понедельник, 31 марта 2008 г.
Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение)
Бега на Неве. 1810-е гг. бумага, гуашь. 63х96 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Портрет девочки. бумага, итальянский карандаш, пастель, акварель, белила. 35,7х27,1 см. Государственная Третьяковская галерея
М.И. Кутузов (1745-1813), генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армии. 1812 г. Государственный исторический музей. Гравюра С. Кардели по рисунку А.О. Орловского
Д.В. Давыдов (1784-1839). Полковник, инициатор создания армейских партизанских отрядов, поэт. Гравюра М.Дюбурга по рисунку А.О. Орловского. 1814 г. Государственный исторический музей
Ярлыки:
Орловский,
Польская живопись,
русская школа
суббота, 29 марта 2008 г.
ЛАНСЕРЕ, Евгений Евгеньвич
Бойцы у трофейных орудий. Из серии "Трофеи русского оружия". 1942 г. ГТГ
Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти. (Центральная часть триптиха). 1929-1931 гг. Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева
1912 г. Из серии картин "Трофеи русского оружия" 1942 г. Государственная Третьяковская галерея
Участвуя в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. (7 сентября н.с.) казаки под командованием Ф.П. Уварова и М.И. Платова захватили у врага боевые трофеи. Картина Лансере изображает момент, когда в торжественной обстановке эти трофеи (французское боевое знамя, офицерская каска) демонстрируются перед уставшими за день упорной и кровопролитной битвы русскими воинами. Вид боевых трофеев будит воспоминание о героизме павших и оставшихся в живых, зовёт на новые подвиги. Торжественны и суровы лица воинов.
Ярлыки:
19-20 век.,
иллюстрации,
ЛАНСЕРЕ,
русская школа
пятница, 28 марта 2008 г.
Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)
Ярлыки:
19-20 в.,
Васнецов В.М.,
ГРМ,
ГТГ,
русская школа,
сказки
Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)
Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) - живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. - экспонент, с 1874 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1895 г. - действительный член Академии художеств, с 1897-го - академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине "Ремонтные работы на железной дороге" (1874, ГТГ). Крестьянская тема остро поднимается в картинах "Спор на меже" (1897, Государственный центральный музей современной истории России), "Павшая лошадь" (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне "На ворйну" (1888, ГРМ) - блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации. Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. - директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников - Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А. также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения.
...Мерно рокочет голос священника. Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе. Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью. Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «...звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки. Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно. Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону... Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены». И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Ярлыки:
иллюстрация,
передвижник,
русская школа,
Савицкий К.А.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)