пятница, 30 июня 2017 г.

Клод Моне - «Праздник 30 июня 1878 года»

Клод Моне. Улица Монторгей в Париже, Праздник 30 июня 1878 года. Исполнено в 1878 году. Холст, масло. 81х50,5 см. Музей Орсе, Париж (Завещано в качестве уплаты пошлины на наследство

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Картина изображает парижскую улицу в праздничный день. Но это не 14 июля, как можно было бы подумать, а 30 июня, во время большого празднества по случаю закрытия Всемирной Выставки. Чтобы представить необыкновенное событие в жизни города, Моне поднимается на балкон какого-то дома и наблюдает сцену сверху. Идея непривычной точки зрения, безусловно, происходит от фотографических опытов Надара, который любил запечатлевать город сверху, пролетая над ним на воздушном шаре. Фрагментарные и скорые мазки импрессионизма прекрасно подходят для передачи конвульсивного движении толпы и колыхания на ветру флагов, вывешенных из окон зданий. Небольшими «язычками» черного цвета, тут и там испятнанными красным, белым и синим, Моне весьма живо изображает гуляющие по улице толпы. Такая идея уже использовалась в некоторых более ранних композициях, например, «Бульвар Капуцинок» (1873 г., Канзас-Сити, Художественный музей Нельсон-Аткинс), удостоившейся саркастических комментариев критика Леви, который был не в состоянии понять смысл этих «черных язычков». «Так я похож на них, когда иду на прогулку по бульвару Капуцинок» - писал он в своей знаменитой статье, - «Смерть - это проклятие! Но она надо мной подшучивает».
Симона Бартолена
Чтобы создать нужный ракурс, Моне избирает весьма оригинальный способ: улица, увиденная с балкона, вклинивается между зданиями, с сильно акцентированной перспективой. Вертикальные движения кисти противопоставлены косой линии улицы, усиливая ощущение хаоса и движения, уже намеченного красочными мазками флагов.

четверг, 29 июня 2017 г.

Уильям Этти - «Похищение Прозерпины Плутоном»

William Etty, R.A. (1787-1849). Pluto carrying off Proserpine - That fair field of Enna, where Proserpine gathering flowers, herself a fairer flower, by gloomy Dis was gathered - Уильям Этти  (1787-1849). Похищение Прозерпины Плутоном
По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда её заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал её на колеснице, заставив бездну разверзнуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.

среда, 28 июня 2017 г.

Стивен Кэмбелл - «Разлом острова»

Steven Campbell (1953-2007). PORTRAIT OF AN ISLAND SPLITTING - Стивен Кэмпбелл (1953-2007). ПОРТРЕТ РАЗЛОМА ОСТРОВА 
Стивен Кэмбелл внёс большой вклад в развитие шотландского искусства 1980-хх годовего картины включают много повторяющихся мотивов, таких как черепа, птицы и антропоморфная листва, но также повторяющиеся узоры, такие как узор пейсли , который появляется снова в нескольких его поздних картинах. Такое использование визуальных мотивов указующих на различное трактование, привело к тому, что некоторые критики отвергали работы Кэмпбелла, а критик газеты The Independent в Лондоне назвал ее «супом загадочных мотивов». Подобные работы подходят для иллюстраций романов Стивена Кинга, в частности знаменитой повести «Туман», по которой снят новый 10-ти серийный Сериал Мгла смотреть онлайн который можно уже с 23-го июня с русской озвучкой. После смерти художника интерес искусствоведов к работам Кэмбелла значительно возрос, а газета The Times назвала его «одним из самых сильных и оригинальных художников, которые появились в последнее время в Великобритании».

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725-1805) - «Аллегория музыки»

Louis-Jean-Francois Lagrenée (Paris 1725-1805). An Allegory of Music - Orpheus, Pluto and Euridices. 1772 - Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Париж 1725-1805). Аллегория музыки - Орфей, Плутон и Эвридика. Исполнено в 1772 году 

вторник, 27 июня 2017 г.

Великая княгиня Ольга (1882-1960) - «Юрий Куликовский»

Grand Duchess Olga (1882-1960). Guri Kulikovsky (1919-1984) at breakfast, Knudsminde - Великая княгиня Ольга (1882-1960). Юрий Куликовский (1919-1984) за завтраком. Кнудсминде

понедельник, 26 июня 2017 г.

Франсиско Гойя - «Махи»

Франсиско Гойя. Маха одетая. Исполнено около 1796-1798 гг. Холст, масло. 97х190 см. Музей Прадо, Мадрид (из Королевской академии Сан-Фернандо)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
До сих пор не стихают споры о личностях натурщицы (которой не была, как думали ранее, знаменитая герцогиня Альба, любовница художника) и заказчика обеих картин (возможно, могущественный министр Годой). Нет также подтвержденной информации о значении двойного портрета - в одетом и обнаженном виде, о самой героине и о хронологии (возможно, «одетая» была выполнена позже, в 1800-1806 гг.). Платье, как и тореадорская курточка, пояс на талии и шелковые остроносые туфельки, расшитые золотом, указывают на высокое положение натурщицы. Поэтому речь, скорее всего, идет о своего рода маске: дама развлекается, представляя себя плебейкой, ведущей себя вызывающе и без предрассудков, свободной от формальных условностей. Изображение девушки копируется на парной картине и в диагональном расположении, и в положении рук, но есть существенные различия в интонации и цветовой палитре. Здесь показана скорее вечерняя сцена, с глубокими и интенсивными участками света и тени. Тело, заключенное в великолепии белого платья, запавшего между ног, полностью озарено источником света. При кажущейся идентичности, поза более расслабленная и спокойная, с упором на икры ног, торчащих с дивана. Кисть Гойи показывает плотность, богатство и вместе с тем текучесть палитры материалов, стремясь свободными и бесстрашными мазками следовать за приключениями света на любой поверхности.
Даниэла Тарабра
Франсиско Гойя. Маха обнажённая. Исполнено около 1796-1798 гг. Холст, масло. 97х190 см. Музей Прадо, Мадрид (из Королевской академии Сан-Фернандо)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Это полотно, вместе с аналогичной «Малой одетой» (La maja vestida), были, по всей вероятности, задуманы как пара. Картина с одетой девушкой должна была закрывать картину с обнаженной, будучи вставлена в двойную раму, как крышка, которая может приподниматься. На тахте зеленого бархата, раскинувшаяся на шелковых подушках и вышитой простыне, в простом диагональном положении изображена маха - один из самых известных образов женской красоты. Нас удивляет откровенность наготы: героиня показана без малейшей стыдливости, с руками, закинутыми за голову, и прямо смотрит на зрителя, подчеркивая отсутствие каких-либо аллегорических намерений, даже не пряча интимные места, до сих пор от- сутствующие на картинах. Красота здесь - не абстрактный и идеальный канон, но страстное участие. Сияющее тело живет в объятиях света, который, как подвижный персонаж, создает в помещении таинственные теневые углубления. Свет то слепит, то чуть касается, скользит по белоснежной плоти и тканям, распространяется и просвечивает в сердцебиении и дыхании. Это творение, безусловно, было вдохновлено знаменитыми ню Тициана и Веласкеса, но устанавливает новую модель единства чувственности и видения художника, без каких-либо предлогов и ширм. Именно это полотно будет так высоко цениться художниками следующего столетия, в первую очередь Эдуардом Мане (см. «Олимпию» в музее Орсе в Париже).
Даниэда Тарабра

Ст. также:

воскресенье, 25 июня 2017 г.

Рафаэль - «Святое семейство Каниджани»


Рафаэль. Святое семейство Каниджани. Исполнено в 1507 г. Дерево, масло. 131x107 см. Старая пинакотека, Мюнхен (Из дюссельдорфской коллекции, дар великого курфюрса Тосканского Козимо III зятю Иоганну Вильгельму Пфальцскому, 1691 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №16 «Старая пинакотека. Мюнхен»:
По мнению Вазари, эта картина была написана для Доменико Каниджани и является одним из первых вариантов темы Мадонны с Младенцем, которую художник будет разрабатывать в зрелый период своего творчества во Флоренции. Пластичность фигур и компоновка перспективы обнаружила ют влияние Фра Бартоломео и Леонар до да Винчи. У первого, доминиканского монаха, Рафаэль перенял установку на религиозное искусство, простое, но красноречивое, торжественное и сдержанное, а черты Леонардо узнаваемы в нежной голубизне естественной рамки, в которую помещены фигуры. Руки и ноги Марии и Елизаветы, Иисуса и маленького Иоанна движутся по классической схеме, абсолютно гармоничной в своем пирамидальном построении, напоминая органичность архитектурных форм и представляя единое и завершенное целое. Одежды также создают впечатление монументальности форм, с заметным влиянием Перуджино именно в расположении фигур. В этой картине сливаются элементы «натуральности», которые художник искал во время работы над этюдами с натуры в подготовительных рисунках и которые здесь проявились в тонкости и разнообразии выражений лиц и взглядов. 
Сильвия Боргезе
Святая Елизавета, кузина Марии и мать Иоанна Крестителя, изображена в виде пожилой женщины с покрытой платком головой. Во встрече взглядов женщины и Иосифа художник задействует композиционный ритм, богатый выразительными оттенками, которые выявляют всю свою эмоциональную глубину именно в этом повороте головы кверху.
Иоанн Креститель, слева, немногим старше Иисуса, обращает к нему обожающий и благочестивый взгляд. Рука Марии чуть придерживает Младенца. Елизавета делает тоже самое. Человеческое и божественное начало слиты воедино в едином измерении, выразившись во встрече двух детей, изображенных без теней и без контрастов.
Пейзаж пронизан слабым голубоватым светом, сеющимся с неба, обволакивающим строения на заднем плане. Контуры четки и прозрачны, как те, которыми Рафаэль любовался в Урбино на произведениях Пьеро делла Франческа. Внимание художника сосредоточено также на воздушной среде, создающей безукоризненную гармонию между фигурами и окружающей средой.
См. также:

Рафаэль Санти (1483-1520)


суббота, 24 июня 2017 г.

Джузеппе Бернардино Бисон - «Лот и его дочери»

Giuseppe Bernardino Bison (Palmanova 1762-1844 Milan). Lot and his Daughters - Джузеппе Бернардино Бисон (1762-1844). Лот и его дочери

пятница, 23 июня 2017 г.

Жан Франсуа де Труа (1679-1752) - «Даная»

Jean-François de Troy (Paris 1679-1752 Rome). Danäe - Жан Франсуа де Труа (Париж 1679-1752 Рим). Даная  

четверг, 22 июня 2017 г.

Анри Руссо (1844—1910) - «Война»

Анри Руссо. Война (Всадница раздора). Исполнено в 1894 г. Холст, масло. 114 х 195 см. Музей Орсе, Париж (покупка, 1946 г.).
Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Скромный таможенный служащий мэрии города и художник-самоучка, Анри Руссо - одна из наиболее сложных и оригинальных фигур в панораме парижского искусства второй половины XIX века. Обратившись к живописи в сорокалетием возрасте, Руссо пишет инфантильные по характеру сцены, полные очарования и только кажущиеся наивными. В них скрыта немалая тревога и насыщенный символический подтекст. Наивная живопись, созданная стихийным гением художника-самоучки, является плодом напряженной интеллектуальной работы, вдумчивого изучения примитивов. Дебаты вокруг произведений Анри Руссо по-прежнему открыты. Конечно, не случайно, что искусство Руссо решительно поддерживают наиболее авангардистские художники начала века - от Поля Гогена до Одилона Редона, от Пикассо до супругов Делоне, а также интеллектуалы уровня Гийома Аполлинера. Маленькое произведение Руссо, принадлежащее Кандинскому, станет объектом поклонения для членов «Голубого всадника» - группы художников-экспрессионистов. Этот холст был первой работой большого размера, написанной Руссо. Выставленная в Салоне Независимых 1894 года под названием «Война: всадница раздора», картина наделала шуму среди критиков и публики. Будучи фантастической аллегорией войны, она удивляет стилистической наивностью и оригинальностью целого.
Симона Бартолена
На земле изображена гора мертвых тел, терзаемых воронами. Даже описывая самые ужасные подробности, Руссо не утрачивает детской наивности. Это отличает его работы от остальных. Эта всадница войны не содержит никаких указаний на место или время, хотя, похоже, относится к трагическим дням франко-прусской войны 1870 года. Но это может быть и осовремененный вариант библейской иконографии четырех всадников Апокалипсиса.
Женская фигура, вооруженная мечом и факелом, скачет галопом на черном коне. Она символизирует войну или раздор. Забыв о трупах, которых топчут копыта ее коня, женщина движется вперед во весь опор, сея смерть и страх на своем пути. В расположении фигуры Руссо пренебрегает естественными параметрами. Девушка не сидит на коне, а, скорее, находится на его боку. Анатомия фигур передана суммарно и неточно.
Молодые художники-авангардисты были поражены видением Руссо. Его глубоко запоминающиеся композиции, упрощенный стиль, стилизация линий, оригинальный выбор цвета, двухмерность пространства и, особенно, наивность и творческая свобода художника представляли собой плодотворную почву для художественного авангарда начала XX века.

среда, 21 июня 2017 г.

Рене Магритт (1898-1967) - «Пробуждение»

René Magritte (1898-1967). L’embellie. 1962 - Рене Магритт (1898-1967). Пробуждение. Исполнено в 1962 году 

вторник, 20 июня 2017 г.

Кес ван Донген (1877-1968) - «Обнажённая с ожерельем»

Kees van Dongen (1877-1968). Nu au collier, or Carmen l’Algérienne - Кес ван Донген (1877-1968). Обнажённая с ожерельем или Кармен Алжирская
См. также:

Кес ван Донген (1877-1968)

понедельник, 19 июня 2017 г.

Фернан Кормон - «Каин»

Фернан Кормон (1845−1924). Каин. Исполнено в 1880 г. Холст, масло 380 х 700 см. Музей Орсе, Париж (Приобретено государством в 1880 г.)

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Далекое от полированной красоты Венеры Бугро, выставленной на год раньше, это монументальное полотно Кормона импонировало публике в Салоне 1880 года, слегка наделав шуму из-за размера, новизны сюжета, и, прежде всего, сурово реалистического стиля. Сцена вдохновлена библейской историей о Каине, который бежит со своим племенем после убийства брата Авеля. Однако больше чем смысл повествования Кормона интересует изображение воображаемой доисторической эпохи. После классической античности, средневековья и Возрождения в число сюжетов исторической живописи входит и происхождение видов. Неслучайно именно в эти годы в дополнение к растущей популярности теории Дарвина происходит открытие наскальных рисунков пещеры Альтамира. Дарвиновское происхождение сюжета отметила также и критика того времени, которой было тяжело примириться с показной грубостью персонажей и жестокостью изображения. Художник сосредоточивается на дикости людей, их зверином поведении, изображении их кожи, опаленной солнцем. Холст Кормона, бывший долгое время предметом подражания, поражает своим мелодраматическим тоном и силой картины в целом.
Симона Бартолена
Благодаря своим работам на доисторическую тематику, Кормон получает заказ на украшение стен и потолков Музея естественной истории в Париже, со сценами, которые рассказывают об эволюции человечества. Его стиль, одновременно реалистический и мелодраматический, чувствительный к деталям и способствующий приданию театральности всему изображению, как раз хорошо подходит для декораций такого типа.



воскресенье, 18 июня 2017 г.

Рафаэль - «Венчание Богоматери»

Рафаэль Санти. Венчание Богоматери. Исполнено в 1504 году. Дерево, масло. 170х118 см. Пиканотека Брера, Милан. В коллекции с 1805 года
Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»: 
 Находившийся прежде в церкви святого Франциска в городе Кастелло, подписанный и датированный на храме, небольшой, но знаменитый алтарь знаменует собой кульминацию творчества раннего Рафаэля. В этой картине 21-летний художник открыто отдает дань уважения Перуджино, у которого он заимствует аналогичную композицию в Канне, но, в целом, произведение значительно превосходит модели учителя, кажущиеся устаревшими. Сцена разворачивается на площади (с точной перспективой плиточного покрытия) перед большим храмом, в глубине - размытый пейзаж из холмов, лугов и лесов. Геометрическим центром и яркой точкой служит открытая двойная дверь в середине храма, знак полной гармонии архитектуры и природы. Фигуры располагаются как бы в случайном порядке с безукоризненной простотой вдоль нескольких рядов полуокружностей, которые повторяют форму купола и самой доски. Над всем царит благодать, немного с оттенком поэтической меланхолии: лица не обременены заботами, ни одно чувство не преобладают над другими, спокойны даже отвергнутые женихи, сломавшие посохи. Ничто не может нарушить кристальное равновесие композиции, которой Рафаэль положил начало своей полной и независимой стилистической зрелости. 
Стефано Дзуффи
Большой храм полностью вписывается в архитектурные дискуссии того времени по поводу церквей с центральным планом. Есть значительное сходство со зданиями Браманте, земляка Рафаэля, например, как храм Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
Богоматерь точно следует образу с картины Перуджино, изображенная, однако, в другом контексте: Дева Мария протягивает руку, чтобы получить предлагаемое Иосифом обручальное кольцо, в то время как первосвященник ритуально соединяет молодых супругов. При этом Рафаэль избегает грубых жестов и чрезмерных эмоций.
Согласно «Золотой Легенде», зацветший посох должен был указать на Иосифа как суженого Марии среди остальных претендентов.

суббота, 17 июня 2017 г.

Анри Матисс (1869-1954) - «Обнаженная на красном фоне»

Henri Matisse (1869-1954). Nu sur fond rouge - Анри Матисс (1869-1954). Обнаженная на красном фоне

пятница, 16 июня 2017 г.

Сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969) - «Весы»

Sir William Russell Flint (1880-1969). THE SCALES. 1944 - Шотландский художник сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969). ВЕСЫ. Исполнено в 1944 году

четверг, 15 июня 2017 г.

Пьер Сюблейра (1699-1749) - картины на тему басен

Пьер Сюблейра. Кобыла кума Петра. 1735 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Французский художник Пьер Сюблейра (1699-1749) прославился как мастер портретов и исторических и жанровых сцен. Его кисти принадлежат некоторые картины фривольного содержания. Именно к ним относят две работы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже (если их до сих пор не украли) написанные по мотивам басен Лафонтена.  
В басне Лафонтена «Кобыла кума Пьера» речь идет о том, что священнику отцу Жану очень нравилась красавица-жена бедного крестьянина Пьера, которому для обработки поля понадобилась лошадь. Священник пообещал превратить женщину в кобылу, но при двух условиях: женщина должна перед ним обнажиться и все происшедшее должно остаться в тайне. Вероятно, французский баснописец сюжет взял из «Декамерона» Боккаччо, а тот в свою очередь ещё откуда-то. Подобные забавные истории пользовались популярностью с самых древних времён и до сегодняшнего дня находят своего зрителя, примером чему служит известный сериал  Бесстыдники смотреть онлайн который можно с профессиональным русским переводом.  
Пьер Сюблейра. Навьюченное седло.  1735. Эрмитаж, Санкт-Петербург
В басне «Навьюченное седло» рассказывается о том , что знаменитому художнику, который был страшным ревнивцем, понадобилось ненадолго уехать из дома. Не полагаясь на верность жены он «запечатал» ее интимное место рисунком осла. Однако приятель-художник, воспользовался случаем и соблазнил оставленную в одиночестве женщину. В пылу страсти рисунок стерся, но любовник не растерялся и нарисовал осла вновь. Однако не удержался и пририсовал седло. Когда муж вернулся, то он увидел оседланного осла.

«Прибрежный пейзаж с рыбаками у Мавзолея Сципиона»

Joos de Momper II (Antwerp 1564-1635) and Attributed to Jan Brueghel I (Brussels 1568-1625 Antwerp). A coastal landscape with fishermen with their catch by the Tomb of Scipio - Джоос де Момпер Младший (Антверпен 1564-1635) совместно с художником атрибутированным как Ян Брейгель Старший (Брюссель 1568-1625 Антверпен). Прибрежный пейзаж с рыбаками с их уловом у мавзолея Сципиона

среда, 14 июня 2017 г.

Эдвард Лир (1812 - 1888)

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM GASTOURI - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу с Гастори 

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM THE VILLAGE OF ASCENSION - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу из деревни Ассеншион

Edward Lear  (1812 - 1888). THE PINETA, RAVENNA - Эдвард Лир (1812 - 1888). ПИНЕТА, РАВЕННА
См. также:

Эдвард Лир (1812 - 1888)

вторник, 13 июня 2017 г.

Энди Уорхол - машины без названия

Andy Warhol. UNTITLED (RED CAR). Executed in 1959 - Энди Уорхол. Без названия (Красная машина). Исполнено в 1959 году
К сожалению, марку изображённого автомобиля Энди Уорхол не указал. По всему видно, что это крутая тачка. Мне она напоминает ту, которую герой Луи де Фюнеса - Сароян подарил герою Бурвиля - Марешалю в фильме "Разиня". Та машина была напичкана разной контрабандой - наркотиками, бриллиантами. Впрочем, это можно проверить на сайте тачки из фильмов, там точно имеется кадиллак Маришаля
Andy Warhol. UNTITLED (BLUE CAR).Executed in 1961 -   Энди Уорхол. Без названия (Голубая машина). Исполнено в 1959 году

Шотландский художник Питер Хоусон (1958 г.р.)

PETER HOWSON (1958). BLIND LEADING THE BLIND III - ПЕТР ХОУСОН (1958). Слепые следуют за слепым III

PETER HOWSON (1958). DRUM - ПЕТР ХОУСОН (1958). БАРАБАНЩИКИ

PETER HOWSON (1958). HOTEL IMPERIAL - THE LAST TIGERS - ПЕТР ХОУСОН (1958). ОТЕЛЬ ИМПЕРИАЛ - ПОСЛЕДНИЕ ТИГРЫ

понедельник, 12 июня 2017 г.

Эдуард Мане - «Олимпия»

Эдуард Мане. Олимпия 1863 г. Холст, масло 130,5 х 190 см. Музей Орсе, Париж. Дар государству по результатам подписки, инициированной Мане, 1890 г.

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Когда утих скандал, вызванный «Завтраком на траве», Мане снова пытается в 1865 году попасть в Салон с этим новым, в равной степени вызывающим смущение, холстом. «Олимпия» - это современная версия Венер Тициана и, одновременно, антитеза академической обнаженной натуры. Мастер не случайно ставит эту картину рядом с полотном «Христа, осмеиваемого тремя солдатами» (1865 г., Чикаго, Художественный институт). Таким образом Мане делит лавры с венецианским мастером, который подарил Карлу V Венеру вместе с Христом в терновом венце. Позирует снова Викторина Меран. Узнаваемая личность натурщицы, случайная поза, дерзкий и уверенный взгляд, показная нагота, ничуть не идеализированная, модные драгоценности (которые способствуют соотнесению сцены с современной эпохой), присутствие черного кота у ног женщины, делают «Олимпию» неприемлемой для широкой публики и критиков. Добавим сюда выбор названия. Олимпия -это «сценический псевдоним» многих проституток того времени. В свою очередь, Эмиль Золя, друг и почитатель Мане, пытается защитить его с помощью убийственного памфлета, в котором автор выдвигает на первый план чрезвычайную новизну работы. Данное полотно - это прекрасный образец живописного дарования Мане, особенно его способности точного сопоставления светлых и темных тонов, игры тонкими нюансами коричневого. Изысканные цветовые решения достигают высшей выразительности в сопоставлении с колоритом фона, на котором прорезывается фигура негритянки, принесшей главной героине букет цветов.
Симона Бартолена

О Мане и его картине Из книги "Великие художники" Роберта Камминга:

Эдуар Мане так и не осуществил свою мечту получить официальное признание как наследник старых мастеров. Родившийся в зажиточной парижской семье, он идеально подходил на эту роль. Красивый, очаровательный, сильный, умный и очень талантливый, он чувствовал себя в обществе как рыба в воде. Он учился у одного из самых уважаемых парижских мастеров Тома Кутюра (1815—1879) и приложил много усилий к тому, чтобы его заметили в Салоне. Он желал одобрения консервативного общества той эпохи, но его современный подход пришелся не ко двору. В итоге постоянные отказы и резкие отзывы подкосили его, и в 1871 г. у него случился нервный срыв. При этом Мане близко дружил с авангардными художниками и писателями, восхищался современным городом с его коммерцией и удовольствиями: клубами, путешествиями, товарами и услугами. К сожалению, испробовав все, он умер от сифилиса в возрасте 51 года.
Успех наконец пришел к Мане после 1871 г. Он удостоился благосклонных отзывов в Салоне, а торговец Дюран Рюль купил у него 30 работ. Незадолго до смерти Мане получил орден Почетного легиона.
Мане считал «Олимпию» своей лучшей работой и не продавал ее. После его смерти ее выставили на аукцион, но покупателя не нашлось. В 1888 г. Сарджент (с. 92) узнал, что вдова Мане собирается продать картину американскому коллекционеру, и предупредил Моне, который устроил сбор средств на ее приобретение для Лувра.

Когда Мане было 18 лет, у него начался долгий роман с его преподавательницей фортепиано Сюзанной Леенхоф, и в 1852 г. у них родился сын. При людях они делали вид, что ребенок — брат Сюзанны, а Мане - его крестный. Они поженились в 1863 г., когда отец Мане умер, оставив ему наследство.
ОЛИМПИЯ 
 Эта картина была выставлена в Парижском салоне 1865 г., спустя два года после ее создания. Мане с тревогой ожидал реакции публики, ведь его знаменитый «Завтрак на траве» в свое время вызвал скандал. «Олимпия» вызвала шквал гневных протестов. В ней увидели не современное толкование известного сюжета, а корявую пародию на священную традицию. Всем было очевидно, что обнаженная дама — не богиня, а проститутка.
Мане много путешествовал. После провала «Олимпии » он отправился в Испанию. Как многие художники его поколения, он был восхищен работами Веласкеса и Гойи, которые тоже писали лежащих обнаженных.
Детали:
Четкие контуры 
Прямолинейная манера показывает Мане с лучшей стороны и соответствует откровенности сюжета. Он использует смелую композицию с четкими контурами. Игры светотени практически нет. Тонких деталей тоже нет, но цветовая гармония безупречна. Некоторые критики сочли эту манеру просто неумелой по сравнению с Энгром, назвав работу «картинкой с игральной карты».
Викторина Меран 
 В качестве натурщиков Мане обычно призывал друзей и близких. Здесь он нанял профессиональную натурщицу, 30-летнюю Викторину Меран. Она сама стала художницей, но к концу жизни спилась.
Следующий клиент 
 Служанка вносит букет, подаренный предыдущим поклонником, но Олимпия не обращает на нее внимания. Она готова к следующему клиенту - зрителю картины. Она смотрит ему прямо в глаза, как и кот, разбуженный нашим прибытием.
Сюжет старых мастеров 
 Образ лежащей обнаженной — один из самых традиционных в живописи. Мане знал, что его аудитория уловит отсылку к «Спящей Венере» Джорджоне.
Натюрмортная деталь
 Мане был мастером натюрмортов, которые часто писал ради своего удовольствия. Букет цветов — символ наслаждений, предлагаемых Олимпией.
Черный цвет 
 Черный пигмент - один из самых сложных в применении, поскольку он может запросто подавить все прочие цвета. Мане — мастер черного цвета: он умел использовать его для придания работам тональности и изящества. Мане, уделявший много внимания одежде, часто носил черный сюртук и шелковый цилиндр по моде того времени.
Современная женщина
Творение Мане — не богиня Венера, а юная женщина в узнаваемой роли. Она нетерпеливо покачивает тапкой на кончике ноги. На ней нет ничего, кроме жемчужин на шее и в ушах и орхидеи в волосах. Респектабельные женатые мужчины тех лет часто (пусть и тайно) посещали проституток

воскресенье, 11 июня 2017 г.

Рафаэль - Голова ангела

Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501 год. Дерево, масло (перенесена на холст), 31 х 26,5 см. Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа.
Роберта Д’Адда. Из аннотации к картине:
Голова ангела — один из четырёх дошедших до нас фрагментов алтаря Коронование Блаженного Николая Толентинского, созданного Рафаэлем в 1500 году по заказу Андреа Барончи для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло. Хотя Рафаэлю тогда было всего семнадцать лет, в контракте он назван magister, его имя указано первым, и только потом следует Эванджелиста да Пьян ди Мелето, который был старше и работал ещё с отцом Рафаэля, Джованни Санти. Большая алтарная картина, выполненная на дереве, хранилась в капелле Барончи вплоть до землетрясения 1789 года, нанёсшего ей значительный урон. Новым владельцем стал папа Пий VI, при нём композиция была разделена на части, вероятно, чтобы превратить наименее пострадавшие фрагменты в отдельные картины. В 1798 году французские войска разграбили Рим, и части алтаря были утрачены...
В 1822—1823 годах коллекционер из Брешии Паоло Тозио при содействии своего друга Теодоро Леки приобрёл Голову ангела на антикварном рынке во Флоренции. К картине прилагалось свидетельство, выданное профессорами флорентийской Академии, в котором работа была названа «портретом юноши» (прежде крыло ангела было скрыто под слоем записи) и приписывалась «раннему Рафаэлю»... Ещё в 1804 году французский писатель и историк искусства Катрмер де Кинси в своих исследованиях (переведённых в 1829 году на итальянский язык уроженцем Брешии Франческо Лонгеной) высказывал мнение, что его современники — воспитанные на неоклассической эстетике любители искусства — должны были бы разглядеть в этом, как тогда считалось, портрете черты «идеала красоты», близкого к греческому искусству с его условными и отвлечёнными представлениями о чистоте и простоте.
Перевод Екатерины Степанцовой.

См. также:

суббота, 10 июня 2017 г.

Итальянский художник Фаусто Зонаро (1854-1929) - «Турецкая баня»

Fausto Zonaro (Italian, 1854-1929). Hamam - il bagno. Painted circa 1891-1902 - Итальянский художник Фаусто Зонаро (1854-1929). Турецкая баня - вот это баня. Исполнено приблизительно в 1891-1902 гг.

пятница, 9 июня 2017 г.

Кес ван Донген (1877-1968)

Kees van Dongen (1877 - 1968). PORTRAIT DE FEMME. Painted circa 1924 - Кес ван Донген (1877-1968). Женский портрет. Исполнен около 1925 года
Kees van Dongen (1877 - 1968). LE NU ESTHÉTIQUE. Painted 1909 - Кес ван Донген (1877-1968). Обнажённая красотка. Исполнено в 1909 году

Kees van Dongen (1877 - 1968). MAISONS À AMSTERDAM. Painted  1907 - Кес ван Донген (1877-1968). Дома в Амстердаме. Исполнено в 1907 году
См. также:

Кес ван Донген (1877-1968)