Эдуард Мане. Флейтист. Исполнено в 1866 году. Холст, масло 161 х 97 см. Музей Орсе в Париже (Наследство графа Исаака де Камондо, 1911 г.) |
Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Музей Орсе. Париж»:
После скандала, который вызвала «Олимпия», жюри Салона решило исключить Мане из сезона 1866 года. Среди картин, представленных художником, был также и этот шедевр, написанный по возвращении из поездки в Испанию, под впечатлением образцов Веласкеса и Гойи. Позировал для этой необычной картины мальчик из войск императорской гвардии, представленный художнику комендантом Лежоном, его другом и поклонником. Мане выбрал полотно большого размера и трактовал изображение как важный официальный портрет, несмотря на возраст портретируемого и простоту композиции. Фигурка, представленная с живейшим реализмом на нейтральном фоне, кажется монументальной. Цветовая гамма очень сдержанна и полностью построена, за исключением желтого акцента на берете, на противопоставлении красного, черного и белого тонов. Глубину двухмерному изображению, которое часто сравнивали с игральной картой, придают только маленькие тени, тянущиеся по земле от ног мальчика. Кроме неоспоримого влияния великой испанской традиции живописи, как раз в этой стилизации образа улавливается еще одно важное воздействие - влияние японского искусства. Интерес к линейному стилю японских гравюр, в самом деле, распространяется со скоростью лесного пожара среди тогдашних художников.
Симона Бартолена