Карикатура— «социально значительное и полезнейшее искусство»
М. Горький («Правда» № 30, 1932)
«Карикатура» в первоначальном узком значении — художественный прием, заключающийся в нарочитом преувеличении или искажении изображаемого с целью произвести комический эффект.
В настоящее время под карикатурой понимается сатирическое изображение, имеющее своей целью критическую оценку того или иного политического или бытового явления, носящего отрицательный характер.
Особенно широкое распространение сатирические изображения получили в графике—газетной и журнальной. Как правило, сатирический рисунок сопровождается кратким текстом, усиливающим и раскрывающим существо изображения.
В России первые сатирические рисунки появляются в середине XVIII века в лубочных картинках.
Объектами сатиры были помещики, духовенство, старый суд, а позднее купечество.
Зачинателем русской художественной карикатуры является А. Венецианов, осуществивший издание первого периодического сатирического издания — «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». В журнале проводилась резкая критика высшего чиновного дворянства. По приказу Александра I журнал был уничтожен.
Подъем политической сатиры начинается с Отечественной войны 1812 года и достигает своего расцвета с ростом освободительного движения.
Демократическое движение 1860—1860-х годов способствовало дальнейшему развитию изобразительной сатиры. Передовые журналы того времени «Искра» Н. А. Степанова и «Гудок» Н. В. Иевлева публикуют рисунки, обличающие самодержавный строй и его приспешников. Даже в такой строго охраняемый цензурными держимордами «заповедник», как лубочная картинка, проникает дух обличительства. Появляется целый ряд листов, разоблачающих взяточничество, волокиту, отражающих бесправное положение русской женщины и пр.
Традицию Н. Степанова и Н. Иевлева продолжает с 1880-х годов художник-любитель М. М. Чемоданов, по профессии врач-стоматолог. Его острый карандаш отзывался на все политические события, вплоть до революции 1906 года. Он выпустил большую серию сатирических рисунков, бичующих царское правительство и его наемников, пытавшихся в потоках крови потопить мощное народное движение. Эти рисунки в больших количествах распространялись нелегально.
В журналах „Осколки", „Будильник" в 1890-х годах наряду с бытовыми юмористическими рисунками появляются острые карикатуры на международные темы, а также карикатуры, в которых показаны тяжелые стороны жизни рабочих, дикие нравы провинции и т. д.
В дни революции 1905—1907 годов прогрессивная политическая карикатура заговорила полным голосом. Выпускалось большое число сатирических журналов («Жупел», «Пулемет», «Жало», «Адская почта», «Стрелы» и др.). В наиболее передовой группе журналов приняли участие крупнейшие русские художники, создавшие ряд острых, насыщенных едким сарказмом карикатур. Многие из этих художников продолжали работать после победы Великой Октябрьской революции (И. Билибин, М. Добужинский, Д. Кардовский, Е. Лансере, Д. Моор и др.).
Годы реакции, последовавшие за революцией 1905 года, драконовские законы против печати не могли не наложить своего отпечатка на характер русской карикатуры. На некоторое время тематика юмористических журналов приобретает характер беззлобного зубоскальства и бытового юмора.
Однако уже перед первой мировой войной политическая сатира, хотя и робко, начинает поднимать голову.
Наряду с поверхностной либеральной юмористикой некоторым художникам удавалось изредка помещать в журналах политически заостренные рисунки. Некоторые из этих художников (В. Лебедев, В. Дени, А. Радаков, Н. Радлов и др.) впоследствии вошли в первые ряды советских мастеров политической сатиры.
В годы первой мировой войны, в предреволюционные годы острие политической сатиры было направлено не только против главарей военной агрессии и „героев тыла", но и на разоблачение социальных несправедливостей и типических пороков прогнившего царского строя.
С. КЛЕПИКОВ
|
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». №14 В. В. Лебедев «Застраховался» (Журнал «Новый сатирикон» № 45, 1916 г.)
«Вот некоторые говорят, что нашего брата—мародера вешать надо... Ну, при этой шее не знаю, за что они смогут зацепить веревку». Сатира направлена против крупных спекулянтов, которые в годы первой империалистической войны под защитой царского правосудия наживались на военных поставках и втридорога торговали предметами первой необходимости.
|
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 16 Д.С. Моор (Орлов) «Коалиционное порождение» (Высшая школа верховой езды, Журнал «Будильник» № 26, 1917 г.)
На рисунке изображен конь — олицетворение Временного коалиционного правительства, состоявшего из кадетов, меньшевиков и эсеров. На коне - всадник Керенский; он едва держится, пытаясь управлять конем. Так едко художник высмеял Керенского, пытавшегося удержаться в роли всероссийского диктатора. Как известно, этого коня и его незадачливого наездника навечно сбросила в мусорную яму истории Великая Октябрьская революция.
|
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 11 А.Юнгер «Защита угнетенного» (Журнал «Новый сатирикон» № 6, 1913 г.)
«,Рабочие! — обращается к рабочим римский папа, — как вам не стыдно целой толпой нападать на одного». Художник гигантской, закованной в латы и сильно вооруженной фигуре капитала противопоставил небольшую группу рабочих, смело вступающих в борьбу. Их пытается умиротворить папа римский. Карикатура направлена против служителей религии, выступавших в роли защитников империализма в канун первой мировой войны.
|
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 4 С. В. Чехонин «Наша конституция — просят не дуть» (Журнал «Зритель» № 19, 1905 г.)
Карикатура представляет собой остроумную сатиру на царскую «конституцию», манифест 17 октября, которую большевики называли бумажной конституцией. Трудно представить себе более образную характеристику этой, с позволения сказать, конституции.
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 5 И. Я. Билибин «Осел» (Журнал «Жупел» № 3, 1906 г.)
Остроумная политическая карикатура на царя-самодержца. Художник нарисовал роскошную раму, применявшуюся лишь для портретов царя, и, поместив в нее изображение осла, иносказательно охарактеризовал царя как тупое и глупое животное.
За опубликование этого рисунка царское правительство посадило в тюрьму редактора журнала.
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 12 А. А. Радаков «Мексиканское танго» (Журнал «Новый сатирикон» №17, 1914 г.)
В 1914 году США проводили вооруженную интервенцию против Мексики. Однако, по газетным сообщениям, тогдашний президент США на запрос послов европейских стран о взаимоотношениях между США и Мексикой -ответил— „отношения Северной Америки и Мексики самые дружественные". Художник в своем рисунке разоблачает истинный характер этих отношений. Сухопарый дядя Сэм, танцуя с мексиканкой, пытается воткнуть ей в бок нож.
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 15 А. А. Радаков «У Америки есть опасность захлебнуться от золота» (Журнал «Новый сатирикон» № 51, 1916 г.) Острие своей сатиры художник направил против империалистов США, которые на военных поставках воюющим европейским странам в годы первой империалистической войны нажили огромные богатства.
Из подборки открыток «Русские сатирические рисунки начала XX века». № 13 Н. Э. Радлов «Совершенно невероятная история о том, как один чиновник Кутькин сделался натурщиком» (Журнал „Новый сатирикон" № 45, 1915 г.)
«Он покупал сахар... купец снял с него пальто... Оттуда отправился в мясную лавку... Мясник снял пиджак... В зеленной и фруктовой сняли почти все. Оставили—исподнее... Табак оставил его в одной рубашке... И когда он, придя домой, опомнился..., но, что ему иное оставалось делать?» Этот сатирический рассказ художник направил против купцов, вздувавших в годы первой империалистической войны цены на предметы первой необходимости и тем самым нещадно грабивших широкие слои населения страны.