|
Китайский художник Ван Шэн-Ле (1923-2003). Восемь героинь бросаются в реку. Исполнено в 1957 году |
Творческая судьба признанного мэтра гохуа Ван Шеньле (1923-2003
гг.), складывавшаяся до определенного периода весьма благополучно, была неразрывно связана с бурной историей родной страны.
С юных лет он тяготел к искусству и подавал большие надежды. Его творческая карьера складывалась стремительно и блистательно.
Подобно многим художникам старшего поколения Ван Шеньле получил первоначальное художественное образование в Китае, воспитываясь
на классических образцах старой живописи. Восемнадцатилетним юношей он поступает в Академию художеств г. Токио, и по ее окончании
в 1946 году у себя на родине открывает свою первую персональную выставку. Энергичный и перспективный художник в 1947 году уже
профессор известной Академии художеств им. Лу Синя, а с 1958 года - декан факультета Академии. В своих произведениях Ван Шеньле
предстает многогранным художником: виртуоз в живописи «гохуа», мастер живописно-графического психологического портрета,
великолепный рисовальщик, умело соединявший классические традиции китайской живописи с достижениями современной европейской
школы. Художник новой формации, Шеньле мастерски владел реалистическим методом изображения, создавая произведения, непосредственно
отражающие исторические события недавнего прошлого и современные ритмы жизни новой социалистической эпохи, наполненные
радостью и счастьем. Молодой талантливый художник в 1956 году был приглашен на Вторую Всекитайскую выставку традиционной
живописи (Первая прошла в 1953 г.), где представил героико-монументальную композицию из недавней истории национально-освободительной
борьбы страны с Японией «Восемь отважных партизанок». В основе сюжета лежала реальная история. В 1935 году восемь девушек из
партизанского отряда, отстреливаясь до последнего патрона, погибли в реке Муданьцзян, чтобы не быть плененными (работа является
собственностью Исторического музея, г. Пекин).
Период творческой зрелости и активной общественной
деятельности Ван Шеньле пришелся на трагическое десятилетие «культурной революции» - 1966 - 1976 гг. К сожалению, известный художник
не стал исключением и разделил общую судьбу китайской интеллигенции: был отправлен на «трудовое перевоспитание» – на строительную
площадку. После долгих и унизительных десяти лет революционного абсурда Шеньле сумел вернуться к долгожданному творчеству,
а в 1980 году он уже вновь возглавил Академию художеств им. Лу Синя. Вынужденное молчание Ван Шеньле, мастера с мощным художественным
потенциалом, вскоре обернулось многочисленными персональными выставками в стране и за рубежом (в странах Юго-Восточной Азии,
Японии, Республике Корея), где уже ранее были знакомы с его творчеством и куда всегда приглашали. Но пережитый со страной
драматический этап отразился в произведениях художника в виде замысловатой печати круглой формы, знаки на которой схожи
с пиктограммами: «2-5 (т.е. 10 лет) как рабочий». Гражданская мужественность, искренность и душевная щедрость художника – это,
несмотря ни на что, жизненный принцип личности Ван Шеньле, выраженный в произведении каллиграфии 1995 г.: «Отдать большую душу
во все стороны, всегда быть откровенным при жизни».
Сколько бы Ван Шеньле не обращался к разножанровой
живописи, одним из основных направлений его творчества оставалась каллиграфия, особенно в годы зрелого творчества. Говорят,
что «письмена как картины сердца». И в самом деле, это искусство - плод длительного духовного совершенствования и обостренного
сознания, рождающие свободу духа и несущие силу нравственного воздействия. Не потому ли так завораживают черные на белом
«сплетения линий», что зритель невольно втягивается в некий диалог – расшифровку, интуитивно стремясь проникнуть в глубинную
суть изображенного, благодаря витающему духу, незримо раскрывающему сердца внимающих и созерцающих: «Далекий аромат узнавания»
(1997г.), «Гармония души» (2000г.), «Спокойное небо, отдыхающие облака» (2000г.)… От произносимых сентенций веет покоем и отдохновением.
В произведениях каллиграфии отражена глубокая духовно-нравственная сила личности художника-философа, авторская свобода
воплощения полноты Бытия. Для китайского художника самоценна некая отстраненность от суетного мира, культивирование в себе
уравновешенности духа и духовной чистоты, что позволяет приобрести нечто самое ценное – понимание и принятие современного
ему мира, и тем самым достичь согласия с самим собой. Пронзительность содержательной части работы Ван Шеньле «Гармония души»
(илл. 1) - это наивысшая нравственная планка, которую хочется достигнуть, это тот жизненный код, расшифровка которого обеспечивает
человеку свободу духа и независимость. Трепетная устремленность иероглифа «душа» как живой субстанции в прозрачной оболочке
к «гармонии» – это как прикосновение к Вечности, возможность обрести душевный покой на земле. Художественная образность
данного произведения состоит в выразительности и пластичности каллиграфических линий, достигнутой синтезом умеренного
нажима кисти и высветленной туши с большим количеством воды, выступающей за границы линии иероглифа, что придает особую мягкую
бархатистость черной туши. За внешней созерцательно-смысловой безмятежностью «картинного» образа - «Спокойное небо, отдыхающие
облака» - таится глубина авторских размышлений, претворенных до философской обобщенности. Небо и облака – доминирующие
художественные образы в классическом искусстве, первооснова китайского созерцания, как результат осмысления Бытия в дальневосточной
философии. Пристально-содержательное изучение ритмически-легкой игры черных с просветами на белом линий иероглифов рождает
тихий диалог зрителя с художником. Авторская художественно-семантическая заданность «ведут» зрительское воображение, невольно
будоражат в созерцающем мысли и ассоциации. Облака отдыхающие, плывущие, нависающие в небесной бездне – это извечная метафора
и аллегория жизненного пути, изменчивого и свободного. Пластически-статичный ключевой иероглиф «небо», как незыблемое начало
всего Сущего на земле, Ван Шеньле выписывает умеренным нажимом кисти, насыщенные линии иероглифа, - как расправленные широкие
крылья, под началом которых должно существовать жизни мирной и благополучной вне зависимости от государственных границ.
Стилистика знаков признанного мэтра каллиграфии
отличает внутренняя сила и динамика выразительно-ломаных, напряженных и одновременно хрупких линий. «Освоив Правило, можно
основать школу своих правил», - гласит старое изречение. И Ван Шеньле стал основателем живописи «школы области Гуаду», одной
из современных ведущих традиционных школ северного стиля «гохуа». Художественную, педагогическую и общественную деятельность
Шеньле трудно переоценить. Правительство нового Китая высоко оценило огромный вклад Ван Шеньле в историю национального
искусства новейшего времени. В 1989 году по приказу Министерства культуры КНР на родине художника в городе Шеньян был учрежден
Институт искусств имени Ван Шеньле, где под его началом обучались аспиранты из Республики Корея, Японии, после смерти мастера
– и китайские художники. Именно поколению Ван Шеньле могут быть адресованы слова старшего современника, известного художника
«гохуа» Сюй Бэйхуна, сказанные им в 1934 г., : «…мы питаем глубокую надежду, что среди молодых художников, отдающихся своему
искусству с полнейшим бескорыстием, найдутся мастера мужественные и упорные, которые, впитав в себя нашу тысячелетнюю культуру,
смогут продолжить и возобновить искусство, за которым в его прошлом были признаны высокие качества оригинальности, благородства
и мудрости».