN (THE KNIGHT AND THE GIRL) - Ричард Мюллер (1874 - 1930). Рыцарь и девушка 

воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Портрет Льва X с кардиналами»

Рафаэль. Портрет Льва X с кардиналами. Исполнено в 1518 г. Дерево, масло. 155,5x119,5 см. Галерея Уффици, Фроренция (в коллекции с 1952 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №11 «Галерея Уффици. Флоренция»:
Данный шедевр был написан в последние годы жизни урбинского мастера. Он изображает Джованни Медичи, который после своего избрания папой под именем Льва X в 1513 году, заказал собственный портрет Рафаэлю, который в тот период работал в Риме в качестве хранителя коллекции древностей. Лев X изображен в ракурсе три четверти, величественно восседающим у стола, а за его спиной стоят два кардинала, Джулио Медичи и Леоне де Росси. Последняя реставрация придала насыщенности разнообразию красных тонов, присутствующих в картине. Исследования картины, выполненные Антонио Натали, подтвердили, что фигуры по бокам принадлежат не кисти Рафаэля, а дописаны его соавторами, скорее всего, Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо. Портрет имел настолько большой успех у публики, что Андреа дель Сарто написал с него копию для Федерико II Мантуанского, которая в настоящее время хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Картина, прибывшая во Флоренцию в 1518 году, была помещена в зал Трибуна галереи Уффици в 1589 году, после чего подвергалась перемещениям: из Палаццо Питти в Люксембургский дворец в Париже, затем вернулась во Флоренцию и окончательно обосновалась в Уффици.

Елена Джонески
Позолоченное яблоко спинки кресла, на котором сидит папа, отражает, создавая перспективу на своей выпуклой поверхности, свет окна, спину папы и «окружающие комнаты», как писал Вазари. Все эти мельчайшие детали, которые принесли славу фламандскому искусству, выписаны здесь с удивительной точностью и большим талантом Рафаэля.
На поверхности стола лежит драгоценный иллюстрированный свод законов, изучаемый папой с помощью лупы, которую он все еще держит в руке. Рядом с фолиантом стоит колокольчик из чеканного серебра и золота, изображенный с фламандской скрупулезностью.
Вазари пишет об одеянии Льва X из дамасского шелка так: «звучит и сверкает». Каждый тип ткани был изучен и в высшей степени искусно изображен, например, бархат накидки и папской шапочки. Цвет кардинальских шапок имеет более яркий, оранжевый оттенок, в то время как рукав из дамасского шелка отличается тончайшими переливами белых и серых оттенков, которые создают перспективную глубину и кажутся источниками освещения.
См. также:
   РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)



суббота, 8 апреля 2017 г.

Джек Веттриано - «Начало игры»

Jack Vettriano (1951). GAME ON (STUDY) - Джек Веттриано (1951 г.р.). Начало игры (эскиз)
см. также:

Джек Веттриано - «Платная танцовщица»


пятница, 7 апреля 2017 г.

Орацио Джентилески - «Благовещение»

Орацио Джентилески (1563-1639)/ Благовещение. Исполнено в 1622-1623 гг. Холст, масло. 289 x198 см. В коллекции Савойской галереи с 1623 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Подаренная Джентилески герцогу Карлу Эммануилу I, картина «Благовещение» была написана в период с конца 1622 до начала 1623 года, во время проживания художника в Генуе. Вместе с сыном художника, Франческо, картина прибыла в Турин в сопровождении собственноручно написанной Орацио запиской от 2 апреля 1623, где упоминается еще одна работа, сюжетом которой являются Лот и его дочери, посланная годом раньше в качестве подарка герцогу, и сегодня идентифицируемая с образцом, хранящимся в Гемальдегалерее в Берлине. «Благовещение» синтезирует уникальный стиль Джентилески, достигающий здесь одной из вершин его творчества. В нем проявляется как изысканная, изначально тосканская культура, так и интерес к натурализму Караваджо, взращенный во время пребывания художника в Риме в конце века. Фигура Богоматери, написанная с большим изяществом, кажется покрытой налетом архаизма, напоминающего о моделях XV века Донателло и Филиппо Липпи, и более поздних - Санти ди Тито. Работа была высоко оценена и быстро нашла свое место в молельне герцогского дворца в Турине. В 1799 году, вместе со многими другими шедеврами Савойской коллекции, она была вывезена во Францию войсками Наполеона, и вернулась только в 1815-1816 годах.
Красота и благородная скромность этой Богоматери вызвали всеобщее восхищение. Поэтому красной нитью в критической литературе проходит уникальное высказывание великого Роберто Лонги, который ощущал свое присутствие при «немыслимой сцене между серьезной дамой и босоногим молодым человеком, одетым в шелка, с двумя огромными крыльями грифа между лопаток».
В работе Орацио Джентилески критики часто — отмечают наличие трогательных натуралистических подробностей (как эта не заправленная кровать), что при использовании света и ясности их передачи напоминает фламандский реализм. Вполне возможно, что художнику удалось полюбоваться примерами голландского искусства, которые находились в Генуе, при этом, заметна близость, обусловленная также личным знакомством, к творениям Ван Дейка.
Присутствие Святого Духа в виде голубя занимает центральное место в иконографии Благовещения. Луч света, направленный на Марию, является примером божественной эманации и переводит слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на тебя, сила Всевышнего осенит тебя. Тот кто родится, будет святым, и назовется Сыном Божи-им». Окно также входит в состав того же архитектурного комплекса, получившего название «способ восприятия»: посредством него ломаются барьеры между человеческим и потусторонним миром, и повседневная реальность может быть открыта вечности.
Франческа Сальватори

четверг, 6 апреля 2017 г.

Франсиско Гойя - «Портрет графини дель Карпио»

Франсиско Гойя. Портрет графини дель Карпио. Исполнено около 1793 г. Холст, масло 181x122 см В коллекции Лувра с 1942 г., подарок Карлоса де Бейстегви

Из альманаха «Великие музеи мира» №2 «Лувр. Париж»:
Женская фигура, выполненная в период зрелости художника, выделяется своей простотой, сдержанным и почти мрачным видом. Полотно принадлежит к большой галерее великолепных портретов, где проявились наиболее светлые стороны живописи Гойи. Эта работа далека от выражения тревог, жестокостей, страданий и несправедливости, которые, несомненно, составляют фундаментальный аспект творчества мастера. Подобные печальные мотивы можно наблюдать не только в прекрасных рисунках и знаменитых гравюрах, но и в живописи. Но даже в этом ином аспекте мира, в наслаждении грацией и красотой, элегантностью и остроумием, с оригинальной силой выявляются высочайшие достоинства художника. Стройная фигура стоит посреди пустого пространства, почти лишенного ориентиров, и фокусирует все внимание на себе. Гойя сосредоточил свое воображение на участках интенсивного цвета, на платье глубокого черного оттенка, контрастирующего с вуалью и светлым бантом. Очевидно, что параллель с контрастом черной массы волос вокруг светлого, замкнутого и высокомерного лица сделана преднамеренно.

Алессандра Флеголент
Картина выполнена сразу после болезни, которая привела Гойю к глухоте. С 1780 года он стал модным портретистом высшего общества Мадрида, к которому принадлежала и изображенная здесь маркиза де ла Солана и графиня дель Карпио, умершая в тридцать восемь лет в 1795 году. При создании ее портрета мастер использует приемы, проверенные в его светских портретах. Маркиза изображена стоя, в благородно строгих одеждах, где единственной уступкой роскоши является розовый бант. Элегантность фактуры сопровождается психологической глубиной: ее лицо выражает необычайную серьезность и упорство.

См. также:

ФРАНЦИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСЕЕНТЕС (1746-1828)

среда, 5 апреля 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Посторонние в раю»

Terry Rodgers (в. 1947).  STRANGERS IN PARADISE - Терри Роджерс (1947 г.р.). Посторонние в раю

См. также:

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Смена блюд в ресторане»


вторник, 4 апреля 2017 г.

Марсель Меркадо - «Дональд Трамп»

Марсель Меркадо. Дональд Трамп (карикатура). Исполнено в 2015 году
Недавно узнал, что "Один дома -2" далеко не единственный фильм, в котором нынешний хозяин Белого дома играл самого себя. Он сыграл больше десятка ролей в различных фильмах и сериалах. Понятное дело, что сейчас ему не до кино, так как он играет роль президента США, однако это вовсе не значить, что его образ потерян для мира кино. Так сейчас президент Трамп сыграл роль в 20-м сезоне комедийного мультсериала Южный парк, который уже много лет смотрит не только Америка, но и весь мир. В том числе его можно смотреть в русском переводе. 
Марсель Меркадо - современный американский художник, специализирующийся на работе в игровой индустрии, он создаёт образы героев игр, а также спайсы. Карикатура на Трампа - это скорее выражение его позиции, чем "картина на заказ"

Тициан - «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе»

Тициан. Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе. Исполнено в 1546 г. Холст, масло. 202 х 127 см. Музей Каподимонте в Неаполе (из коллекции Фарнезе)
Из альманаха «Великие музеи мира» №14 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Написанный в Риме в 1546 году, этот портрет является венцом «римского» периода Тициана. Как показывают радиографические исследования, первый вариант картины в большей мере, чем окончательный, несет на себе отпечаток вдохновения, полученного от картины «Портрет папы Льва X с кардиналами» Рафаэля, который уже тогда находился во Флоренции. С него существовало достаточно много копий, одна из которых, кисти Андреа дель Сарто, также хранится в Каподимонте. Несмотря на комментарий Вазари, что «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» был написан «замечательно и с большим удовлетворением персонажей», полотно кажется неоконченным, особенно нижняя часть, которая недалеко ушла от состояния наброска. Несмотря на это, работа по праву считается «одним из лучших психологических портретов всех времен», как написал один ученый, который усмотрел в ней отголосок плохих отношений, который в те годы существовали между понтификом и Оттавио. Трудно судить, можно ли назвать взгляд Павла III подозрительным. С уверенностью можно лишь сказать, что амбициозный Оттавио (фигура справа) кажется коварным и угодливо-почтительным. Алессандро, напротив, производит впечатление отдаления от двух фигур, как бы подчеркивая этим свою непричастность к интригам брата, в то время как его выразительный взгляд обращен прямо к зрителю. Вне зависимости от истолкования сюжета, картина, наполненная игрой гармонично сочетающихся красных и белых тонов, остается непревзойденным образцом своего жанра.
Маттиа Гаэта
Духовное лицо высокого сана, Алессандро (1520-1589) был папским легатом, выполнявшим важнейшие миссии, включая попытку примирения между императором Карлом V и Франциском I, королем Франции. Этому щедрому меценату и великому строителю мы обязаны воздвижением церкви и Коллегиума иезуитов в Риме и дворца Фарнезе в Капрарола. У него была внебрачная дочь Клелия, широко известная своей красотой.
В Каподимонте хранятся еще два портрета Павла III, относящиеся более-менее к одному и тому же периоду. Понтифик, изображаемый всегда в виде бодрого и симпатичного старичка, на самом деле представлял собой образец семейственности, приведший к отделению от владений Церкви двух территорий: Пармского герцогства в пользу одного из своих четверых детей, Пьера Луиджи, и герцогства Кастро для своего внука Орацио.
Оттавио (1524-1586), сын Пьера Луиджи, женился на пятнадцатилетней внебрачной дочери Карла V и в сообществе с тестем отстоял права на Пармское герцогство, которое Павел III отдал сыну Пьеру Луиджи. Оттавио сможет вступить во владение им, однако, только после насильственной смерти отца в 1547 году. После смерти Оттавио герцогство перейдет к Алессандро, великому кондотьеру и политику на службе испанцев.
См. также:

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)

понедельник, 3 апреля 2017 г.

Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945) - «Зеркало»

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). Evening preparations - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Вечерняя подготовка

Delphin Enjolras (French, 1857-1945). The looking glass - Французский художник Дельфин Энжолрас (1857-1945). Зеркало

воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Святой Георгий, побеждающий дракона»

Рафаэль. Святой Георгий, побеждающий дракона. Исполнено около 1506 г. Холст, масло 28,5 х 21,5 см Национальная галерея искусств. Вашингтон. Из коллекции Эндрю В. Меллона
Из альманаха «Великие музеи мира» №9 «Национальная галерея искусств. Вашингтон»:
Вторая и более зрелая версия картины «Святой Георгий, побеждающий дракона» заказана Рафаэлю герцогом Урбино Гвидобальдо да Монтефельтро приблизительно в 1506 году. Она послужила подарком, отосланным молодым герцогом, при помощи Бальдасса ра Кастильоне, Генриху VII, после того, как в 1504 году король Англии оказал ему высокую честь, наградив Орденом Подвязки, святым покровителем которого был святой Георгий. То, что заказ имеет прямое отношение к изложенным фактам, подтверждает такая де таль картины, как подвязка на доспехах ноги святого Георгия. На ней читается слово «boni», начало девиза ордена Подвязки - «Honi soit qui mal y pense» («Пусть стыдится подумавший плохо об этом»). Формальные и стилистические элементы произведения согласуются с этой гипотезой. Прежде всего, это пейзаж, очень приближенный к ландшафтам Умбрии. Использована сознательная оркестровка между пространством и фигурами первого и второго плана (святой Георгий на коне с драконом и принцесса на заднем плане). Диагональная линия копья скрещивается с диагональной линией фигуры коня, уравновешенной задними ногами. Художник также символически применяет цвета: зло, воплощаемое драконом в темноте грота, и белизна коня, символ чистоты христианского рыцаря.
Роза Джорджи
Наиболее драматической деталью сцены является поражение дракона, пронзенного копьем святого рыцаря. Чудовищный фантастический зверь, ставший прообразом зла, символически изображен Рафаэлем в самом темном углу сцены.

суббота, 1 апреля 2017 г.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Портрет Сергея Васильевича Рахманинова [21.03 (1.04). 1873 г. - 28.03.1943 г.]. Исполнено в 1930 году

пятница, 31 марта 2017 г.

Джек Веттриано - «Платная танцовщица»

Jack Vettriano (1951). DANCER FOR MONEY - Джек Веттриано (1951 г.р.). Платная танцовщица
См. также:

Шотландский художник Джек Веттриано

четверг, 30 марта 2017 г.

Анжелика Кауфман (1727-1815) - «Семья Фердинанда IV»

Анжелика Кауфманн. Семья Фердинанда IV. Исполнено в 1782-1783 гг. Холст, масло. 310 х 426 см. Национальный музей Каподимонте в Неаполе (из коллекции Бурбонов)

Из альманаха «Великие музеи мира» №14 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Этот, безусловно, самый важный портрет неаполитанских Бурбонов, был заказан художнице самой королевой, ее большой поклонницей. В 1782 году немецкая художница, находясь на пике своей славы, отправилась в Неаполь по приглашению королевского двора, где сделала много различных набросков и отдельных портретов членов королевской семьи. Картина была написана в Риме, но в 1784 году сама художница отвезла ее в Казерту, где получила полное одобрение монархов. По очевидным хронологическим причинам на ней изображена только часть из шестнадцати детей, которых произвела плодовитая чета. Слева, с арфой, сидит Мария Тереза, старшая дочь и будущая императрица в качестве супруги Франциска II (а затем I Австрийского). Рядом с ней - Франциск, будущий король, монаршая чета и Мария Кристина, будущая королева Сардинии. На колыбельке сидит Мария Луиза, впоследствии Великая герцогиня Тосканская с маленькой Марией Амалией на руках, ставшей в будущем супругой Луи Филиппа, короля Франции. У ее ног, на подушке, лежит Дженнаро, умерший в возрасте девяти лет. Королевская семья собрана на фоне условно-южного пейзажа, при этом вся композиция отличается изящной непринужденностью и продуманной раскованностью в лучших традициях английской портретистики. Для интереса сравним эту изысканную работу с картиной «Портрет семьи Франциска» кисти сицилийского художника Каммарано - неуклюжую попытку в строго неоклассическом духе добиться очарования космополитического произведения Кауфманн (см. ниже).
Маттиа Гаэта
Франциск I стал королем Обеих Сицилий в 1825 году. По Венскому конгрессу, оба королевства, Неаполя и Сицилии, объединенные под властью одного монарха, стали единым государством (это объясняет, каким образом его отец Фердинанд в 1816 году из IV стал I). О Франциске можно сказать только одно: его царствование продлилось всего лишь пять лет, да и то под неусыпным контролем отца.
Фердинанд IV в первые годы своего длинного правления (1751-1825) продолжил реформаторскую деятельность своего отца Карла. Затем, как из-за супруги, так и вследствие повторяющихся нападений французов, он отошел на решительно консервативные позиции. Пользовавшийся народной любовью, король настроил против себя лучшую часть знати и творческой интеллигенции жестоким подавлением Партенопейской республики в 1799 году.
Марии-Каролине Габсбургской никогда не нравились гравюры. Вскоре после заключения брака она удалила Тануччи, лучшего премьер-министра, когда-либо бывшего в Неаполе, и ввела в правительство своего фаворита Актона, совместно с которым фактически она правила Неаполем. Интриганка, лишенная предрассудков, после казни своей сестры Марии-Антуанетты, Мария превратилась в яростную антиякобин-ку, подталкивающую страну к опасной реакционной политике.

Джузеппе Каммарано (1766 — 1850). «Семья Франциска I, короля Обеих Сицилий». Исполнено в 1820 году. Музей Каподимонте, Неаполь


См. также:  Анжелика Кауфман (1727-1815)

среда, 29 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Доктор Поль Гаше»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Доктор Поль Гаше. Исполнено в 1890 году. Холст, масло 68 х 57 см. Музей Орсе, Париж (Дар Поля и Маргариты Гаше, 1949 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Весной 1890 года Тео сообщает брату Винсенту имя человека, который может ему помочь. Это доктор Поль Гаше, который живет в Овер-сюр-Хаз и имеет определенную страсть к искусству, как художник-любитель и как коллекционер. Художник, желая избавиться от частых приступов тревоги, немедленно отправляется в Овер. Первое впечатление не самое лучшее, Гаше кажется ему эксцентриком, не заслуживающим доверия и даже нуждающимся в помощи, как и он сам. Но это суждение быстро сменяется на противоположное. В своих письмах Ван Гог называет Гаше «настоящим другом», «новым братом» и даже «папой».
В письме к Гогену художник объясняет, почему он приписывал Гаше «скорбное выражение нашего времени». Образ доктора - гораздо больше, чем просто портрет, это символ, представление на холсте того, чем врач был для Ван Гога. А был он, прежде всего, прекрасным другом, которого Винсент напрасно искал в Гогене. А также - второй половинкой души, его новым авторитетом, воплощением его идеалов. Гаше, знаток искусства, привыкший к новизне стиля таких художников, как Писсарро и Сезанн, с которыми он встречался ранее, высоко ценит произведения Ван Гога и способен понять его неординарную личность.
С удивительной непосредственностью Ван Гог сопоставляет дополнительные цвета, усиливая их. Портрет доктора Гаше строится на сочетании синих тонов куртки врача и фона с ярко-оранжевым цветом стола.
Симона Бартолена

вторник, 28 марта 2017 г.

Борис Дмитриевич Григорьев. Портрет А.М. Горького

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939).  Портрет А.М. Горького [16(28).03.1868 г.- 18.06.1936 г.]. 1926г. 

понедельник, 27 марта 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Смена блюд в ресторане»

Terry Rodgers (в. 1947).  THE VARIABLE FREQUENCIES OF RESTRAINT - Терри Роджерс (в. 1947). Смена блюд в ресторане


См. также:

Терри Роджерс (1949 г.р.) - американская живопись 21 века 


воскресенье, 26 марта 2017 г.

Марлен Дюма (1953 г.р,) - «Секретные файлы»

Marlene Dumas (b. 1953). Secret files. Рencil and watercolour on paper. 19 x 21 cm. Executed in 1992 - Марлен Дюма (1953 г.р.). Секретные файлы. Карандаш и акварель на бумаге. 19х21 см. Исполнено в 1992 году

Марлен Дюма - южноафриканская художница, уроженка Кейптауна. Она изучала изобразительное искусство в Университете Кейптауна, который окончила в 1975 году. В 1979 году она поехала в Нидерланды изучать психологию и с тех пор живет и работает в Амстердаме. Марлен Дюма известна свободно нарисованными изображениями, особенно детьми, которые обладают странным и тревожным качеством, в частности из серии её картин младенцев под названием «Первые люди» (1991). Её образы обычно берутся из фотографий, иногда - её собственных, иногда взятых из газет и журналов.
Представленный набросок, который, кстати был продан за 30 с лишним тысяч долларов, был написан в 1992 году, когда готовился к выходу первый сезон культового мега-сериала "Секретные материалы", который был завершён в 2002-ом году. Однако  сериал был настолько популярным, что. спустя 12 лет вышло продолжение, а сейчас готовится к прокату очередной сезон. Кстати смотреть Секретные материалы онлайн бесплатно с русским переводом можно по мере выхода новых серий. На этом же сайте поклонники сериала, а также новое поколение любителей неизведанного имеют возможность  смотреть все сезоны, начиная с первого.

Рафаэль - Автопортрет

Рафаэль Санти. Автопортрет. Дерево (тополь), масло. 47,3 х 34,8 см. Галереи Уффици, Флоренция
Раймондо Сасси. Из аннотации к картине:
В 1631 году картина упоминается в числе имущества, входящего в наследство Виттории делла Ровере, жены Фердинанда II Медичи, как «собственноручный портрет Рафаэля». Из тех же документов явствует, что небольшая дощечка с автопортретом прибыла во Флоренцию из Ур-бино. Более тщательные изыскания, проведённые в 1983 году в ходе реставрационных работ, подтвердили авторство Рафаэля несмотря на то, что ранее на этот счет высказывались сомнения. Таким образом, картина может считаться не только самым ранним изображением, позволяющим судить о внешности художника, приложившего немало усилий к мифологизации своего образа... но и показывает, как с ранних лет, ещё до того, как покинуть родные места, мастер сознательно использовал художественные средства для шлифовки собственного облика. Действительно, происхождение картины и её датировка приблизительно 1505 годом с которой в основном согласны авторы позднейших исследований, позволяют предположить, что произведение создавалось в Урбино. Однако следует учитывать, что, будучи в эти годы ещё тесно связан с Урбино, Рафаэль уже совершил первую поездку во Флоренцию, где не только видел работы основных своих соперников, Леонардо и Микеланджело, но и наверняка смог оценить их особую харизматичность. Эти две выдающиеся личности являли собой в то время, каждый в соответствии со своим характером и наклонностями, наиболее полное воплощение новой роли художника в обществе, послужив молодому Рафаэлю наглядным примером.

суббота, 25 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет Народного артиста СССР Евгения Райкова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.).  Портрет Народного артиста СССР Евгения Тихоновича Райкова (25.03.1937 г. - 11.06.2010 г.) в роли Ноздрёва. Исполнено в 1983 г.

пятница, 24 марта 2017 г.

Франческо Солимена (1657-1747) - «Адам и Ева в Эдемском саду»

Francesco Solimena (Canale di Serino 1657-1747 Barra). Adam and Eve in the Garden of Eden - Франческо Солимена (Канале-ди-Серино, 1657-1747 годы Барры). Адам и Ева в Эдемском саду 

четверг, 23 марта 2017 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Нахождение Моисея»

Орацио Джентилески (1563-1639). Нахождение Моисея. Исполнено около 1633 г. Холст, масло. 243х281 см. Музей Прадо, Мадрид (из коллекции Филиппа II)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Великолепная картина, написанная художником уже в семидесятилетием возрасте, была отправлена из Лондона и вручена королю Испании Филиппу IV в 1633 году. Во время пребывания в Лондоне пизанский художник постоянно стилистически совершенствовался. Сначала в Риме с помощью простых, ярких и искренних живописных приемов Караваджо. Затем художник достиг творческой зрелости в Турине при дворе герцогов Савойских, потом - в Генуе, и, наконец, - в Париже при дворе Марии Медичи. В Лондоне, конечно, старый художник имел под рукой коллек- цию блестящих образцов живописи, присланных ко двору Ван Дейком, который сам переехал в английскую столицу в 1632 году. Стиль позднего Джентилески показывает внимательное соблюдение истины, до которой художник докапывается с помощью навыков рисования, полученных в тосканской школе. Он делает это со вкусом к изяществу и роскоши обстановки. Исключительной по красоте является игра света на различных типах тканей и сочетание их изысканных цветов, преимущественно светлых, в частности, серебристых, золотистых, розовых.
Даниэла Тарабра
Анатомическая достоверность и внимание к световым рефлексам являются наиболее убедительными чертами позднего стиля Джентилески

См. также:

Орацио Джентилески (1563-1639)

среда, 22 марта 2017 г.

Винсент Ван Гог - «Церковь в Овер-сюр-Уаз»

Винсент Ван Гог (1853-1890). Церковь в Овер-сюр-Уаз. Исполнено в 1890 г. Холст, масло 94 х 74,5 см Музей Орсе, Париж (приобретено с помощью доктора Поля Гаше и анонимного канадского дарителя в 1951 году).
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Ван Гог написал эту картину в Овер-сюр-Уаз, селении, облюбованном еще импрессионистами и Полем Сезанном, куда он отправился, чтобы встретиться по предложению своего брата Тео с доктором Гаше. Ван Гог останется в Овере с 21 мая 1890 года до самой своей смерти, случившейся по причине самоубийства 29 июля того же года. За этот довольно короткий период времени Ван Гогу удается создать семьдесят картин и множество рисунков. Но. толь ко одна из этих картин посвящена церкви Овера, внушительному зданию XIII века. Чтобы понять новизну и оригинальность стиля Ван Гога, достаточно сравнить этот зрительный образ, вылепленный красками, с Руанскими соборами, написанными Моне несколько лет спустя. Хотя серия Моне имеет более позднюю датировку, при сравнении очевидна вся новизна Ван Гога, который не стремится передать на холсте реальность, или зрительное впечатление от реальности, но пытается выразить состояние собственной души по отношению к сюжету. Оставаясь узнаваемой, церковь полностью изменена инстинктивными движениями кисти Ван Гога в идеальном синтезе действительности и воображения, внешне го и внутреннего миров.
Ван Гог пишет материальными ударами кисти, плотными и вихреобразными. Цвета выбраны инстинктивно и сопоставлены, с превосходным результатом, в соответствии с законами, которых Ван Гог не учил, но применяет в совершенстве, спонтанно, следуя своей интуиции.
Симона Бартолена

вторник, 21 марта 2017 г.

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет хирурга В.Д. Фёдорова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.). Портрет хирурга Владимира Дмитриевича Фёдорова (21.03.1933 г. - 17.09.2010 г.). Исполнено в 1986 г.

понедельник, 20 марта 2017 г.

Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952) - «Нудисты на пляже»

Howard Chandler Christy (AMERICAN, 1873 - 1952). NUDES AT THE BEACH. 1930 - американский художник Говард Чендлер Кристи (1873 - 1952). Нудисты на пляже. Исполнено в 1930 году 
Странно, почему-то художник увидел на нудистском пляже только красивых и стройных девушек. Прямо соцреализм какой-то.