среда, 30 января 2008 г.

Греков Митрофан Борисович -основоположник советской батальной живописи

Греков Митрофан Борисович (1882-1934), российский живописец. Основоположник советской батальной живописи. Запечатлел события Гражданской войны («Тачанка», 1925). Инициатор создания панорам и диорам. Волы в плугу. 1920 г. музей А.С. Серафимовича. Г. Серафимович. В 1911 г. за дипломную работу "Волы в плугу" Академия художеств присвоила Грекову звание академика. (данная репродукция видимо с картины, являющейся вариантом дипломной работы 1911 года.
На Кубань! Государственная Третьяковская галерея
Трубачи Первой Конной Армии. 1934 г. Государственная Третьяковская галерея
Отряд Будённого в пешем строю отбивает атаку противника
Разоружение деникинцев. 1933 г. Центральный музей Вооруженных Сил СССР
Тачанка. 1925 г. Государственная Третьяковская галерея
Вступление частей Первой Конной Армии в Шаблиевку. 1927 г. Центральный музей В.И. Ленина
На другой день в станице Платоновской. 1934 г. Государственная Третьяковская галерея
Отряд Будённого в 1918 году. 1926 г. Центральный музей Советской Армии
Конармейская тачанка. 1933 г. Центральный музей Вооружённых Сил СССР
В отряд к Будённому. 1923 г. Государственная Третьяковская галерея
Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск в 1920 году. 1920 г. Центральный музей Советской Армии.
Первая Конная под Воронежом. Октябрь 1919 года. Государственный музей Революции СССР
Один из эпизодов разгрома армией Будённого генералов Мамонтова и Шкуро в октябре 1919 года
Взятие Новочеркасска. 1925 г. Государственный музей Революции.

вторник, 29 января 2008 г.

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939 гг.)

Певец родной природы
К 90-летию со дня рождения А. А. Рылова
Исполнилось 90 лет со дня рождения Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), одного из крупнейших русских пейзажистов. Широкой известностью пользуются его работы «Зеленый шум», «В голубом просторе», «Ленин в Разливе» и многие другие.
Детство и юность Рылова прошли в Вятке. Суровая северная природа родных мест, величественные непроходимые леса, застывшие озера и реки, необозримые лесные дали и цветущие луга, любовь к которым Рылов сохранил до конца жизни, стали основной темой его картин. Уже в первых своих произведениях «Смельчаки» (1903 г.), «Зеленый шум» (1904 г.). «Тихое озеро» (1908 г.), «Чайки» (1910 г.), «Осенние краски» (1912 г.) Рылов явился продолжателем реалистических традиций, стремился к созданию пейзажа-картины, к внесению в нее эмо­ционального и идейного звучания.
Рылов горячо и полностью принял Великую Октябрьскую социалистиче­скую революцию. В молодое советское искусство он пришел, уже сложившимся мастером пейзажа. В 1918 году появляется картина Рылова «В голубом просторе» — один из самых оптимистических, полных утвер­ждения жизни пейзажей в нашем искусстве. Над бескрайними морскими просторами с криком проносится стая белых лебедей, по небу плывут легкие облака, свежий ветер гонит сверкающий на солнце парусный корабль. Ослепительно блестит снег на скалах острова. Картина написана яркими красками, в ней много света, движения. В пейзажах 20-х годов: «Осень на реке Тосно», «Глушь», «Лесная река», «Полевая рябинка», «Весна под Москвой», «Жаркий день», «Зеленое кружево», «Река Орлинка» — Рылов воспевает величие и красоту родной природы, передает ее спокойствие и простор. Оптимистическое начало, бодрость, взволнованность — вот то новое, что вошло в творчество художника после революции. Рылов все чаше начинает вводить в пейзаж человека — покорителя природы. В 30-е годы он пишет картины, посвященные социалистическому строительству («Трактор на лесных работах», «Индустриальные огни на Волге»), жизни Красной Армии («Дозор», «С донесением»). В картинах «Ленин в Разливе», «Тяжелый путь» художник воссоздает образ вождя революции.
Рылов вел большую преподавательскую работу. В 1935 году в связи с 40-летием творческой деятельности ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Творчество Аркадия Рылова — певца родной природы — занимает достойное место в русском и советском искусстве.
(Вырезка из газеты "Ленинградская правда" или "Вечерний Ленинград" за 1950 год.)
В голубом просторе. 1918 г. Холст, масло. 109х152. Государственная Третьяковская галерея
Зелёный шум. 1904 г. Холст, масло.107х146. Государственный Русский музей
Гуси-лебеди. 1920 г. Музей-квартира И.И. Бродского НИ музея Академии художеств СССР
Багряная пора. 1918 г.
Осень на реке Тосио. 1920 г. Государственный Русский музей
Островок. 1922 г Государственный Русский музей
Ленин в разливе. 1934 г. Холст, масло. 105х170. Государственный Русский музей
Устье реки Орлинки. 1928 г. Государственный Русский музей
Красное отражение. 1928 г. Государственный Русский музей
Зелёное кружево. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея
Домик с красной крышей. 1933 г.
Лесная река. 1929. Государственный Русский музей
Чайки. 1933 г. Государственная Третьяковская галерея
Трактор на лесный работах. 1934 г. Государственная Третьяковская галерея
Полевая рябинка. 1934 г. Государственный Русский музей

Иогансон Борис Владимирович - русский, советский живописец (продолжение)

Первомайская демонстрация. Иллюстрация к роману А.М. Горького "Мать".
Рабфак идёт (Вузовцы). 1928 г. Киевский музей русского искусства
Портрет заслуженной артистки РСФСР д,В. Зеркаловой. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея
Б.В. Иогансон, В.В. Соколов, ДК. Тегин, Н.Н. Чебаков, Н.П. Файдыш-Крандиевская : Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола. 1950 г.
Розы
Допрос коммунистов. 1933 г. Государственная Третьяковская галерея
Узловая железнодорожная станция в 1919 году. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея
Цветы в корзине

Иогансон Борис Владимирович - русский, советский живописец

Иогансон Борис Владимирович (1893-1973), российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член (1947) и президент АХ СССР, Герой Социалистического Труда (1968). В кон. 1920-х гг. создал ясные по композиции и яркие по цвету жанровые произведения, отражающие черты новой действительности в России («Рабфак идет», 1928); с 30-х гг. обратился к историко-революционной тематике («Допрос коммунистов», 1933; «На старом уральском заводе», 1937). В 1950 совместно с «бригадой» других живописцев написал огромное полотно «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола». Государственные премии СССР (1941, 1951).

Осенний букет. 1955 г.
Советский суд. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко. 1948 г. Музей-квартира В.И. Немировича-Данченко
Розы. 1955 г.
Допрос коммунистов. 1933 г. Фрагмент.
Строительство ЗАГЭС. 1925 г. Центральный музей революции СССР
Выступление Г.И. Петровского в Государственной думе по вопросу о государственном бюджете на 1914 год. Рисунок. Государственный музей революции СССР.
Обыск в профсоюзе. Государственный музей революции СССР

Кукрыниксы - иллюстрации к повести М.Шолохова "Судьба человека"

Рассказ М. Шолохова «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» мы решили иллюстрировать потому, что в этом небольшом по размеру произведении увидели огромную, волнующую всех тему — силу советского человека. Силу, которую не смогла сломить даже война с ее страшными последствиями: потерей семьи и дома, смертью товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях. Несмотря на все это, в человеке сохранились благородные чувства и стремления.
Во время наших поездок по фронтовым доротам, по освобожденным от фашистской оккупации городам и селам мы встретили немало трагичного. Наши бойцы были первыми людьми, перед которыми открывалось огромное человеческое горе, их со слезами радости встречало население, они поднимали на руки осиротевших детей...
Эти воспоминания ожили через много лет после войны, когда мы прочли рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Он написан настолько правдиво и ярко, что перед нашими глазами снова развернулись картины героического военного времени.
Как и во всякой работе, мы долго, иногда мучительно искали типаж, обстановку, картины природы, все время обращаясь к виденному и пережитому.
КУКРЫНИКСЫ
М. Куприянов
П. Крылов
Н. Cоколов