пятница, 1 февраля 2008 г.

Сомов Константин Андреевич (продолжение)


Константин Андреевич Сомов был одним из виднейших представителей «Мира искусства» — русского художественного течения конца XIX — начала XX века. Объединяя преимущественно людей даровитых, желанием которых было внести искусство в быт, работал во всех областях, где нужен вкус и глаз художника, мирискусники много сделали для русской культуры. Их работы в книге, прикладном и декоративном искусстве, в художественной промышленности заслужили признание. Но идейные установки мирискусников, часто противоречившие их творческой практике, отнюдь не были прогрессивны. Отказываясь от социальной темы в искусстве и открыто противопоставляя себя передвижничеству, они разрушали преемственность демократических традиций в русском искусстве.
К. А. Сомов родился в Петербурге в 1869 году в семье, принадлежащей к интеллигенции. Его отец, А. И. Сомов, хранитель Эрмитажа, знаток искусства и коллекционер, сам немного рисовал и писал, мать была талантливой музыкантшей и певицей. В детстве и юности Константин Сомов одинаково увлекался изобразительным искусством, музыкой и театром. В гимназические годы он брал частные уроки рисования и живописи, посещал рисовальные классы Общества поощрения художеств. Тогда же он сблизился с будущими членами «Мира искусства»: с Александром Бенуа, Л. Бакстом, Е. Лансере, А. Остроумовой-Лебедевой.
В 1888 году К. Сомов поступил в Академию художеств, где наибольшее значение для него имели занятия в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Репин считал К. Сомова способным учеником.
В 1896 году друзья Сомова уезжают в Париж, и художник, не вполне закончив курс, уходит из Академии и две зимы живет во Франции. Там он почти все время отдает работе и возвращается в Россию вполне сложившимся художником.
Как и другие представители «Мира искусств», К. А. Сомов чрезвычайно разносторонний мастер. Он пишет портреты, пейзажи, жанровые картины, работает в книжной графике и оформлении книги, в театре, делает статуэтки, рисует узоры для вышивок и ювелирных украшений и все это с большим вкусом и артистизмом.
В ранних работах Сомова преобладают композиционная ясность, уравновешенность цвета. В 90-е годы он создает ряд портретов близких ему людей: портреты матери, отца, сестры и других. В портретах есть пристальное внимание к внутреннему миру человека и сочувственное отношение к нему.
Со временем Сомов все больше стремится к творческому преобразованию увиденного, к более явному выражению своей индивидуальности. Это сказалось и в портретах, написанных им после 1910 года. По-прежнему Сомов — чуткий, внимательный наблюдатель, но теперь он нередко подчиняет образы людей своему настроению, обычно меланхолическому. Иногда мастер стилизует портреты «под старину».
Но случается, что и сама модель соответствует его замыслу. Блестящим образцом подобного портрета и, может быть, вершиной творчества Сомова является «Дама в голубом платье» (Портрет художницы Е. М. Мартыновой, 1897—1900). Это портрет глубоко психологический и поэтичный, многоплановый и сложный. Он был задуман как романтический портрет-картина в стиле первой половины XIX века. Внешняя декоративность фона, одежды, позы контрастирует с глубоким внутренним драматизмом образа. Несмотря :на атрибуты прошлого, портрет современен. Пейзаж усиливает настроение печали и внутренней надломленности молодой женщины. Выполненный в традициях старой живописи, портрет Мартыновой отличается совершенством композиции, рисунка, красотой цвета.
В одном из своих более поздних портретов— в «Портрете композитора С. В. Рахманинова» (1925) Сомов прежде всего подчеркивает высокую интеллектуальность великого музыканта. Пейзажный фон эмоционально обогащает портрет. Беспокойная пестрота листвы усиливает внутреннюю динамичность картины. Голова композитора с резкими чертами лица вылеплена крепко, легко, энергично. Прекрасно изображена и одежда, написанная более широкими мазками. В портрете Рахманинова как бы собраны достижения Сомова в области портретного искусства разных периодов его творчества. Здесь он возвращается к простоте ранних портретов, но сочетает ее с предельно отточенным рисунком, с чистотой и декоративной приподнятостью цвета и с более крепкой композиционной построенностью.
Глубокое понимание натуры художник проявляет и в своих пейзажах, которым, когда бы они ни были созданы, присуща какая-то особая нежность и музыкальность. Просты и безыскусственны, исполнены меланхолического настроения и умиротворенности его более ранние пейзажи, выполненные с натуры в 1890— 1900 годы. Это портреты уголков природы, сделанные чутким мастером и тонким лириком. И позже пейзажи остаются поэтичными, хотя и делаются более декоративными и графически утонченными. В них остаются грусть, особая бережность в отношении к природе. Со временем Сомов все дальше отходит от работы с натуры и дает все больше свободы воображению. Художник «сочиняет» пейзажи, создает пейзажные композиции. Для Сомова природа становится средством выражения его личных настроений. В этих работах художник широко использует эмоциональное воздействие цвета, декоративно обобщает его и делает более звучным. С особым вниманием он относится к линии, оттачивает ее с тщательностью и предельной точностью. Иногда в пейзажи вводятся фигуры людей, которые часто не играют самостоятельной роли, а лишь дополняют, поддерживают настроение природы.
Велика роль пейзажа в жанровых произведениях Сомова. Его жанры настолько индивидуальны, что само понятие «творчество Сомова» обычно связывают именно с жанровыми работами мастера. Образы его картин нередко навеяны живописью; музыкой и литературой XVIII века, а также рассказами о русской старине, знакомыми ему с детства. Искусство рококо привлекает Сомова легкостью и (изысканностью чувств и декоративностью живописи. В жанрах художник не стремится ни к исторической, ни к бытовой достоверности. Это импровизации на темы литературных, художественных и музыкальных впечатлений, которые передают мысли и чувства человека начала XX века. Как правило, его жанры — интимны.
К числу подобных жанровых композиций принадлежит картина «Арлекин и дама» (1912), относящаяся к серии «Фейерверки». Произведение романтично и празднично. Действие протекает словно на сценической площадке, замкнутой кулисами и задником. Художник не стирает грани между маскарадом и действительностью. В этой декоративной, в основе, работе есть характерная для многих жанров Сомова недосказанность. Построенная на контрастах и повторах композиция обладает большим ритмическим разнообразием, гармонической уравновешенностью и слитностью всех частей. Строгая вертикаль левого боскета и прямые линии обрамления водоема контрастируют со сложной и изысканной линией силуэта фигур, дополняя друг друга. Великолепная красочная гамма картины построена на сочетании звучных, насыщенных, пряных цветов.
Композиции его жанровых работ нередко напоминают декоративные панно.
Если для более ранних жанровых произведений Сомова характерна широта мазка, то позже он часто увлекается миниатюрные письмом, графической четкостью в изображении деталей, иногда стилизует под старые живописные приемы.
Очень много и серьезно занимался Сомов книжной графикой. Он оформлял книги, делал иллюстрации, воспринимая книгу как цельное произведение искусства. Здесь, как и в жанре, особенно ярко выразились большая культура, утонченность творчества Сомова.
Константин Андреевич Сомов проявлял огромную требовательность к своей работе. Александр Бенуа вспоминал о том, как Сомов иногда часами сидел над одной линией, добиваясь ее особой выразительности.
До последних лет жизни Сомов сохранил верность руки и глаза, но произведений, равных его работам 1900-х—1920-х годов, уже не создал.
Умер К. А. Сомов во Франции в 1939 году.
И. Дорогоневская
Автопортрет. 1902 г. Карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Вечерняя дорога. Акварель. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет С.В. Рахманинова. 1925 г. Холст, масло. 63,7х51,6 Государственный Русский музей
Портрет А.А. Блока, 1907 г. Цветной карандаш, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1901 г. Государственный Русский музей
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1909 г. Частное собрание. Ленинград
Детский портрет. 1896 г. Государственный Русский музей
В парке. 1896 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Бенуа и Бакст. Набросок с натуры. 1896 г. Бумага, акварель. 37,3х22,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Грусть. 1919 г. Частное собрание. Ленинград
Пейзаж ( Лето. Вечерние тени. Радуга) 1900 г. Масло, холст. 58х71. Государственный Русский музей

Комментариев нет: