воскресенье, 31 августа 2008 г.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
суббота, 30 августа 2008 г.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Прежде чем отправится туда, Персей попросил помощи у богов. Афина снабдила его щитом, отполированным как зеркало, и подала совет: чтобы не окаменеть, смотреть не на Медузу, а на её отражение на щите; Гермес дал свой меч и крылатые сандалии, кроме того Персей добыл себе ещё шапку-невидимку и волшебную суму. Оставалось узнать дорогу, которую знали только сёстры Грайи. Старухи от рождения владели одним глазом и одним зубом на троих, и Персею, чтобы вынудить их раскрыть тайну, пришлось похитить этот глаз. После этого, надев шапку-невидимку, Персей полетел на край земли. Он отрубил голову Медузе, спрятал её в свою суму и на крылатом коне Пегасе, родившемся из тела убитого чудовища, пустился в обратный путь.
Пролетая над морем, Персей увидел скалу, к которой была прикована дочь царя Эфиопии Кефея - прекрасная Андромеда. Страшный дракон, готовый растерзать её, поднимался из морских глубин и плыл к скале. Дракона наслал на Эфиопию Посейдон в отместку царице Кассиопе, похвалявшейся тем, что её дочь Андромеда красивее всех его нереид. Дракон опустошал владения Кефея и только Андромеда - так возвестил оракул - могла искупить вину матери. Восхищённый красотой царевны, Персей вступил в единоборство с чудовищем и, победив его, женился на Андромеде.
Аллегория по мотивам античных мифов. Изобилие и богатство даруют людям Земля и МОре. Эта мысль выражена Рубенсом языком аллегории, широко распространённом в искусстве его времени. Под видом Земли, или дарующей плодородие матери богов Кибелы, он изобразил пышнотелую фламандку и около неё рог изобилия, а под видом Воды - бога моря Нептуна, могучего седобородого старца с трезубцем в руке.
Возвещая о благодатном союзе стихий, трубит в раковину Тритон. На его призыв слетает с Олимпа крылатая Слава, увенчивая богов лаврами.
Агарь — египтянка, сделавшаяся с согласия Сарры, во время бездетства последней, наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила. Когда Исаак, сын Авраама от Сары, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сары и с одобрения Бога были высланы из дома Авраама.
Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Мусульмане по сей день чтят память Агари как родоначальницы их и странствуют к её гробнице, которую они показывают в Мекке.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Умирая, Несс решил погубить Геракла, он посоветовал Деянире взять его кровь, якобы обладающую чудесным свойством возвращать утраченную любовь. Деянира поверила Нессу и хранила кровь Несса, как талисман.
Картина написана на сюжет из истории Древнего Рима. Римский историк Валерий Максим в книге "Замечательные дела и речи" рассказал, что по решению сената за совершённое преступление римлянин по имени Кимон был заключён в темницу и обречён на голодную смерть. Дочь Кимона - Перо, стремясь спасти отца, вынуждена была кормить его грудью, так как немогла проносить пищу мимо стражи.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Голова старика». Государственный музей имени А.С. Пушкина
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Вакханалия». 1615 г. Холст, масло. 0,91х1,07. Государственный музей имени А.С. Пушкина
пятница, 29 августа 2008 г.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Годы женитьбы великого Рубенса на юной Елене Фоурман стали временем нового расцвета творчества находившегося уже в зените славы художника. Елена много раз была источником восторженного вдохновения фламандского мастера, покоренного ее необычайной красотой. Превосходные портреты второй жены Рубенса, пленительной, цветущей женщины, приковывают внимание особой одухотворенностью образа и артистизмом живописного исполнения, доведенного до исключительного совершенства.
Избрав на этот раз форму парадного портрета, магией кисти Рубенса превращенного в шедевр подобного жанра, художник сумел передать наряду с торжественной величавостью, наделяющей земное существо чертами богини, также и душевное обаяние модели, нежность и поэтичность ее внутреннего мира. Кажется, Елена излучает счастье и покой, от ее облика веет радостью и полнотой жизни. Картина дышит интимным чувством художника — глубоким и сильным, его восхищением изяществом и юной красотой изображенной.
Старой пинакотеке принадлежит одно из лучших и значительных собраний Рубенса — подлинных шедевров, составляющих гордость музея. Среди них выделяются знаменитые «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609) и «Елена Фоурман в свадебном платье» (1630).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609. Холст, 178 x 136,5 см.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Похищение дочерей Левкиппа. Около 1618. Старая Пинакотека
Комбинация картины построена на сплетении фигур, подчинённых в своём расположении общему круговому ритму. Клубок их кажется ещё более динамичным, так как тесно вписан художником в почти квадратное обрамление, которое как бы сдерживает бурное движение группы. Рубенс с упоением пишет обнаженные фигуры, видя в здоровом теле вечный источник силы, радости и наслаждения. Его любимые героини - белокурые румяные фламандки с пышными сильными телами, со здоровым инстинктом чувственности и материнства. Декоративный принцип композиции подчёркивается ярко-красной и золотой тканью, сопоставления тёмных и светлых пятен цвета. Великое мастерство художника проявляется в удивительной свободе и мастерстве рисунка, в непринуждённой импровизации форм, в чувственной осязательной трактовке человеческих фигур. будучи реалистом, Рубенс однако никогда не снижает свой замысел до данровой трактовки, удерживая свои художественные решения на уровне высокого обобщения.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Меркурий, Аргус и Ио». 1635-38. Картинная галерея. Дрезден.
четверг, 28 августа 2008 г.
Пояснение к набору открыток "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи"
М.В. Добужинский (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Л.С.Бакст (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
К.С. Петров-Водкин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
С. В. ГЕРАСИМОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Серебрякова З.Е. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
А.Я. Головин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
М.А. Врубель (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Серов В.А. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Н.П. Крымов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Н.П. Ульянов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
В. Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
М.В. Добужинский (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
М. В. ДОБУЖИНСКИЙ (1875—1957). Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга. 1905—1906. Бумага на картоне, акварель, уголь, белила. 63,3 X 99,6. Государственная Третьяковская галерея
Подлинным художником города среди участников объединения «Мир искусства» был Мстислав Валерианович Добужинский. Но город Добужинского не похож на величаво-прекрасную Северную Пальмиру А. Н. Бенуа или А. П. Остроумовой-Лебедевой. Его Петербург — это скопище уродливых или подчеркнуто-прозаичных зданий, мир, глубоко враждебный человеку. Здесь, на его улицах, он особенно остро чувствует свое одиночество и отчужденность.
«Человек в очках» — портрет художественного критика и поэта К. А. Сюннерберга (1871—1942), выступавшего в печати под псевдонимом Константин Эрберг. Антитеза «Город и человек» воплотилась в этом произведении с программной четкостью и определенностью. Городское предместье, где в унылом беспорядке чередуются огороды, заводские трубы, доходные дома, кажется бесконечным. Мрачные стены заслоняют горизонт, оставляя человеку тесное пространство перед окном. Печальный, узкоплечий, кабинетного склада человек в очках повернулся к городу спиной. Но хрупкое стекло не может быть защитой от враждебного, обступившего со всех сторон города, символа бездушной цивилизации. В основе изобразительной пластики «Человека в очках», как и в других работах Добужинского, лежат выразительность силуэтов, четкий ритм контуров линейного рисунка
Сомов К.А.(из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Л.С.Бакст (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Л. С. БАКСТ (1866—1924). Саломея. Эскиз костюма для «Танца семи покрывал». 1908.Бумага, акварель, графитный карандаш, бронзовый и алюминиевый порошки. 46,9 X 30,3. Государственная Третьяковская галерея
Имя Льва Самойловича Бакста, одного из представителей старшего поколения «Мира искусства», неразрывно связано с историей русского театрально-декорационного искусства. Талант Бакста-сценографа с ослепительным блеском развернулся в балетной антрепризе С. П. Дягилева во времена Русских сезонов в Париже в первые десятилетия XX века. Мировую известность снискал Бакст оформлением балетов «Видение розы», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна».
Эскиз костюма для Саломеи, исполняющей «Танец семи покрывал» в одноименной пьесе О. Уайльда, относится к периоду сотрудничества Бакста с В. Э. Мейерхольдом в Петербурге. Этот лист — одно из совершенных созданий художника и очень для него характерное. Безудержная фантазия, изобретательность в изображении деталей сочетаются здесь с изысканным вкусом, декоративной красочностью целого. Поза, жесты Саломеи, очертания ее причудливо развевающихся одежд воплощают утонченную музыкальную ритмику балета (композитор А. К. Глазунов, балетмейстер М. М. Фокин). В «Саломее» Бакста, задуманной как эскиз танцевального костюма, дана убедительная и своеобразная интерпретация сценического образа героини пьесы О. Уайльда
К.С. Петров-Водкин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
К. С. ПЕТРОВ-ВОДКИН (1878—1939). Женская голова. 1912. Бумага, акварель, прессованный уголь. 33,8X24,2. Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — одна из наиболее крупных фигур в русском искусстве предреволюционных лет. В его произведениях этого периода элементы символизма, стилистика модерна сочетаются с ориентацией на традиции мастеров Возрождения, глубинной связью с идеалами древнерусского искусства. Монументальностью и силой, утверждением народных, национальных идеалов прекрасного отмечены, в первую очередь, живописные произведения 1910-х годов — «Купанье красного коня», «Мать», «Девушки на Волге».
Подлинным шедевром графики Петрова-Водкина можно считать рисунок «Женская голова» — этюд к картине «Мать» (1915. Государственный Русский музей). С редкой силой воплощен в этом листе образ женщины-матери — один из центральных в творчестве художника. В композиционном строе рисунка преобладают гармоничные очертания овалов. Их стройному ритму подчинены линии косынки, подбородка женщины, абрис ее рта и крыльев носа. Музыкальная ритмика линий смягчает строгую скульптурность лепки лица, вносит в него дыхание жизни. Оранжевый цвет косынки усиливает ощущение тепла, одушевления, которыми проникнут женский образ в этом замечательном произведении. В нем найден убедительный сплав образных реминисценций, восходящих к древнерусской иконописи, и живых примет красоты реального типа русской женщины-крестьянки
С. В. ГЕРАСИМОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
С. В. ГЕРАСИМОВ (1885—1964). Можайские ряды. 1908. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 43,5 X 33,8. Государственная Третьяковская галерея
Творчество Сергея Васильевича Герасимова широко и многообразно развернулось в послеоктябрьский период. Такие его картины, как «Колхозный сторож», «Клятва сибирских партизан», «Колхозный праздник», «Мать партизана», серия «Можайские пейзажи», навсегда вошли в историю советской живописи. Герасимову принадлежат также замечательные иллюстрационные циклы к произведениям русской классической и советской литературы. Из них наибольшую известность получили иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и к роману М. Горького «Дело Артамоновых».
Основной темой Герасимова-пейзажиста всегда была природа Подмосковья, прежде всего Можайска, родины художника. В молодости, в 1906—1912 годы, он исполнил серию акварелей, посвященных жизни, быту, людям Можайска, — «Вечер в Можае», «Ярмарка», «Базар в Можае», «Рекрутчина» и другие. Сюда же входит и работа «Можайские ряды». В акварели передан естественный жизненный уклад непритязательного провинциального городка. Остро подмечено своеобразие архитектуры можайских торговых рядов, одежды, облика местных жителей. Теплые звучные цвета, непринужденность композиционного решения усиливают ощущение жизненной правды, свойственной всем акварелям раннего можайского цикла Герасимова
Серебрякова З.Е. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
3. Е. СЕРЕБРЯКОВА (1884—1967). Автопортрет. 1914. Бумага, сангина. 46,5X38. Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Евгеньевна Серебрякова принадлежала к младшему поколению художников «Мира искусства». Образностилистические особенности многих ее работ свидетельствуют о плодотворном изучении творчества старых мастеров, использовании традиций искусства эпохи Возрождения. В излюбленной технике классических рисунков — сангиной — исполнен «Автопортрет» 1914 года.
К жанру автопортрета относятся многие живописные и графические произведения художницы. Самые известные из них — «За туалетом», «Автопортрет с кистью». Автопортрет давал Серебряковой наиболее удобные возможности воплотить постоянный интерес к проникновенному изучению, художественному постижению натуры. Ее многочисленные работы в этом жанре всегда выражают самые естественные, истинно человеческие чувства и душевные движения. Обаяние непосредственности, искренности, исходящее от «Автопортрета» 1914 года, воплощено в рисунке сангиной с ее теплым красноватым цветом, с линией, безукоризненно легкой и точной.
Известный исследователь отечественной графики А. А. Сидоров писал, что в рисунках Серебряковой существуют «в счастливом единстве живость и правильность, красота и правдивость»
А.Я. Головин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930). Автопортрет. 1912. Бумага на картоне, темпера. 88,6 X 68,9. Государственная Третьяковская галерея
Александр Яковлевич Головин — один из крупнейших представителей отечественного театрально-декорационного искусства. Лучшие театральные спектакли, созданные при участии Головина в начале нынешнего столетия (оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», Ж. Бизе «Кармен», драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и др.), стали качественно новым этапом в истории русского театра.
Головин известен и как автор целого ряда своеобразных театральных портретов. Это большие, декоративно-монументальные произведения, изображающие артистов в ролях («Шаляпин в роли Олоферна», «Шаляпин в роли Бориса Годунова» и др.). В ином плане исполнен «Автопортрет» 1912 года. В эмоционально-образном строе произведения звучат свежие, бодрые ноты: светлый, в солнечных бликах интерьер с букетом бело-розовых пионов служит фоном для фигуры художника в белой одежде. Контрастное сопоставление пятен синего (галстук) и розового (цветы) усиливает звучание светлого холодного колорита «Автопортрета». Изысканность и блеск цветового решения отнюдь не заслоняют проницательной психологической характеристики, свойственной Головину-портретисту: выразительно вылеплены крупные черты лица художника, умом и волей светится его взгляд
М.А. Врубель (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
М. А. ВРУБЕЛЬ (1856—1910). Дворик зимой. 1903—1904. Бумага, графитный карандаш. 25,7X31,8. Государственная Третьяковская галерея
Прирожденный живописец-колорист, Михаил Александрович Врубель был также выдающимся мастером рисунка. К высшим достижениям художника можно отнести рисунки последних лет его жизни (из так называемого «Альбома Введенского»). Они были исполнены во время пребывания больного Врубеля в клинике доктора Ф. А. Усольцева. В 1956 году московский врач, профессор И. Н. Введенский принес в дар Третьяковской галерее большое количество этих рисунков. «Дворик зимой» — один из них.
На листе изображен двор, находившийся рядом с клиникой Усольцева. Коротким, стремительным штрихом нанесены очертания крыш, стен, окон домов на дальнем плане. Их тревожные ритмы полностью уравновешены белизной нетронутой части листа. Старый московский дворик, укрытый снежными сугробами, кажется глубоко спящим, проникнут ощущением тишины.
Удивительно богатство оттенков цвета, достигнутое самыми минимальными средствами (графитным карандашом на белой бумаге): серебристые доски заборчика, темные стены, серое небо меж ветвей, белизна нетронутого снега. Редко в каком из других произведений Врубеля обнаружатся такая простота, безыскусственность и в отношении к натуре, и в самой манере рисунка, как в этой работе
М. А. ВРУБЕЛЬ (1856—1910). Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович (1859—1932) в
роли Кармен. 1890-е годы. Бумага, акварель. 37,1 X 23,2. Государственная Третьяковская галерея
Выдающийся художник рубежа веков Михаил Александрович Врубель обладал дарованием чрезвычайно широкого диапазона. Он является автором живописных полотен и декоративно-монументальных панно, иллюстратором и сценографом, превосходным рисовальщиком и акварелистом. К технике акварели художник обращался часто и охотно на всех этапах своего творчества. В его листах несравненный колористический дар проявился ярко и своеобразно.
В портрете Т. С. Любатович счастливо соединились глубокая проницательность Врубеля-портретиста, органически присущее ему чувство театра и замечательное мастерство акварелиста. Фактура акварели в этом произведении кажется подвижной, изменчивой. Таинственно мерцают пастозные крупные мазки — характерно врубелевские, сизо-зеленые — сочетаются с малиново-черными, розовато-лиловыми.
Как всякий театральный портрет, портрет Любатович в роли Кармен обладает двойной сутью: в нем запечатлены и непосредственность, задор молодой актрисы, и тайна, предчувствие гибели, которые несет в себе Кармен. Любатович была одной из ведущих артисток Московской русской частной оперы, созданной С. И. Мамонтовым, знаменитым меценатом, с которым Врубеля на протяжении многих лет связывали тесные дружеские и творческие связи
Серов В.А. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Н.П. Крымов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
Н.П. Ульянов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
В. Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")
В. Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870—1905). Балкон осенью. 1905. Бумага, акварель, черный карандаш. 53,4 X 63,3. Государственная Третьяковская галерея
В творчестве Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова реальный мир предстает преображенным мечтой и воображением художника, жизненная правда сочетается с символикой, одухотворенной поисками поэзии и красоты. Большинство его произведений обращено в прошлое, но это прошлое лишено конкретных исторических признаков, четких временных границ. Таковы наиболее известные работы мастера — «Водоем», «Призраки», «Изумрудное ожерелье».
Пейзажи занимают несколько обособленное положение в искусстве Борисова-Мусатова. Созданные в последние годы жизни художника, они проникнуты особенной глубиной лирического чувства. Полновластно царит музыкально-ритмическое начало в листе «Балкон осенью». Оно ощутимо в приглушенных, будто тающих красках акварели: бледной голубизне неба, светлом золоте и легком багрянце листвы. Неспешный ритм колонн и балюстрады балкона как бы подхватывают очертания деревьев сада, а затем полей и перелесков, исчезающих у самого горизонта. Реальные окрестности Тарусы, где художник провел последний год жизни, предстают в «Балконе осенью» как особый мир, исполненный тишины, покоя, всепримиряющей гармонии