пятница, 2 ноября 2007 г.

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист

ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777–1832), русский художник, представитель романтизма в графике и живописи, одна из самых значительных фигур русско-польских культурных связей 19 в.

Родился в Варшаве 9 марта 1777. Его отец содержал корчму в Седлеце, где рисунки мальчика увидела княгиня И.Чарторижская, около 1793 отправившая его на обучение в варшавскую мастерскую своего придворного художника Я.-П.Норблина. Романтическая бравура искусства Норблина оказала большое влияние на молодого Орловского. Уже в ранний, польский период он писал иронично-грубоватые бытовые картинки (Сцена в корчме, 1795–1796, Национальный музей, Варшава), однако – подобно своему учителю – выдвинулся в первую очередь как график, запечатлев, в частности, ряд эпизодов восстания под предводительством Т.Костюшко (1794).

Переехав с рекомендациями Чарторижских в Петербург (1802), состоял на службе у великого князя Константина Павловича, создавая эскизы мундиров и зарисовки военных парадов. Получил звание академика за картину Бивуак казаков (1809, Русский музей). Но и в России прочную репутацию его «быстрому карандашу» (А.С.Пушкин) или «народному карандашу» (П.А.Вяземский) принесли в первую очередь рисунки, а также работы, исполненные акварелью, пастелью, гуашью, сепией и в смешанной технике. Здесь он проявил себя как мастер темпераментного портрета (Автопортрет в красном плаще, 1809, Третьяковская галерея; Генерал М.И.Платов, 1812–1813, Исторический музей, Москва; и др.), шаржа и карикатуры (Орловский явился одним из основоположников этих двух жанров в России), наконец, как остроумный «очеркист» петербургской жизни. Также одним из первых в России обратился (с 1816) к литографии, наряду с отдельными листами создавая и целые альбомы (Путешествие в Персию с текстом Г.Друвиля, 1819; Тетради на тему русского народного быта, 1825–1826). Иллюстрировал своими рисунками басни И.А.Крылова (1824). Его работы часто принимали характер легкой импровизации в духе дружеского – хотя порой и весьма язвительного – письма. Лишившись материальной поддержки после кончины Константина Павловича (1831), работал в военно-топографическом депо.

Умер Орловский в Петербурге 1 (13) марта 1832.

Автопортрет 1810-е гг. Государственный Русский музей
Лагерная сцена времен Костюшковского восстания. Тушь. 1798 г. Кабинет гравюр Варшавской университетской библиотеки
Бивуак польских солдат. Тушь. 1798 г. Кабинет гравюр Варшавской университетской библиотеки
Четыре воина, сидящие под утёсом. 1829 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Тадеуша Костюшко. Перо. 1794 г. Национальный музей в Кракове.
Автопортрет (?) Тушь, кисть. 1893 г. Музей Чарторыжских в Кракове.
Портрет балетмейстера Карла-Людвига Дидло. Уголь. 1810-е гг. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Отряд краковских партизан. Тушь, кисть, карандаш. 1798 г. Музей в Броцлаве. Библиотека Оссолинских
Автопрортрет в шали. Литография. 1820 г.
Польские повстанцы ночью. Акварель, тушь. 1810-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение)

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение 2)

А те, которых на данных момент я не обнаружил у себя можно увидеть здесь.

Комментариев нет: